№4 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Автолюбовь

В семье Насыровых об автомобилях не спорят. Они их ценят, любят и коллекционируют. Анатолий Аблемитович и его дочь Елена на страницах «Образа Жизни» рассуждают о том, как дать вторую жизнь авто, об уважении на дороге, женском и мужском стиле вождения.



Анатолий НАСЫРОВ - президент Дальневосточной ассоциации автомобильных школ, президент клуба «Авторетро-100», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, почетный гражданин города Хабаровска, член Межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения правительства Хабаровского края. Елена НАСЫРОВА (дочь) - исполнительный директор клуба «Авторетро-100», председатель хабаровского клуба «Автоледи».



Анатолий, Елена, расскажите, как пришло решение связать жизнь с автомобилями?


Анатолий:

Родился в поселке Тавричанка Приморского края. С детства знал, что стану или моряком, или водителем. К технике тянуло как магнитом. Внимательно наблюдал, как отец водит машину. А однажды, пока взрослые отдыхали после сытного обеда, стащил со стола ключи от автомобиля ГАЗ-67, завел и поехал. Через десять метров мое приключение закончилось: соседский забор завалился прямо на машину, но бампер оказался очень крепким, и меня вытащили без единой царапины. Дома разговор был короткий, отец взял моченую веревку и проучил. Мне тогда лет восемь было, но урок я запомнил на всю жизнь. За все 50 лет за рулем у меня ни одной аварии не случилось.


Елена:

Машинами, как и отец, восхищаюсь с детства. Мечтала поскорее вырасти и сесть за руль отцовской «Волги». Он не то чтобы был не против, а всеми силами поддерживал желание. Когда в автошколе я впервые села за руль большой, механической, точь-в-точь как у отца машины, то поняла, насколько это тяжело. Домой приходила в изнеможении. Папа постоянно говорил: «Сидишь неправильно» или «Руль не так держишь». Последние года два перестал критиковать, стало понятно: оценивает меня как профессионала.


Анатолий:

Считаю, что ГАЗ-24 («Волга») - лучшая советская модель, но управлять ей действительно нелегко. Почти как подводной лодкой. Елене я подсказывал, но все равно больше отцовского внимания досталось сыну Сергею. Его я учил жестко, с пролетарской ненавистью (смеется). Хотел, чтобы он сразу понял, что с дорогой не шутят. Кроме правил и устройства автомобиля, объяснял, как действовать в экстремальных ситуациях. Долго выезжали за город и отрабатывали, как, скажем, проехать мимо пешехода и не окатить его водой из лужи. Мы менялись ролями: сначала он был пешеходом, я – водителем, потом наоборот. После занятий он падал звездочкой на кровать со словами «Все, больше не могу».



По какому принципу выбираете машину?


Анатолий:

Перепробовал все советские автомобили. В армии служил водителем на ГАЗ-63, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157. В 1969 году участвовал в боевых действиях на острове Даманский. Вышел на «дембель» гол как сокол - только сапоги да пояс остались. Увидел объявление о вакансии водителя автобуса. Вместе с работой дали жилье и возможность учиться дальше. Сначала работал в автобусном, а потом таксомоторном парке. Сложнее всего, как ни странно, водить не КамАЗ, а обыкновенный рейсовый автобус. Кроме того, что габариты немаленькие, так и ответственность огромная! Больше сотни пассажиров за спиной. Труд каторжный. Раньше водителя автобуса ценили как летчика, мы получали 530 рублей. Для сравнения, у инженера в те времена зарплата была 140 рублей.

Елена: Машина должна соответствовать стилю, как одежда или сумочка. Быть продолжением тебя самого. Тогда и вождение будет доставлять удовольствие. За рулем я себя чувствую уверенно, будто крылья вырастают. Но так было не всегда. Первая машина, заднеприводная Тойота, для меня, начинающего водителя, плохо подходила. Зима становилась настоящим испытанием. В снегопад не раз застревала и буксовала. Как-то даже попросила положить в багажник бордюр, чтобы задняя часть машины оказалась тяжелее и на дороге ее не заносило (смеется).


На ваш взгляд, отличается манера вождения у женщин и мужчин?


Елена:

По третьему образованию я психолог, и в своей дипломной работе «Психофизиологические особенности курсантов автошколы как предикторы успешности их обучения» изучала эту проблему. Шансы стать хорошим водителем одинаковы и у женщин, и у мужчин. Многое зависит от опыта и личных качеств, насколько человек импульсивный и внимательный. Иногда думаешь, что за рулем женщина, обгоняешь, а это «профессор» по телефону разговаривает. Правда, лихачат в основном мужчины, у женщин, это я вам как мама говорю, больше развито чувство самосохранения.
Анатолий: Думаю, отличия есть. Женщина водит автомобиль с материнским инстинктом, осторожно, не торопясь, ее сразу можно угадать по стилю вождения. Правда, указатели поворотов включает намного позже и нередко забывает, что вокруг тоже участники дорожного движения. Вчера еду, смотрю, впереди красная маленькая машина начинает метаться: то влево, то вправо. Сразу понятно, кто за рулем.



Как относитесь к автохамам на дороге?

Анатолий:

Некоторые владельцы дорогих авто думают, что дороги существуют исключительно для них. Это, конечно, глубокое заблуждение, но таких хватает. Есть вынужденные автохамы. Торопится человек и забывает вовремя перестроиться или включить поворотник. Такие водители после своего нелепого маневра извиняются, включая «аварийку», и это все-таки греет душу другим участникам движения.


Дорога, как лакмусовая бумага, отражает состояние людей. Неурядицы в семье, неустройство, другие проблемы, естественно, сказываются на манере вождения. В целом же страдает уровень культуры. Начинающим водителям не хватает уважения к себе и другим водителям. Часто за рулем они не выпускают телефон из рук, и это большая проблема. Решить ее можно не только штрафами, но и обучением в автошколе азам педагогики, психологии, выработке таких понятий, как стрессоустойчивость! С этого и начинается воспитание водителя! Когда в семье есть любовь и каждый заботится друг о друге, то и на дороге такие люди будут друг друга беречь. Ведь мы все участники одного дорожного движения, жители одного города.


Расскажите про клуб «Авторетро-100», это работа или просто увлечение? Как ретромашины попадают в коллекцию?

Анатолий:

У каждой машины своя история. Первый экспонат нашел коллега и мой друг Андрей Фролов больше двадцати лет назад. Автомобиль ЗИС-5 1943 года выпуска восстановили на военном заводе, и теперь он бессменный участник Парадов Победы!



Однажды бывший участковый привез простоявший 12 лет в гараже папин «Москвич». Не хотел отдавать его на металлолом, попросил сохранить. В другой раз из города Свободного Амурской области в мешках привезли разобранный по запчастям ГАЗ-АА: отдельно рама, кабина, ходовка. Бывало, из четырех машин одну собирали. В селе Хороль Приморского края на пасеке охотоведа нашли «Виллис». Это американский армейский автомобиль повышенной проходимости времен Второй мировой войны. Победный трофей полюбили лесные жители. Птицы в фарах свили гнезда, капот покрылся мхом, еще бы чуть-чуть и совсем заржавел. Больше 600 километров тащили его на эвакуаторе в Хабаровск. Такая же судьба постигла и ГАЗ-67. Его мы вывезли из поселка Уссурийский после наводнения. В нем куры яйца высиживали, а мы нашли ему другое применение. Раритет Opel Olympia 1932 года привез в Хабаровск фронтовой разведчик из Берлина. Эту машину, прототип наших «Москвичей-400 и -401», нам передала супруга после смерти владельца.


Елена:

Ретро - это любовь всей нашей семьи. Машины из прошлого вызывают восторг. Но относиться к ним нужно бережно, как к музейным экспонатам. Я пробовала садиться за руль только автоматического Ford Mercury Monterey 1971 года. Эмоции, как будто первый раз прокатился на аттракционе. Шестиметровый красавец сиреневого цвета сразу обратил на себя восторженные взгляды не только других автолюбителей, но и стражей порядка. Не раз меня останавливали инспекторы ГИБДД просто для того, чтобы посмотреть на машину поближе. Думаю, что труд моего отца и его коллег очень востребован. Автомобили клуба – участники всех мероприятий города и края. С мая по ноябрь делаем по 20-25 автопробегов, радуем горожан и гостей города. Наша большая мечта тоже связана с авто. Мы думаем, как было бы хорошо, если бы в Хабаровске, появился музей автомобильного транспорта.



Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.