Дух индивидуальности


«J'adore», «Chanel N5», «Lady Million» – самые востребованные парфюмы у российских женщин. Раскрученные марки, изысканные ароматы и очень популярные. Того и гляди, что «услышишь» свои духи на коллеге или случайной прохожей. Для многих такое совпадение равносильно одинаковым нарядам и просто недопустимо. Сторонники исключительной индивидуальности сейчас имеют возможность подобрать авторский парфюм. Композиции выпускаются лимитиро-ванными сериями, отличаются ярким характером и неповторимым ароматом. О том, как производятся духи, «Образу Жизни» рассказала хабаровский автор нишевого парфюма Екатерина СТЕПАНОВА.


Она единственный в городе автор парфюма. Автор, но не парфюмер. Звание это Екатерина считает слишком высоким, а себя называет скорее дилетантом и экспериментатором. Попробовав впервые год назад создать аромат для себя, просто не смогла остановиться. Сейчас в ее коллекции ароматов, родившихся в Хабаровске, уже около 30 наименований. Одни теплые и будто обволакивающие, другие пронзительные, третьи – поражающие воображение. При этом все они уникальны и созданы для истинных ценителей.

В парфюмерном масс-маркете представлен продукт доступный, понятный для всех. То есть из этих ароматов удаляют ноты, непонятные для среднестатистического пользователя. Например, у разновидностей «Chance» Chanel («Шанс» Шанель) хороший цветочный запах. Они достаточно просты, и их любят все. Если искушенный человек их «послушает», они не вызовут интерес, так как слишком понятны. Если девушке подарят «Chance», она будет в восторге, и будет открывать этот аромат. Но, вероятно, спустя какое-то время попросту его перерастет. Масс-маркет нацелен на массовую аудиторию. В нем теряется изюминка, которая присуща авторскому парфюму. Когда парфюмер творит, он пишет картину, и у каждого парфюмера, как у художника, своя манера.

Авторский парфюм, или, как его еще называют, нишевый – это труд одного человека или небольшого парфюмерного дома. У каждого аромата своя неповторимая рецептура, сложное сочетание оттенков и отдушек. Нередко бывает, что авторские парфюмы приобретаются крупными арома корпорациями и запускаются на массовый рынок. Такое произошло, например, с самобытной продукцией Пьера Монталя. Он – легенда! Хотя долгое время не было понятно, реальный это человек или удачная маркетинговая придумка. Оказалось – человек. Очарованный тонким ароматом Востока, парфюмерией, богатой натуральными маслами и смолами, он познакомил мир с удом. Уд или масло агарового дерева – главный ингредиент традиционных арабских духов.


Пьер Монталь, можно сказать, адаптировал всю арабскую парфюмерию для европейского носа. Так родились шикарные, гурманские, восточные ароматы. Кстати, нигде так не любят Монталя, как в России, несмотря на то, что все парфюмы тяжелые. Вы когда-нибудь слышали уд в чистом виде? Меня, честно говоря, он отталкивает. Взять Аттар (Attar), по мне, очень специфический аромат и не очень приятный. Я одно время привозила для себя некоторые экземпляры Пьера Монталя, их не было в хабаровских магазинах. Спрашивала, почему не привозят? Ответ один – «покупать не будут, потому что его не знают, потому что привыкли к цветочкам». Нишевый же парфюм для ценителей. Для тех, кто понимает, разбирается и не боится быть индивидуальным.

Попробовав многое и не найдя своего аромата, Екатерина в один момент решила создать его. Освоила технологию, наработала необходимый опыт – так появилось «Сердце розы». В нем сочетается семь ароматных нот, четыре из них – розы. Каждая роза пахнет по-своему. Марокканская отличается от болгарской, она более глубокая, более насыщенная, более тяжелая. Пробный парфюм превзошел все ожидания своего создателя. Посыпались положительные отзывы.

Это направление в компании «Аромасервис» для моего удовольствия, моя игрушка, мое хобби. Безусловно, я не делаю концентраты, просто потому что это невозможно. С удовольствием бы посадила лавандовое поле под Хабаровском, но, увы, оно здесь просто не вырастет. Поэтому мы закупаем концентраты, ингредиенты для изготовления парфюма у партнеров во Франции и Греции. Отдушек существует миллионы.

У Екатерины не слишком романтичное отношение к изготовлению парфюма, ведь технология элементарна – все ингредиенты необходимо смешать в определенных пропорциях, и все. Состав, кстати, ничем не отличается от парфюмированной воды даже самой дорогой марки. А вот сам аромат, его верхние ноты и ноты сердца, как они будут раскрываться – практически лотерея. Предсказать поведение едва ли удастся даже опытным парфюмерам. В коллекции Екатерины есть ароматы, сделанные по «рецептам», а есть абсолютные экспромты.


Мне сейчас хочется создать аромат, похожий на вино, может быть, с нотами рома или бренди - как раз для осени. Недавно пришла ромовая отдушка, будем экспериментировать. Сейчас осень, осенью мы хотим тепла, поэтому и ароматы должны быть уютные. Как правило, сладкие, ванильные, пряные, кофейные, перечные. Причем я сразу говорю, что это все синтетика. Сейчас в парфюмерии практически не используется натуральное сырье. Во-первых, потому что это экологично, во-вторых, бюджетно: даже страшно представить стоимость парфюма с натуральной амброй.

Самое сложное в создании ароматов – ждать, парфюм должен созреть. Надо выждать 30 дней. Очень сложно не открывать флаконы каждую неделю и не «слушать», что в них происходит. Сейчас уже спокойнее отношусь, но первые семь ароматов было невероятно трудно выждать. Все стояло дома, в шаговой доступности. Смотришь на эту баночку постоянно, переживаешь: не выпал ли в осадок, получился или нет. Считаю, что первые семь ароматов были очень удачными.

В Хабаровске уже создано 30 уникальных ароматов. И все они сложные, ведь на них ушло почти две сотни отдушек. Эксперименты были исключительно с растительными ароматами. В коллекции не встретить нот стали, целлофана или бетона. Автору такая эпатажность чужда.

Не люблю цитрус в парфюме, просто я его не слышу, это моя особенность восприятия. Но ради эксперимента сделала такой аромат. Закупила несколько чистых цитрусовых концентратов, и получился совершенно новый парфюм. Если первые варианты я делала на свой вкус, то потом у меня появились цитрусовые, потом шипр. А дальше пришла мода на табак и замшу. Я, честно говоря, не очень понимаю, как женщина может пахнуть табаком и замшей, но у меня есть такой парфюм. Он шикарный, его покупают, хотя я пока не нашла ту женщину, которой смогла бы его подарить. Люди и ароматы сочетаются, я вижу человека и чувствую, что этот аромат его.

А вот создать индивидуальный аромат под конкретного человека – задача не из легких. Сделать такой можно, если лично знаешь заказчика, уверяет автор парфюма. Это большая ответственность: аромат, может быть, и понравится человеку, но не будет «его».


Духи – это индивидуальный код, послание человека окружающим. Аромат - продолжение человека. Парфюмерный гардероб строится по такому же принципу, что и гардероб одежды. Это ваше послание миру. Либо вы сегодня веселушка, в легком платье и розовых кроссовках, и пахнете «ванилькой», либо деловая женщина на шпильках, и от вас веет строгостью. Майя Плисецкая была стройной и утонченной, но пользовалась ароматом «Bandit», а он очень тяжелый. Силу своего характера она показывала через аромат. Мой авторский «Dolce Solo», он очень сладкий. Уникальный аромат, за его основу были взяты секреты аромамаркетинга. Чтобы человек, вошедший в помещение, почувствовал себя уютно, подается запах яблочного пирога с корицей. Так и в этот аромат входит корица, ваниль, бобы тонка, какао, кофе – он абсолютно пищевой и очень нравится девушкам.

Самым необычным в коллекции Екатерины стал аромат «Wall Street», названный в честь самой деловой улицы Нью-Йорка. Перед автором стояла задача передать запах земли после дождя. Сочетание кедра и пачули сделали свое дело, аромат получился очень строгим. Один из людей, тестирующий новый запах, с удивлением заметил: «Так пахнут свежие доллары, пачка долларов только что из банка».

Я не сразу выпускаю ароматы в продажу, сначала они проходят тестирование. Я раздаю пробники, анкеты и через десять дней собираю впечатления, как люди жили с этим ароматом все это время. Я оцениваю восприятие окружающих, сколько аромат прожил с человеком в течение дня - очень важна стойкость. Мне важно, как раскрывается парфюм, как играет на коже, во что он превращается – в анкете около 80 вопросов.

Кстати, на все встречи Екатерина приходит со специальным стаканом. Оказывается, именно в стакане аромат «отдыхает» и после наиболее полно раскрывается. По уверению специалиста, блоттер не способен передать весь букет. А такой способ, с использованием стакана, можно даже сравнить с дегустацией хорошего вина.

Слушать нужно, когда аромат отдохнул, из него ушли верхние ноты, осталась только база. Стакан долго сохраняет аромат. Я своим клиентам говорю: «Сразу ничего не берем». Пробуем, носим, на следующий день пишем, тот хочу или другой. У меня нет задачи продать. Не передать словами, что чувствуешь, наблюдая большие и очень довольные глаза в момент, когда человек наконец нашел то, что ему нужно.

По большому счету, все это я делаю для себя, но когда мои ароматы доставляют кому-то удовольствие, я счастлива.


Елена Чагина
Фото Юлии Савкиной
Cъемки проводились в салоне Mr.Doors

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.