Гусли земли хабаровской


Какой музыкальный инструмент считается исконно русским? Балалайка? Баян? Жалейка, или дудочка? Вовсе нет. На Руси издавна почитались гусли.

Игрой на этом музыкальном инструменте еще в IХ веке русские удивляли византийских императоров. У гуслей оказалась довольно непростая судьба: инструмент едва не был утерян из-за религиозных разногласий, в веках оказались забыты и многие его формы. Если в старейших русских городах музыкальные традиции сохранены, то молодому Хабаровску и наследовать особо было нечего. Гусли на Дальний Восток пришли уже в наше время.


Гуслистов, верно говорить именно гуслистов, в Хабаровске совсем немного. Лишь 6 человек в городе могут играть на этих старинных музыкальных инструментах. Один из них Дмитрий Проскурин, участник этнической группы «Путь звука». Несколько лет назад он услышал звучание гуслей в Москве, заинтересовался. Сейчас об этом инструменте знает почти все:

Гусли существовали еще во времена дохристианской Руси. После крещения подверглись гонению как языческий культовый предмет. Название производно от слова «гудеть», играть, а «гудьба» признавалась языческим обрядом. Так что гусли стали запрещать, и до наших дней дошло только несколько форм инструмента.


Гусли – струнный щипковый инструмент. В основе его деревянная доска с натянутыми струнами. И вариаций гуслей великое множество.

Дмитрий объясняет:

«Прежде всего отличается форма. Шлемовидные с полукруглым боком, трапециевидные с более острыми углами и крыловидные, у которых одна сторона изогнута, как крыло. Разным бывает количество струн – от пяти до двадцати, а то и больше. Но принцип игры одинаковый. Чтобы получился аккорд, ненужные струны заглушают пальцами, прижимают. На гитаре, например, все наоборот».

Свой инструмент, крыловидные гусли «Гудимир», Дмитрий заказал в Москве. До недавнего времени это был единственный способ получить инструмент. В Хабаровске никто никогда гусли не делал. По крайней мере так считалось.

В действительности же попытка смастерить струнный инструмент была предпринята еще в 2005 году. Создателем стал сотрудник музея истории Хабаровска Сергей Романов. Уже много лет он изучает былины о русском богатырстве и сказаниями об Илье Муромце и Соловье-разбойнике делится со слушателями, да так, что можно заслушаться. Однажды на глаза Сергею попалась информация о раскопках в старом Новгороде, о деревянных фрагментах инструментов, найденных на месте языческого святилища. Вдохновившись, музейщик собрал материал и создал точную копию лировидных гуслей «Словиша», в переводе соловей. Правда, они так и не зазвучали. На гусли натянули струны от гитары, а колки закрепили недостаточно. В итоге безголосая «Словиша» осталась лишь напоминанием о былинном инструменте, а Романов гуслями больше не занимался.

Пару лет назад хабаровские гусли все же запели. Плотнику Александру Хомченко удалось смастерить рабочий музыкальный инструмент. Сейчас в его коллекции дюжина разных гуслей. Мастер изготавливает поющие инструменты и тут же их обыгрывает. О своем музыкальном увлечении рассказывает с любовью:


«Попалось видео в Интернете, появилась мысль купить себе гусли, а потом решил сделать сам. Склеил первый инструмент буквально на коленке. Сыграл. Звук вышел глухим и тихим. Только на четвертом инструменте начало что-то получаться. Мне нравится, что гуслям можно придать любую форму, поставить разное количество струн, настроить в разной тональности. Мало музыкальных инструментов, которые могут быть такими разными. И звучание у них неповторимое».

Изготовление гуслей обычно занимает несколько дней. Сначала вырезается или выдалбливается корпус, сверху приклеивается дека. Дека – лицо инструмента, всегда обращена наверх. На третьем этапе на гусли крепят колки и струны. А резьбу или узоры наносят по ходу работы. Главный секрет хорошего звучания в пропорциях. При нарушении звук будет глухим или резким, одним словом – неприятным. Но понять эти самые пропорции можно только опытному мастеру и музыканту.

Любителям старинных русских инструментов в Хабаровске приходится нелегко. Музыканты обучаются по скайпу или по видео в Интернете. В последние годы на Западе появляется все больше коллективов и мастерских, развивающих старорусский стиль. Вот у них и учатся хабаровчане.

Конструкция гуслей простая, а сами инструменты могут быть очень сложными. Есть даже клавишные гусли, которым требуется стол-подставка. Исконно русский инструмент небольшой, играют на нем, положив на колени или прижав к себе. При игре чаще сидят, но могут и стоять. Хабаровская гуслистка Анастасия Русанова изучила все русские музыкальные традиции:

«На Руси гусли звучали на княжеских пирах, крестьянских братчинах и в повседневном быту, на языческих игрищах и скоморошьих потехах, свадьбах и тризнах. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович, новгородский гость Садко».

Действительно, в русской истории гусли повсюду. В «Слове о полку Игореве» так описывается знаменитый певец:

«Боянъ бо въщии, аще кому хотяще пъснь творити... своя вещия пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху». Несмотря на запрет гуслей, этот инструмент долгое время сохранялся в деревнях. На нем играли даже в ХIХ веке. Причина – простота инструмента и красивый звук. Константин Поздеев пришел к гуслям через балалайку и гитару. Искал обучающие балалаечные видео, увидел объявление о продаже гуслей и купил ради интереса:


«Через две недели получил посылку из Твери, а через три недели давал первый гуслистский концерт в доме детей-инвалидов. После этого стал изучать гусли более глубоко. У них есть народная манера игры, когда они звучат как аккомпанемент, а голосом поется основная мелодия. А есть аккордовая манера. Всего шесть аккордов, в старину их называли «лунные» – минорные, а «солнечные» – мажорные».

Хабаровчанка Наталья Эллер, кроме исполнения, проводит еще мини-лекции – демонстрирует гусли, рассказывает о них и даже дает поиграть. Чтобы встречи были интереснее, сшила себе русский народный наряд. К людям выходит, как «былина наяву»:


«Люди тянутся к истории, особенно дети. Генетическая память, что ли. Так и у некоторых музыкантов бывает: раз погудел и… влюбился. Гусли к тому же такой инструмент, на котором можно и совсем простое сыграть, и очень витиеватые мелодии».

Чаще всего выступают гуслисты на летних открытых фестивалях, хотя зимой иногда устраивают акустические посиделки. На вопрос, что будет с гуслярской историей в Хабаровске дальше, музыканты отвечают однозначно - полку прибудет. Гуслисты обещают: фолк-фестиваль не за горами, сборный концерт этнических инструментов, а может, и запись пары песен.



Анастасия Рыбакова
Фото Юлии Савкиной

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.