Москва. Легенды сталинских высоток

Почти всю свою долгую жизнь Москва была невысоким городом. И сегодня можно заметить, что практически все старые здания столицы – это строения, не превышающие высоту в два этажа. И даже когда в ХIХ–ХХ веке некоторые дома начали расти до трех- и четырехэтажной высоты, зажиточные и уважаемые москвичи считали ниже своего достоинства жить выше второго этажа. Все, что располагалось над ним, было местом обитания слуг, гувернанток и бедных студентов.

Тем удивительней и масштабней среди низкорослой застройки центра столицы выглядят эти семь зданий – семь знаменитых сталинских высоток. Их шпили, увенчанные звездами, их монументальная архитектура в корне перевернули облик современной Москвы, став ее символом и визитной карточкой. А ведь на самом деле этих высоток должно было быть восемь, и с каждой из них связана своя легенда и своя тайна…

Эти высотки не зря называют сталинскими. Они были не только построены в эпоху правления Иосифа Виссарионовича, но и по его непосредственному приказу. Более того, он лично, до последнего метра, указал место под строительство каждого здания. А

перед этим отправил в США группу советских архитекторов перенимать опыт американских коллег, которые к этому времени весьма преуспели в строительстве многоэтажных домов. Советские архитекторы опыт переняли и, вернувшись в Советский Союз, выразили готовность приступить к постройке московских небоскребов. Однако Сталину слово «небоскребы» крайне не понравилось – буржуазное, заморское. «Советские многоэтажные дома будут называться высотками!» – решил генералиссимус, и, естественно, никто не посмел возразить.

Группе архитекторов, перед которыми стояла архиважная миссия – преобразить возведением высоток облик Москвы, на карте города были указаны точные места будущего строительства. Сталин просто ткнул в определенные точки на карте, его абсолютно не заботило, что находится в этом месте, каков там грунт, выдержит ли он фундамент будущей многоэтажки и тому подобные детали. И в будущем он не позволил строителям ни на десяток метров отступить от указанного местоположения, какие бы обоснованные доводы они ни приводили.

Чем была вызвана подобная принципиальность Сталина? По официальной версии, восемь высоток символизировали 800‑летие Москвы – по одной на каждую сотню лет. Все восемь зданий были заложены в один день, в одно и то же время – точно в день восьмивек

ового юбилея столицы, 7 сентября 1947 года. А по неофициальной на этот счет существует легенда. А может, и не легенда, кто знает? Ходили слухи, что перед началом строительства Сталин проводил немало времени в компании некой ведьмы или медиума, в общем, человека, обладающего, как бы сегодня сказали, экстрасенсорными способностями. Результатом общения стала грандиозная идея сделать из Москвы не просто красивый и запоминающийся своей архитектурой город, но и некий энергетический центр. Именно поэтому высотки строились со столь принципиальным соблюдением геоположения – точно в местах скопления мощного энергетического потенциала. Восемь высоток должны были образовать своеобразную закрытую сеть, аккумулирующую накопленную энергию к еще одному зданию – самому главному, самому масштабному. Тому, что так и не было построено… К Дворцу Советов, который должен был возвыситься на месте взорванного храма Христа Спасителя.

Административно-жилое здание в районе Красных Ворот

Это здание имеет высоту в 138 метров. Двадцать четыре этажа главного корпуса в советское время занимало Министерство транспортного строительства, в боковых корпусах переменной этажности (от 11 до 15 этажей) расположились жилые квартиры. В холле одного из корпусов также имеется вход на станцию метро «Красные Ворота». Со строительством этой высотки возникло немало сложностей. Мало того что дом был соединен со станцией метрополитена и оба объекта надо было строить одновременно. Так еще и грунт, на котором надлежало возвести фундамент, был для этого совершенно неприспособлен – слишком зыбкий, слишком болотистый. Строить высотку там было просто опасно! Архитекторы предприняли попытку уговорить Стали

на передвинуть дом хотя бы на сто метров, но получили категорический отказ. Спорить с главой Страны Советов было чревато для жизни, нужно было искать выход из создавшегося положения. И он был найден. В строительстве высотки была применена та же технология, что использовалась при строительстве метро – заморозка грунта. Причем расчеты были сделаны сразу с учетом последующей подвижки фундамента, здание строили с креном в несколько метров, чтобы при разморозке почвы оно смогло «встать» на место. И практически не ошиблись: говорят, что сегодня эта высотка «косит» всего на один метр. Что, впрочем, визуально совершенно незаметно и, по уверениям специалистов, абсолютно не опасно. Однако во время строительства крен был столь очевиден, что надзирающие органы Москвы были буквально засыпаны письмами от возмущенных москвичей: «Строители халтурят, строят кривой дом!» Этот способ строительства – с заморозкой грунта и возведением здания с изначальным наклоном – более никогда и нигде не применялся, столь сложна его технология и предварительные расчеты.

Дом на Кудринской площади (Восстания)

Эта 156‑метровая высотка больше известна под негласным названием Дом авиаторов. Почему? Во‑первых, внешний вид здания в середине ХХ века выглядел просто космически – как огромный инопланетный корабль. Архитектура высотки такова, что кажется, будто здание пытается унестись в небо, так и тянется туда своим шпилем и многочисленными башенками… Во‑вторых, изначально квартиры в этом шикарном доме давали самым уважаемым гражданам страны – а в середине прошлого века это были космонавты и люди, связанные с авиацией.

Под высоткой имеется бомбоубежище, способное вместить обитателей всех 450 квартир – жителей этого дома страна берегла. А на высотке построено несколько смотровых площадок, однако некоторые из них закрыты даже для жильцов дома. И на этот счет тоже существует своя легенда… Дело в том, что буквально в нескольких десятках метров от высотки располагалось (и находится поныне) посольство США. Ходят слухи, что на смотровых площадках высотки находится прослушивающее оборудование, настроенное как раз на американское посольство. Правда это или нет – достоверных сведений, по понятным причинам, нет.

Здание гостиницы «Украина»

Это здание – второе по высоте после Главного корпуса МГУ – 206 метров. Высотка хоть и была заложена при Сталине, строилась уже при Хрущеве (сдана в 1957 году), а потому именно Никите Сергеевичу была предоставлена возможность назвать новую московскую гостиницу. Он и назвал «Украина» в память о своей родине и детстве, проведенном на украинской земле, хотя при Сталине гостинице было дано иное название – «Дорогомиловская» по названию района, где располагалось здание. Внес Хрущев и еще одно изменение в проект: часть гостиничных номеров (в боковых корпусах) велел переделать под квартиры, заявив, что негоже такие деньги тратить на строительство гостиниц.

У этой высотки тоже есть своя легенда. Говорят, что так как ее, как и большинство зданий того периода, по большей части возводили заключенные, верхние ее этажи построены менее качественно, чем нижние. А все потому, что начальство опасалось лишний раз подниматься так высоко, мало ли что придет в голову уголовникам? Некоторые называют косвенным доказательством этой легенды обрушение одной из башен высотки, произошедшее несколько лет назад.

Сегодня эта высотка занята известной гостиничной сетью «Рэдиссон Ройал», однако москвичи по старой памяти называют ее «Украина».

Гостиница «Ленинградская»

Еще одна высотка, с самого начала ориентированная на гостиницу. Это самая маленькая стал

инская высотка – в ней всего 19 этажей, и по большому счету она не могла и вовсе зваться высоткой (по правилам высоткой называли здание выше 20 этажей), однако ей простили нехватку высоты за красоту и монументальность. Со строительством гостиницы архитекторам тоже пришлось порядком повозиться. Нет, с грунтом все было в порядке, сложности возникли с архитектурным обликом здания. Высотка расположилась в непосредственной близости от площади трех вокзалов – Ярославского, Ленинградского и Казанского. Здание каждого из вокзалов было само по себе яркой жемчужиной архитектуры, а вместе они представляли единую гармоничную композицию, куда предстояло «вплести» монументальное здание в духе сталинского ампира… Задача архисложная, но архитекторы справились! Гостиница «Ленинградская» несколько отличается от всех других сталинских высоток не только своей высотой, но и внешним обликом. Сохранив свойственный эпохе монументализм, она стараниями архитекторов приобрела совершенно особый, теремковый стиль. Если посмотреть внимательно на стены здания, вы увидите подобие витражей, башенки-терема и прочие русско-народные детали. Гостиница напоминает одновременно терем и храм. За последнее сходство архитекторы и пострадали. Принимал гостинцу вновь Хрущев – она была достроена на следующий год после смерти Сталина. По воспоминаниям очевидцев, войдя в холл здания, Никита Сергеевич недовольно спросил: «А это что за паникадило?» Речь шла об уникальной люстре, кстати, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса, как самой большой в мире. Эта люстра «пронизывает» семь этажей гостиницы

через лестничный проем и считается шедевром. Однако у Хрущева на этот счет было другое мнение. Архитекторы гостинцы «Ленинградской» стали единственными архитекторами высоток, не получившими Сталинскую премию.

Дом на Котельнической набережной

Эта 32‑этажная высотка – жилая, в ней находится около пятисот квартир. Как и в остальных жилых высотках, квартиры в ней предоставлялись только «непростым» людям – известным актерам, ученым, а также номенклатурным работникам. Есть информация, что по плану в этой высотке должен был расположиться вход в тоннель, соединяющий здание с Кремлем. Косвенно это подтверждает частичная засекреченность строительства. Однако тоннель по какой-то причине построен не был, планы так и остались на бумаге.
Эту высотку тоже строили заключенные. Для будущих поколений они оставили о себе вечную память – до сих пор кое-где на стенах здания можно увидеть еле заметные надписи: «строили зеки».
Здание Министерства иностранных дел


Эту высотку видно практически со всех уголков Москвы, что не случайно. Сталин хотел, чтобы здание Министерства иностранных дел поражало иностранцев своей мощью и глобальностью, намекая своим видом на могущество Советского Союза.

МИДовская высотка – единственная из семи, не имеющая на шпиле звезды. Почему так получилось? Потому что по первоначальному проекту у нее и вовсе не должно было быть шпиля! Однако когда проект принесли Сталину, он очень возмутился и лично, своей рукой, дорисовал шпиль над зданием. Но уже заложенный фундамент не был рассчитан на вес каменного шпиля… Чтобы не гневить генсека, архитекторы пошли на хитрость – возвели облегченный шпиль из листовой стали. Звезду шпиль бы просто не выдержал, дополнительный вес был опасен для всего здания. О том, что шпиль у здания МИДа не родной, было заметно долгое время – его покрасили в цвет охры. Говорят, что после смерти Сталина Хрущеву предложили снести шпиль и вернуть здание в проектный вид. Однако Хрущев отказался, сказав, что «пусть шпиль служит памятником глупости Сталина». Впрочем, большинство современников считают, что Сталин был прав – без шпиля высотка выглядела бы совсем по-иному, вовсе не так масштабно. Зато теперь отличить здание МИДа от иных сталинских высоток несложно – у него единственного нет звезды. Зато есть огромный герб на фасаде площадью 144 кв. метра.

Высотка МГУ

Самая большая сталинская высотка, расположенная на Воробьевых горах, овеяна множеством легенд. Первая из них гласит, что монументальное здание, расположенное неподалеку от Москвы-реки, не уползает в воду только благодаря… криогенным установкам, находящимся в ее фундаменте! Мол, грунт, на котором стоит МГУ, столь непрочен, что отключи эти установки, и университет в считанные дни «уплывет» по реке. Специалисты опровергают эту легенду, утверждая, что грунт под МГУ совершенно нормален и зданию ничего не грозит. Однако легенда жива до сих пор…

Вторая легенда говорит о том, что именно в подвалах МГУ расположен один из входов в мифическую правительственную ветку Метро‑2, соединенную с Кремлем и, возможно, VIP-терминалом аэропорта Внуково. Московские диггеры до сих пор не оставляют попыток найти эту ветку метро.

Третья легенда вещает о том, что у здания МГУ имеется собственная атомная электростанция! Находятся очевидцы, которые утверждают, что периодически возле университета отмечается повышенный радиационный фон. В свою очередь специалисты по атомной энергетике уверяют, что даже возле АЭС, если нет утечек, не может наблюдаться повышенный уровень радиации, тем более возле университета… Приверженцы легенды в ответ приводят следующий довод: почему тогда в 2005 году, во время масштабной аварии, в результате которой без света осталась вся Москва, а также Подмосковье и несколько примыкающих областей, здание МГУ светилось? В общем, сплошные загадки…

Восьмую высотку, административное здание в Зарядье, не успели построить – Сталин умер, и строительство заморозили. Позже на этом месте выросла гостиница «Россия», при строительстве которой был обнаружен технический этаж, а под ним – двухъярусный бункер-бомбоубежище…


По легенде, восемь высоток должны были стать проводниками энергии для Дворца Советов – еще одной так и недостроенной мечте Сталина. Это здание должно было стать на то время самым высоким в мире – 420 метров. По проекту его основание-куб венчала огромная статуя Ленина, указывающая пальцем в счастливое будущее. Чтобы были понятны масштабы стройки: в указательном пальце Ленина должен был разместиться кинотеатр! Строительство началось, был вырыт котлован, а потом случилась война. Стройку остановили да так больше и не начали. Верующие люди говорили, что сам Бог воспротивился этому замыслу – ведь Дворец Советов строили на месте взорванного храма. Так или иначе, через некоторое время котлован превратили в бассейн «Москва», а в 1994 году бассейн снесли, чтобы восстановить историческую справедливость – вернуть на место храм Христа Спасителя.

А семь высоток, как семь бусин в ожерелье Москвы, и поныне украшают город. Говорят, что, лишившись источника приложения аккумулируемой энергии, они по сей день копят ее в себе. И если в тихую московскую ночь приложить руку к стене одной из высоток, можно почувствовать легкую дрожь – невысказанную мощь «детей» советской эпохи…


Дарья Юрова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.