Со школьной скамьи - на студенческую

Какой школьник не хочет стать студентом? Но когда мечта сбывается, оказывается, что долгожданное событие не только радостное, но и очень волнительное.

Что за сложности подстерегают вчерашнего ребенка, который делает первые шаги во взрослую жизнь по коридорам вуза? Где «подстелить соломку»? Об этом «Образу Жизни» рассказала психолог, гештальт-терапевт Екатерина Любачевская.

Как ни странно, но чаще других со сложностями при адаптации к новой роли студента сталкиваются отличники. Если и хорошисты, и троечники остаются на первых порах в знакомой роли «массовки», то ребята, получавшие в школе только «отлично», вдруг понимают, что они больше не «звезды».

Подводные камни

Переход из школы в вуз - всегда серьезный стресс. Не зря считается, что полностью адаптация завершается только через три года. Перед вчерашним беззаботным школьником оказываются сразу четыре важных задачи:

1. Осознать себя в новом качестве - «Я студент».

2. Разобраться и привыкнуть к системе обучения вуза.

3. Влиться в новый коллектив - студенческую группу.

4. Найти общий язык с преподавателями.

В непростой ситуации оказываются и родители - что говорить юному человеку, который растерян и напуган? Многие студенты-первокурсники сталкиваются с одними и теми же сложностями, которые предстоит преодолеть.

Отсутствие интереса к учебе

Так случается, если будущую профессию выбрали родители, а ребенок просто согласился. Тогда с первых дней в роли студента выясняется, что душа совершенно не лежит к тому, чему предстоит посвятить несколько лет. Интерес пропадает.

Совет: Иногда в этом случае лучшим выходом станет смена специальности или даже вуза. Но спешить не стоит: потратьте год, чтобы как следует присмотреться.

Неумение учиться

Как ни странно, очень большой процент студентов приходит в вуз, не умея добывать информацию, систематизировать и перерабатывать ее.

Совет: Не отчаиваться. В течение полугода нужные навыки нарабатываются.

Нежелание учиться

Привычная ситуация: бывший школьник вместо учебы наслаждается взрослой жизнью. Особенно такое характерно для иногородних студентов, когда родительский контроль ослаблен в силу расстояния.

Совет: Дать себе право на ошибку. Конечно, существует риск «наломать дров». Но, как правило, вкусив запретный плод, студент выплевывает его остатки и берется за ум.

Страх

Человек попадает в совершенно новый мир отношений, где приходится все начинать сначала. Ему неуютно и тревожно.

Совет: Набраться терпения и подождать. Чужое постепенно становится своим.

Попадая в преимущественно женский или мужской коллектив (педагогический или технический вуз), необходимо учитывать некоторые нюансы.

Любому женскому коллективу присуща конкуренция, а мужскому - кооперация. Так сложилось исторически. Например, мужчинам приходилось объединяться для охраны племени и для охоты на мамонта. Женщины же были «сами по себе». Они поодиночке занимались воспитанием детей и собирательством.

Однако внешне все выглядит иначе. Женские группы на вид более сплоченные, с близким общением. Мужские со своими грубыми шутками выглядят более агрессивными. Тем не менее, если возникает конфликт, то у женщин былая дружба быстро отходит на второй план. Мужчины же скорее приходят на выручку друг другу, после чего их отношения часто скрепляются на годы.

Совет: Гендерные особенности стоит учитывать и в том случае, если вы попали в коллектив однокурсников одного с вами пола или противоположного. Помните вышеприведенные правила игры и старайтесь их соблюдать. В мужском коллективе приготовьтесь к тому, что над вами начнут подшучивать, в женском - что придется конкурировать с другими девушками за удобное место под учебным солнцем. Но при этом не забывайте и о том, что однокурсники - это, в первую очередь, коллеги, а не конкуренты. Сама по себе борьба ради борьбы бессмысленна. Уверенный в себе человек не будет что-то кому-то доказывать, а продолжит просто идти к своей цели. Если же для вас желание победить, обыграть и доказать становится важнее, чем учеба, то пора задуматься: а не намечается ли у вас «синдром отличника»?


Прочь с пьедестала!

Как ни странно, но чаще других со сложностями при адаптации к новой роли студента сталкиваются отличники. Если и хорошисты, и троечники остаются на первых порах в знакомой роли «массовки», то ребята, получавшие в школе только отлично, вдруг понимают, что они больше не «звезды».

Результатом становится целый комплекс психологических проблем, многие из которых из студенчества переходят и во взрослую жизнь, осложняя ее. Так что с «синдромом отличника» лучше начинать бороться как можно быстрее.

Но для начала давайте посмотрим, что его порождает на самом раннем этапе. Чаще всего в основе лежит стремление получить родительское внимание и любовь. В голове ребенка выстраивается цепочка: я принес пятерку - меня заметили и похвалили - значит, меня любят. Постепенно она закрепляется, видоизменяясь в установку: будь лучшим - только тогда тебя будут любить/ценить/уважать. Человек начинает стремиться любым способом быть первым во всем. Развивается перфекционизм, выражающийся в болезненном стремлении к идеалу, неадекватном восприятии критики, неспособности признавать, а значит, и устранять свои ошибки. Эти качества мешают и во взрослой жизни.

Для студента «синдром отличника» становится причиной:

- Низкой самооценки.

По жизненной установке отличника, если его заслуги не признаются столь высоко, как и раньше, значит, это он плохой.

- Изоляции.

Люди с «синдромом отличника» часто одиноки. Им очень сложно дружить с другими из-за неумения находить общий язык, темы для разговоров. Чаще это просто нежелание тратить время на такие глупости, как общение.

В коллективе отличников издевательски называют «ботаниками» и «зубрилами» и вспоминают о них только тогда, когда хотят использовать. Например, когда нужно списать задание.

- Крушение карьерных планов.

Успешность в профессиональной деятельности определяют не оценки, и даже красный диплом не всегда становится допуском к престижной должности. Куда более важны коммуникабельность и умение заводить связи, творческий подход и предприимчивость, которых, кстати, троечникам не занимать.

Часто крушение радужных планов о реальность приводит отличников к тяжелейшему кризису личности.

Однако с «синдромом отличника» можно успешно бороться:

1. «Снизьте планку» и расставьте приоритеты.

Представьте, чего бы вы хотели добиться после окончания вуза. Пусть это будет реалистичная цель: обсудите возможность ее достижения со взрослыми, которым доверяете. Они же смогут помочь вам продумать этапы ее достижения. И, вероятно, к концу обсуждения вы поймете, что добиться желаемого можно и без красного диплома. А если так, то зачем прилагать больше усилий, чем требуется?

2. Разрешите себе делать ошибки и быть неидеальным.

Для начала просто похвалите себя. Без причины. Похвалите снова, когда поймете, что совершили ошибку. Именно за нее и похвалите. И в следующий раз тоже. Сначала вам будет казаться это странным, ведь вы привыкли ругать себя за каждый неидеальный вздох. Но со временем привыкнете.

3. Помните о том, что оценка - это не вы.

Ни «пятерка», ни «двойка» не характеризуют вас как человека. Получая отметку «отлично», вы не становитесь лучше, а «неуд» не делает вас хуже. Напоминайте себе об этом каждый раз, когда захотите во что бы то ни стало выучить весь материал назубок.

«Наш малыш вырос…»

Начало учебы в вузе - сложный период не только для студента, но и для его родителей. Случается, что порой отец и мать переживают даже больше, чем их сын или дочь. Как его примут в новом коллективе? А если преподаватели не оценят по достоинству? Вдруг в учебе возникнут сложности? Что, если она свяжется с плохой компанией? И это далеко не весь перечень переживаний и тревог!

Так что если вы хотите помочь своему ребенку, то для начала придется просто успокоиться. Да, еще вчера он был совсем маленьким, но теперь стал взрослым человеком. С каждым годом все большая часть его жизни будет протекать без вашего участия. И он справится. Просто верьте в него сами.

Но помочь студенту родители могут:

1. Проявляйте участие и внимание.

Интересуйтесь учебой, коллективом, занятиями, успехами. Расспрашивайте о планах и мыслях. Однако не оценивайте и не критикуйте услышанное. Будьте вместе с сыном или дочерью, но дайте им возможность жить и выбирать самому.

2. Не будьте назойливы.

Не вмешивайтесь в жизнь первокурсника без веской необходимости. Сдерживайте желание обрушивать на ребенка потоки советов. Конечно, грамотная рекомендация может и пригодиться, но озвучивать ее стоит деликатно и не в приказной форме. В таком случае она будет гораздо лучше услышана и воспринята.

3. Учите ответственности.

Объясните ребенку, что дальнейшая жизнь только в его руках и мама с папой больше не смогут следить за ним и помогать. Если он не будет ходить на занятия и «завалит» экзамены, его отчислят. В этом случае придется идти работать. Но без образования можно претендовать только на вакансии для неквалифицированного персонала. Иными словами, пусть студент точно знает все о возможных последствиях своих действий.

4. Не мешайте совершать ошибки.

Каждый родитель желает для своего чада лучшего, но иногда студенту важно совершить ряд собственных ошибок, чтобы стать взрослым и ответственным. Не препятствуйте ему в этом. Набив шишки, ребенок, скорее всего, сам, без вашего указания, вернется на правильный путь.

И главный совет первокурсникам и их родителям - расслабьтесь и просто радуйтесь жизни. Студенчество - золотое время. Пусть оно будет наполнено яркими впечатлениями, которые останутся с вами навсегда!

Юлия Михалева

Первые шаги в новую жизнь

Памятка первокурснику

1. Помните, что первые месяцы учебы обычно самые сложные и насыщенные. Наберитесь сил и терпения - дальше будет легче.

2. Изучите учебное заведение: расположение корпусов, аудиторий, деканата, библиотек. Вы будете чувствовать себя увереннее.

3. Освойте новый лексикон. Преподаватель вместо учителя, пара вместо урока, зачетка вместо дневника. Человека лучше понимают, если он говорит с окружающими на их языке.

4. Выучите имена и фамилии ваших преподавателей. Это облегчит взаимодействие с педагогическим составом и создаст о вас благоприятное впечатление. Любой педагог оценит уважение студента к своему предмету.

5. Не пропускайте занятия, по крайней мере, первое время. Обучение в высших учебных заведениях отличается от школьных программ самостоятельностью. Если вы как следует усвоите нужную базу, то дальше будет учиться гораздо проще.

6. Найдите друзей. «Один в поле не воин». Ваша студенческая группа - это тот коллектив, с которым вы пройдете вместе весь этот путь. Будьте собой, проявляйте дружелюбие и отзывчивость.

7. Используйте возможность «начать все сначала». Вы пришли в новое учебное заведение и новый коллектив, где про вас ничего не знают. В ваших руках стать тем, кем вы всегда хотели, но не могли, потому что мешал привычный образ.

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.