Свое дело VS коллектив


Свободный, независимый, успешный… Как часто при мысли о своем деле воображение рисует райскую картину с ноутбуком на пляже. Работаю, когда и сколько хочу, отдыхаю, где хочу – сам себе начальник. Обратная сторона медали в таких мечтах не просматривается. А ведь по статистике, из ста проектов выживает всего четыре. О том, через какие трудности проходят начинающие бизнесмены и чем хороша работа в компании, рассказывают бизнесмен, тревел-блогер, парикмахер-колорист, газовщик и стекольщик.


Екатерина ЛАРИОНОВА, парикмахер-колорист

Престижную работу в банке она променяла на творческую профессию парикмахера-колориста. За спиной у Екатерины Ларионовой пять лет учебы в политехническом университете (прим. - ТОГУ), многообещающая специальность «Экономист в строительстве» и годы работы в крупных компаниях. По профилю проработала всего два месяца. Искала себя в компании сотовой связи и банке, но остановила поиски на сфере, о которой мечтала с детства. Правда, в то время лет десять назад профессия парикмахера не казалась родителям перспективной.

«Работая в офисе, я всегда находила плюсы. Безумно нравилось общаться с новыми людьми. Коллектив большой, все разные, интересные. Минусом был жесткий график, времени не хватало даже на одного ребенка, не добавляло радости и необходимость навязывать людям ненужные услуги только из-за того, что планы горят.

Возможность выбрать другую профессию появилась в декретном отпуске. За это время я получила новую специальность – парикмахер. До этого лет десять сама подбирала формулу красителей для себя и подруг. Меня часто приглашали в салон красоты в качестве модели. Обучение состояло из двух частей: теория и практика. Мастеров я слушала с открытым ртом, ведь с детства мечтала создавать красивые прически.

В профессию втянулась быстро. Смогла сразу использовать профессиональную косметику для волос, которая только начала появляться в то время в магазинах. Понимала, как сделать красивый натуральный блонд и не испортить волосы. Через год после окончания хабаровской школы парикмахерского искусства поняла, что этих знаний недостаточно, и поехала в Москву на курсы.

Работа стилиста объединяет все, к чему я стремилась: творчество, возможность постоянно развиваться, новые знакомства, общение, свободный график. Для многодетной матери, а у меня сейчас трое детей, это очень важно. Здесь я получаю больше положительных эмоций - клиенты уходят в хорошем настроении, с улыбкой на лице.

Да и мой доход сейчас более стабильный, чем когда я работала в компании и зависела от премий. Планирую организовать свой салон, работа в котором будет подстроена под клиента. Считаю, что нужно давать свободу человеку, чтобы он не накапливал отрицательную энергию, которая потом скажется на клиенте. Тем более всю запись сейчас можно вести через Интернет.


Сергей ХАРЧЕНКО,
начальник управления по реализации природного и сжиженного газа АО «Газпром газораспределение Дальний Восток»

С профессией газовика я определился еще в юности – помог опыт мамы, которая большую часть жизни проработала на этом предприятии. Пришел сюда сразу после окончания ВУЗа простым специалистом и за 20 лет дорос до руководителя подразделения.

Конечно, работа в большой корпорации строится иначе, чем в малом бизнесе, она более формализована. Но это не значит, что подразделения внутри компании полностью изолированы друг от друга. Всегда есть место для дружеских отношений, помощи и поддержки коллег. Нередко бывает, что помимо работы с коллегами объединяют общие увлечения – у нас есть любительская команда газовиков по мини-футболу.

Каждый чувствует сопричастность большому делу. Успех компании в масштабных проектах, которые реализуются на территории всего ДФО, также воспринимается как личная победа. Работаем с региональными представителями и иностранными партнерами. Это, конечно, уникальный опыт, который непросто получить в малом бизнесе.

Немногие сейчас могут похвастаться тем, что работают в компании с более чем 60-летней историей. У нас на предприятии еще существуют настоящие трудовые династии, в которых уже три поколения семьи считаются газовиками. Да и само предприятие - уникальное и единственное в своем роде. Мощный бренд накладывает на нас немалую ответственность. А с другой стороны, формирует у сотрудников чувство защищенности, причастности к большому значимому делу, дает стимул и возможности для постоянного роста и развития.


Игорь ШАБАЛОВ, владелец компании «Стекло для вас»

Военной пенсии вполне хватило бы на жизнь, но я хотел дать семье немного больше, поэтому решил открыть свое дело. В 2001 году бывший сослуживец предложил для реализации два ящика стекла. Как деловой человек он мог спрогнозировать, в каких услугах есть спрос.

Стартового капитала в 3000 рублей едва хватило на два профессиональных стеклореза. Но отсутствие больших средств и опыта в этом деле оказались не единственной трудностью. Переквалифицироваться из полковника в стекольщика получилось не сразу и не так просто. Пришлось забыть о высоком звании и начать с нуля. Ночами штудировал учебники, а утром шел на работу, где был и начальником, и подчиненным. Брал стеклорез и пытался по линейке разрезать лист стекла толщиной два миллиметра. Оно ломалось, крошилось, я отставлял в сторону, брал новый и начинал сначала.

Просторных цехов не было, мастерскую оборудовал из подвального помещения. Кто-то из знакомых смеялся, но нашлись и те, кто поверил в это дело, хотя обещать многого в то время я не мог. На первых порах все выглядит именно так – работаешь за троих, и нет гарантий, что через год предприятие принесет прибыль. Тогда это даже нельзя было назвать предприятием, просто подвальчик, в котором делают нужные вещи. Это сейчас наши изделия есть в фешенебельных заведениях города, а первые три года мы занимались тем, что вставляли стекла в форточки, вырезали и обтачивали стеклянные двери и зеркала.

Конечно, встать на ноги удалось во многом благодаря тому, что «Стекло для вас» с первого года развивалось как семейный бизнес. Старшая дочь ведет бухгалтерию, занимается рекламой, а ее супруг помогает контролировать процесс, наладить поставки, найти инвесторов. Естественно, не обошлось без кредитов. Воспользовавшись возможностями правительственной программы поддержки малого и среднего бизнеса, мы смогли закупить серьезное оборудование и выйти на новый уровень. Теперь к нам идут не только соседи по микрорайону, едут с другого конца города, потому что некоторые услуги можем предложить только мы. Сейчас делаем вольеры для зоосада, очень необычный и ответственный заказ.

Производство налажено, и я мог бы не ходить на работу каждый день, но, как и 15 лет назад, каждое утро открываю двери мастерской сам. Это уже традиция. Когда вкладываешь в свое дело душу, то оно становится чем-то большим, чем просто бизнес.


Евгений ГАЛЕСА,
контролер управления по бизнес-процессам департамента торговли торговой сети «Самбери»

Свое дело – рискованная штука. По статистике, из ста стартапов выживают только четыре. Не всем же быть предпринимателями. Думаю, что люди с комплексами, склонные к унынию, в принципе не могут руководить. Предпринимательство – это всегда творчество, увлеченность идеей.

У меня был опыт организации своего дела. Вместе с приятелем мы развивали свой бизнес, но делали это в экстремальных условиях неизведанного пространства. Было и интересно, и страшно. Допустили ряд ошибок, и дело пришлось закрыть. Но это оказался хороший опыт, после которого я понял, какой способ заработка больше подходит для меня.

Сейчас, опираясь на прошлый опыт, больше плюсов нахожу в работе на предприятии. Это стабильный доход, уверенность в завтрашнем дне, распределение обязанностей среди профессионалов. Совершенных людей нет, и предприимчивым людям, генераторам идей, тоже нужна команда. Думаю, работа в компании это не рабство, а партнерство с тем, кто начал и делегировал тебе свои полномочия в определенной сфере. Предприниматель – это папа, который знает, как заработать деньги, а мама – это администратор, который понимает, как их эффективно расходовать, сохранять и распределять.

Бухгалтерские, финансовые, юридические, информационные услуги нужны любому бизнесмену, без них он не сможет развить свое дело. Поэтому работа в компании это скорее взаимопомощь, а не подчинение и уход от свободы.

Бонусом идут бублики в виде корпоративной культуры. Это не основное, что тянет людей в компании, я так подозреваю. Хотя есть и такие типы личности – интеграторы. Для них важно работать в сплоченном коллективе, в котором все друг друга понимают и уважают. Есть работяги, для которых важен результат. В большом коллективе каждый может реализовать свои возможности.

Людям творческим сложно следовать жесткому графику и давлению сверху. Зачастую они выбирают самостоятельную занятость вместо работы по найму. Однако работа вне временных рамок часто расхолаживает, а бывает, и губит дело. Для большинства людей важна дисциплина, но в этом случае может быть другой перегиб – формальное исполнение обязанностей, работа ради работы. Наверное, должна быть золотая середина, когда есть постоянное желание привносить в свою работу что-то новое вне зависимости, твоя это компания или работодателя.


Дмитрий КУЛИКОВ,
бизнесмен, тревел-блогер
@Oktagon

Офисная работа меня никогда не прельщала, и по окончании ВУЗа я сразу стал думать о собственном бизнесе. Спустя год мы с моим компаньоном создали первый городской интернет-портал MoiGorod.Ru. Проект просуществовал более 15 лет, у нас был офис и немало сотрудников. В какой-то период над порталом работало 12 человек, часть удаленно, часть в офисе. Но я и мой партнер, который являлся и IT-директором, никогда не имели собственных рабочих мест в нашем офисе. Мы всегда стремились организовать бизнес-процессы так, чтобы они были максимально прозрачны для нас и легко управлялись, независимо от того, где он или я находимся. С одной стороны, это позволяло сотрудникам принимать решения в кругах своих компетенций без постоянной оглядки на нас, с другой, давало нам свободу передвижения. При этом бизнес оставался управляемым, были системы планов и отчетов, удаленное управление компьютерами и наблюдения за офисом.

Когда у меня появились другие проекты, я тоже стремился делегировать те функции, которые надо делать на местах, сотрудникам. А сам решал стратегические задачи и общался с ключевыми партнерами, причем в большинстве случаев через Интернет.

Необходимость находиться в Хабаровске возникает у меня только при подготовке крупных событийных проектов (форумов, мастер-классов, бизнес-презентаций), которых мы делаем несколько раз в год. Все остальное время я легко могу выполнять свою работу из любой точки мира.

В результате такая организация дел позволила мне много путешествовать и заниматься любимым хобби – фотографией. Единственным ограничением для меня была офисная работа моей жены Ольги и ее лимитированный отпуск, вместе получалось путешествовать не более 2-3 раз в год. Понимая, что этим сильно привязываем и ограничиваем себя, решили, что Ольге лучше уволиться и перейти на удаленную работу. Учитывая ее опыт и навыки, это не составило большого труда. Сейчас она зарабатывает больше, чем в офисе, и никак не привязана к одному месту. Поэтому теперь путешествий у нас в разы больше, и в них мы проводим 3-5 месяцев в году. К примеру, минувшей зимой мы совершили кругосветное путешествие, посетив все населенные части света за 77 дней. Вернулись в феврале и за последние полгода еще посетили Японию, Черногорию, Аляску (США), Южную Корею и Камчатку.

Я считаю, что благодаря современным технологиям, такой образ жизни доступен очень многим. И я вижу доказательства этому за границей, встречая там таких же путешественников со всего мира, проводящих в пути по несколько месяцев. Чаще всего ограничения в наших головах, и всегда есть пути, которые позволяют их обойти. Главное не искать готовые дорожки, пытаться кого-то повторить, а подумать, как проложить свою собственную, учитывающую мечты, способности и навыки.


Виталина КОНДРАХИНА,
редактор-продюсер программы
«Большой город. Live», «Губерния»

Опыта ведения собственного бизнеса никогда не было. Возможно, потому что работа на телевидении давала и дает мне все, что нужно. Журналистикой я занимаюсь уже больше десяти лет. Это творческая работа, с одной стороны, и не предполагает «просиживания штанов» в офисе, армейской дисциплины, того же дресс-кода – с другой. Ты все время находишься в движении. Командировки в другие города и села или вовсе в глухую тайгу, где до ближайшего населенного пункта не меньше сотни километров. Это внешнее движение. Есть еще внутренняя динамика. Много новой информации, новых знакомств, общения с очень разными людьми. Останавливаться в развитии просто нельзя. Это очень интересно. Благодаря этому я не могу сравнивать работу по найму с некоей формой рабства, как ее воспринимают некоторые.

Те, кто мечтает иметь свое дело, хотят, как правило, простых вещей: заниматься тем, чем хочется, иметь некую свободу выбора и действий и не иметь над собой начальников. Конечно, путешествовать – сейчас это практически в культ возведено. О деньгах не говорю, потому что деньги – это средство, инструмент, а не самоцель для меня. Так вот, считаю, что мне повезло с «Губернией». Я работаю в компании, по найму, но фактически имею свое дело, если угодно. Работаю над программой «Большой город. Live» c отличной напарницей, командой журналистов, режиссеров и так далее. Мне нравится то, чем я занимаюсь, потому что это приносит пользу жителям города: иногда просто информацией, иногда реальной помощью. Дорогу к дому отремонтировали после выхода репортажа – хорошо ведь. Есть истории и серьезнее, конечно. Принимать решение, что показывать в программе и как именно подавать информацию – ежедневный свободный выбор и ответственность выпускающего редактора. Работа при этом не лишает меня возможности ездить туда, куда мне хочется: где безумно красиво и нет цивилизации. Что касается начальства. Надо мной, конечно, есть шеф-редактор и директор компании – чудесные люди. Но всякое начальство можно заменить – уйти на другую работу, а вот чувство ответственности и совесть никуда не денешь. Это те боссы, от которых не спрячешься. В этом смысле уж точно неважно, по найму я буду работать или сама на себя.



Мария Кит

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.