Телефон доверия: выход есть всегда


Телефон всегда под рукой, он делает жизнь мобильной и удобной, а порой невыносимой. Только он умеет так нервировать и так громко молчать. Дело, конечно, не в операторе связи, а в наших взаимоотношениях с этим миром. Но когда проблема, кажется, вот-вот прокатится асфальтовым катком по всей жизни, найти силы помогает телефон доверия. Как работает экстренная психологическая помощь в Хабаровске, рассказывает специалист психотерапевтического отделения краевой клинической психиатрической больницы, психолог Екатерина ПЛЮСНИНА.

История вопроса. Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весной 1906 года в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил звонок. «Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация», - услышал он из телефонной трубки и ответил: «Завтра церковь открыта с утра». Наутро он узнал, что звонивший повесился. Потрясенный случившимся священник дал объявление в газете: «Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток».

Большой колл-центр, в котором ежесекундно кого-то уговаривают спуститься с крыши и пожить еще – такой показывают службу телефона доверия в кино. О том, с чем в реальности сталкиваются психологи-телефонисты, мы узнали от первого лица.


Помогите, я не справляюсь

«В Хабаровске работает три телефона доверия. Более того, линия кризисного центра Хабаровской психиатрической больницы подключена к федеральной службе доверия. А это значит, звонок к нам может поступить из любого города. Сложностей с принятием таких обращений не возникает, проблемы у всех похожие: быт, кризис в отношениях, трудности с детьми, одиночество. Иногда все трудности собираются в один клубок, проблему сложно сформулировать, абонент просто говорит: «Помогите, я не справляюсь. Нет сил».

В этом случае задача телефониста показать, что у каждого человека достаточно ресурсов для счастливой жизни. Жизнь может наладиться с любой точки. В тяжелом состоянии ничего этого не видно. Кажется, что все рухнуло, ничего нельзя изменить. Не радуют ни свое отражение в зеркале, ни любимый аромат, ни вкусная еда. Мы не можем кардинально изменить ситуацию, зато можем протянуть руку помощи. Показать, что вокруг огромный мир, яркий и интересный, просто сейчас человек подавлен и не видит ничего вокруг за шорами слез и проблем.

На телефоне доверия работает команда профессиональных психологов. И с каждым мы говорим, как с самым родным, чувствуем состояние человека даже по его дыханию. Иногда внутри все сжимается, когда позвонивший вдруг перестает дышать, будто замирает.

Я говорю: «Давай найдем того, кто сможет тебя поддержать. Сейчас это я. Столько, сколько нужно, я буду с тобой разговаривать. Час, два, три, все это время я буду рядом». Были случаи, когда через три часа состояние менялось к лучшему. Если сказать: «Соберись, тряпка, и иди работать», - кто послушает? Ничего не изменится, если человек сам не захочет. А для этого нужно найти источник сил. Вместе с человеком, которого ты никогда не видел, начинаешь искать стимул. Мы вспоминаем его родственников, друзей, увлечения, чтобы зацепиться за любую возможность. По факту стимулом для перемен внутри могут быть даже стены и потолок, ведь если у тебя есть, где жить, это уже много.

На каждом этапе разговора мы у абонента спрашиваем, как он себя чувствует. Важно понимать, как развивается его эмоциональное состояние. Он может ругаться, материться, плакать. Мы понимаем, что злость - адекватное чувство для стрессовой ситуации. Невозможно потерять близкого человека или переехать в другой город и не переживать. А вот подавляя эмоции, проблему не решить, это я вам ответственно заявляю. Чудесный мультик «Головоломка» как раз про то, что и грустить иногда полезно. Если у тебя что-то случилось, то нужно «погрустить», «попереживать», «поплакать» и потом только двигаться дальше.



На грани

К нам поступает до 250 звонков в неделю. Чаще всего обращаются те, у кого не осталось ни одного близкого человека – тотальное одиночество. Или одинокие даже при большом количестве родственников – просто не находят поддержки в семье, не всегда близкие могут выдержать слезы дорогого человека. Кому-то нужно просто выговориться, найти опору, но есть и очень серьезные случаи. За 12 лет работы телефона доверия было несколько тяжелых звонков, когда приходилось вызывать МЧС и скорую помощь. Отчаявшись, человек собрался свести счеты с жизнью, а потом испугался. Сработал инстинкт самосохранения. Он набирает наш номер как последнюю надежду. Как будто сомневается, но опытный психолог знает, раз он уже звонит, то согласен, чтобы его спасли. Ты не знаешь, в какое время раздастся такой звонок. Вечером, рано утром или посреди ночи – в любое время ты обязан мобилизовать все силы и сделать все, чтобы он остался жив.

К счастью, такие случаи редкость. Большинство же звонков связано с партнерскими отношениями, часто задают вопросы о детях. Считается, что спросить о другом легче, чем раскрыться самому. Только не надо забывать, что ребенок – отражение отношений в семье. Он первым страдает, если мама и папа не ладят, и в таких случаях невозможно помочь одним звонком. Это большая длительная работа. Поэтому такая консультация почти всегда заканчивается направлением в социальные или психологические службы.

Безусловно, звонят и психически нездоровые люди, мы и им уделяем время, но обязательно рекомендуем обратиться к психиатру, поскольку психология и психотерапия – для здоровых людей. Депрессия и невроз не считаются психиатрическим заболеванием, это расстройство нервной системы, которое лечится, как лечатся и другие болезни, например, ОРВИ. Работает на 90%.

Мы не даем советы и не учим, как жить «правильно» - психолог не может взять ответственность за чужую жизнь. Психолог может помочь посмотреть на проблемы со стороны, показать, что есть разные пути решения. Но выбор пути все равно за человеком. Психолог на телефоне доверия может научить бесконфликтному общению с близкими людьми. Метод очень прост и работает в 90 % случаев. Я объясняю своим абонентам: в любой конфликтной ситуации лучше начинать разговор с безоценочного описания ситуации, как будто рассказываете сюжет фильма. Второй шаг – вместе с оппонентом проговариваете, что чувствуете. Третий – говорите: «Помоги мне, давай с этим что-то делать». В сложной ситуации нельзя обсуждать что-то на фоне острого конфликта. Иначе рискуете свалить в одну кучу с грязными носками невкусный борщ. Не нужно копить или, наоборот, бояться испортить хорошие отношения с близким человеком обсуждением трудностей.


Анонимность

Все звонки анонимны. Мы не знаем имя, возраст, местоположение позвонившего человека. Иногда даже пол сложно определить. Все это остается в тайне, если только человек сам не захочет рассказать, например, чтобы вызвать скорую помощь. В свою очередь оператор службы доверия тоже защищен. В целях безопасности мы берем псевдонимы. Кроме того, это помогает психологически не сломаться. Выходишь с работы, оставляешь там имя, как старый плащ, и становишься обычным гражданином. Что будет с человеком дальше, мы не знаем, это другая сторона анонимности. Кризисный звонок, как правило, всего один. Позвонить еще раз и поблагодарить мешают стыд и тревога за то, что я был в таком тяжелом состоянии. Нам остается надеяться, что ситуация сдвинется с мертвой точки. Ведь неслучайно ты каждую боль пропускаешь через себя. И это объединяет людей, которые на какое-то время становятся близкими людьми. Но в реальной жизни никогда не увидятся».


Телефон доверия (круглосуточно)
8 (4212) 30-71-71, 8-800-2000-122



Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.