Поделиться в соцсетях:

Как правильно составить резюме?

О том, как правильно составлять свой «деловой портрет» написано немало, но все равно ищущие работу допускают при составлении резюме очевидные ляпы. Хотите составить такое резюме, мимо которого не пройдет ни один работодатель? Воспользуйтесь нашими советами!


«Шапочное» знакомство

Шапка резюме - это практически «лицо» кандидата. Пусть оно будет аккуратным и грамотным.


Имя и контактные данные

Фамилию принято писать перед именем и отчеством. После - контактные данные. Заведите «серьёзный» адрес электронной почты (никаких olyakiska@mail.ru). Помимо мобильного, укажите домашний номер телефона или любой другой, по которому с вами можно связаться (вы должны быть всегда «в зоне доступа»). И предупредите домашних о возможных звонках, чтобы ваш строгий папа не принялся допытывать у молодого человека с приятным голосом: «А зачем это вам понадобилась моя дочь?».


Цель

По словам менеджеров по персоналу, в 80% резюме не обозначена цель устройства на конкретную работу. А это уже первый шаг к выводу: «А он вообще знает, чего хочет от жизни?».

Целью может быть определенная позиция (стажёр, ассистент, менеджер и т.д.), функциональное направление или отдел предприятия (маркетинг, продажи, логистика и т.д.). Можно указать сферу бизнеса, в которой хотите работать (консалтинг, производственная компания и т.д.). Не стоит заявлять своей целью существенно различающиеся варианты («хочу работать в отделе продаж, но если там нет мест, могу поработать и в канцелярии»). Так можно делать только в том случае, если имеющийся опыт действительно позволяет претендовать на столь разные должности.


Фотография

Будьте дальновидны, выбирая фотографию для резюме. Если вы - кандидат на позицию «повар», пусть это будет кадр, на котором вы в поварском костюме готовите (или уже приготовили) свое фирменное блюдо. Подобные снимки вызывают у работодателей только положительные эмоции. Если же вы претендуете на позицию «помощник руководителя», деловой костюм и неброский макияж на снимке добавит потенциальному директору уверенности в вашем профессиональном отношении к работе. И уж конечно, отложите в сторону фотографии с вечеринок и пляжного отдыха.

Багажный отсек.

Не всегда рабочий «багаж» людей, устраивающихся на работу, велик. Если вы вчерашний студент, главный пункт вашего резюме - место учебы.


Основное образование

Укажите полное название учебного заведения, годы обучения, факультет, название специальности. Получили красный диплом? Пишите об этом обязательно! Ваш диплом – синего цвета, но средний балл довольно высок? Укажите сей факт непременно! Защищали дипломную работу или писали курсовую на тему, близкую к работе данного предприятия? Не забудьте упомянуть и об этом.

Дополнительное образование

Курсы, тренинги, семинары – это тоже ваш багаж знаний. Отличное знание программы 1С, водительские права, семинар личностного роста – кто знает, что именно «зацепит» работодателя? Поэтому не стесняйтесь, пишите. Но не увлекайтесь точностью и конкретизацией: не стоит указывать номера выданных сертификатов и имена ведущих семинара. Достаточно даты проведения и название компании, организовавшей их.


Навыки

Внимательно перечитайте требования работодателя в заявленной вакансии. Требуется опыт работы в продажах? Отлично, если у вас есть опыт проведения социологического опроса для курсовой. Это, конечно, не продажи, но расположить к себе людей и уговорить их ответить на «несколько простых вопросов» вы точно умеете. Напишите: навыки проведения опросов, умение расположить к себе собеседника.

Желателен опыт управления проектами? Наверняка, вы принимали участие в организации выпускного вечера или студенческих конференций? Напишите: навыки организационной работы, опыт проведения конференций, общественных мероприятий. Будущий программист пусть похвастается созданными им любительскими сайтами, будущий инженер – первым местом на научной конференции.

Вспоминайте, все, что знаете и умеете – иногда мы сами из ложной скромности принижаем собственные возможности!


Личные качества

Не нужно описывать себя «с ног до головы». Работодателя интересуют те черты характера, которые нужны для конкретной должности. Поэтому описание личных качеств нужно вырезать по трафарету работодателя. Например, вы претендуете на должность специалиста по работе с клиентами. Эта работа требует терпения, умения держать в голове большое количество информации, быть приятным собеседником, говорить убедительно и грамотно. И избегайте стандартного набора слов: «общительный, целеустремленный, ответственный». Вместо «стрессоустойчивый» напишите «способен быстро принимать решения в стрессовой ситуации». Вместо «коммуникабельный» - «умею находить подход к разным людям».


Хобби

Казалось бы, раздел напрямую не относящийся к работе. Но, при правильном подходе и он может сыграть вам «на руку». Если вы хотите работать экспедитором, признайтесь, что ваше хобби - велосипедные прогулки. Устраиваетесь на работу в цветочный салон? Расскажите о своей любви к домашним растениями или умению составлять икебаны.


Щепетильный вопрос

Вопрос заработной платы принято обсуждать на личных переговорах с работодателем. Если вы все-таки решили указать минимальный уровень денежного вознаграждения, делайте это разумно. Проанализируйте рынок вакансий и определите границы финансовых вознаграждений в вашем секторе. Если опыта нет, обязательно сделайте скидку с учетом этого факта. Зачастую именно строчка о желаемой зарплате становится препятствием к приглашению на собеседование.


Нелишние рекомендации

Если ваши бывшие начальники или декан факультета, где вы учились, не против дать вам рекомендации, не упускайте эту возможность! Рекомендательное письмо с положительной характеристикой – всегда плюс вашей кандидатуре.


Мотивационное письмо

Резюме, направленное по электронной почте, лучше сопроводить небольшим текстом - сопроводительным (мотивационным) письмом. В письме нужно отобразить вашу заинтересованность в получении работы именно в этой компании и демонстрацию знаний ее сферы деятельности.

Текст не должен быть большим, дублировать информацию из резюме, а также использовать формы долженствования («я считаю», «Вы должны») или просительный, подобострастный тон. По возможности, адресуйте письмо конкретному человеку. Персонализированное обращение, например: «Уважаемая Светлана Михайловна!», обратит на себя большее внимание, чем письмо, направленное «Директору по персоналу». Имя человека, отвечающего за подбор персонала, можно узнать на сайте компании или позвонив секретарю приёмной.


Совет напоследок

Хорошенько изучите информацию о потенциальном работодателе и открытой вакансии. Источников несколько: текст вакансии, интернет-сайт компании, публикации о ней в СМИ и интернете и т.д. Не ленитесь подправлять резюме под конкретную вакансию, использовать слова из объявления в своем резюме, предугадывать и предвосхищать ожидания работодателя.


Типичные ошибки при написании резюме

  • Неграмотность. Самая распространенная (и фатальная для резюме!) ошибка. Не уверены в собственной грамотности - покажите свое резюме более продвинутым в орфографии и пунктуации друзьям. Конечно, это имеет смысл только тогда, если работа, на которую вы претендуете, не предполагает идеальной грамотности.
  • Перегруженность терминами. Не прячьтесь за вашим словарным запасом. Если резюме малопонятно и заумно, оно, вероятнее всего, будет отправлено в корзину. Будьте проще! Пишите вместо «обеспечивал выполнение" - "выполнял", вместо "взаимодействовал с людьми" - "работал с людьми" и т.п.
  • Непрофессионализм. Резюме должно иметь профессиональный вид. Шрифт – черный и простой, читабельный, без завитушек; бумага – белая, стандартного размера. Несмотря на то, что отдельные фразы допускается выделять жирным шрифтом или подчеркиванием, постарайтесь свести количество таких выделений к минимуму.
  • Большой объем информации. Чрезмерно подробное резюме не будет иметь успеха. У работодателя не останется вопросов к вам на личной встрече. Оптимальная длина резюме - одна, максимум две страницы.