Пухлые пластиковые папки. В шкафу их много. В каждой – минимум сотня страниц тонких целлофановых файлов с вложенными в них листками бумаги: имя, фамилия, отчество, диагноз, результаты анализов… Это не просто медицинский архив. Каждый файл – это чья-то боль, чья-то долгая, тернистая дорога к материнству. Дорога, начало которой у всех было разное, а окончание одинаковое для всех – рождение долгожданного ребенка. Впрочем, женщин, чьи медицинские истории хранятся в этих папках, объединяет еще одно обстоятельство – счастье материнства для каждой из них наступило при участии Инны Вячеславовны Смирениной, врача акушера-гинеколога, занимающегося проблемой бесплодия.
«Самое большое на свете Чудо – рождение новой Жизни, самое большое на свете Счастье – счастье Материнства. И чем дольше я работаю, тем больше в этом убеждаюсь».
Инна Смиренина не считает, скольким женщинам помогла услышать слово «мама». Но у нее есть альбом с фотографиями малышей, которые появились на свет с ее помощью. Давать жизнь, а не прерывать – основной принцип ее работы. Доктор Смиренина – один из немногих врачей акушеров-гинекологов нашего города, который не делает аборты ни при каких обстоятельствах.
«Конечно, я выполняла эту медицинскую манипуляцию во время учебы в клинической ординатуре в медицинском институте, поскольку владение этой операцией входит в обязательный перечень практических навыков врача акушера-гинеколога. У нас был учебный цикл, который клинические ординаторы между собой называли «абортарий». «Абортарий» длиною в месяц дался мне психологически невероятно тяжело: по 6–8 абортов ежедневно!
Медицинский аборт для врача акушера-гинеколога – всегда психологически тяжелая операция, независимо от стажа работы. Показное равнодушие и цинизм некоторых гинекологов – не что иное, как защитная реакция. Аборт – это медицинская операция, и врач обязан ее выполнять. И брать на себя ответственность. И защищаться от боли – боли ребенка, которого не хочет мать, боли матери, которая не хочет ребенка, и от своей собственной боли – боли врача, у которого на самом деле нет выбора. Если бы женщины, идущие на прерывание беременности, это понимали! И, хорошо бы, это понимали моралисты, клеймящие гинекологов как детоубийц!»
Я сознательно выбрала такое направление в работе, где производство медицинских абортов не входило в мои должностные обязанности. Мне повезло: врачи нашего маленького коллектива отделения эндоскопии 10 городской больницы поддержали инициативу «без абортов». Хотя тогда, в 90-е, впрочем, как и сейчас, медицинский аборт в сфере платных медицинских услуг мог приносить лечебному учреждению и врачу определенный доход».
Доктор Смиренина выбрала тему бесплодия. Этот недуг, по ее мнению, не только заболевание тела, но и духовная проблема. Свою работу доктор Смиренина считает невероятно интересной.
«Сделать так, чтобы женщина, страдающая бесплодием, забеременела – это как собрать кубик Рубика. Столько нюансов, столько, казалось бы, мелочей, но их все нужно учесть. Упустишь какую-нибудь деталь, и грани не совпадут, беременность не наступит».
Работу над лечением этого жестокого для любой женщины заболевания Инна Смиренина начинает не только с медицинского обследования. Многолетние наблюдения доктора: каждой женщине, которая попадает на прием, в первую очередь, требуется обычное человеческое участие. Женщине необходимо, чтобы услышали историю ее боли.
«Как правило, ко мне обращаются женщины, у которых за плечами долгие хождения по врачам, а в руках пачки результатов проведенных исследований. На первом приеме женщина смотрит настороженно: будет ли результат? Она уже много раз рассказывала свою историю врачам, много раз послушно сдавала назначаемые анализы, выполняла болезненные манипуляции и сложные дорогостоящие гинекологические операции. Она уже даже была на ЭКО. Она очень старалась, терпела боль, ждала, верила! Бесплодие – как гидра со многими головами. Женщина отсекала одну голову за другой, но так и не добралась до победы над недугом. Она готова еще терпеть и ждать, она будет выполнять все назначения врача, только бы услышать долгожданное «мама»! Она настоящий герой. Но и самого сильного стоика способны уничтожить выжидательные взгляды родственников и друзей, жестокий вопрос «ну когда уже?», страх развода из-за отсутствия детей, страх возраста. Физически ощущаешь эту боль. Боль бесплодной женщины от вида чужого материнского счастья, боль от сложных взаимоотношений с мужьями и свекровями, боль от бестактности друзей и знакомых, боль от затраченного на решение проблемы времени, боль от страха не стать матерью.
Диагноз «бесплодие» ставится супружеским парам, которые на протяжении года регулярной половой жизни без применения средств контрацепции не смогли зачать ребенка. Период в один год определен статистически: выявлено, что беременность в первые три месяца попыток зачатия наступает у 30% пар, в течение следующих семи месяцев – у 60%, а спустя 11–12 месяцев – у 10%. Поэтому спустя год безрезультатных попыток зачатия паре следует обратиться к врачу.
Женщину необходимо услышать. Настроиться именно на эту пациентку и лечить именно ее боль – до достижения результата. Побудить ее к работе над своей проблемой. Для этого приходится прибегать к разным способам. Это может быть сочувствие и пение хвалебных гимнов ее терпению, одобрение ее стараний. Иногда полезным оказывается показное равнодушие. Врач только рекомендует – женщина должна быть двигателем процесса лечения. Иногда лечение бывает горьким, болезненным, даже жестким: в зависимости от ситуации. Я благодарна своим пациентам за то, что они это понимают. Зато когда они гордо приносят показать своих малышей, мы вместе смеемся: «А помните, доктор, вы на меня так посмотрели, что у меня сердце в пятки ушло? А помните, вы так сказали, что я думала, не приду больше?».
Шутить и смеяться над собой и своими страхами станет возможно только после того, как все проблемы останутся позади. Но на этот путь у каждой женщины порой уходят годы. Бесконечные дни, месяцы надежд, разочарований, подъемов и новых истерик, депрессий…
«Занимаясь женщинами, длительно страдающих бесплодием, можно сказать, что все они в своем недуге проходят несколько этапов. Первый этап – «активная позиция». Женщина активно решает возникшую проблему: она готова горы свернуть и с энтузиазмом начинает обследование и лечение. Щедро тратит время и деньги. Вся семья и подруги в курсе событий и являются активными участниками процесса. Она уверена, что скоро все получится и что объем выполняемых ею действий и стоимость лечебно-диагностических мероприятий эквивалентны скорости решения ее проблемы. Мелочами пренебрегает. Глубоко в корень проблемы не зрит. Считает, что все делает, и ждет, что вот-вот станет мамой. Но идет время, а желанная беременность не наступает.
Тогда наступает второй этап – «этап смены врача». Женщина по-прежнему готова сражаться за свое материнство, но причину неудач видит в некомпетентности лечащего врача. Ведь она-то все делала! Значит, виноват врач! Негодный врач горячо обсуждается в кругу подруг и родственников. Ему клеят ярлык, и женщина гордо удаляется к другому, «хорошему» врачу, как правило, ведущему прием в соседнем кабинете.
Мне всегда обидно слышать от своих пациенток фразы «безграмотный врач», «неквалифицированный врач». В процессе лечения участвует не только врач, но и сам пациент, и от правильного выполнения пациентом назначений врача напрямую зависит результат самого лечения. Редко кто из пациенток, начинающих свой марафон «по бесплодию», с самого начала дистанции педантично дисциплинирован. Если анализы сданы не в тот день цикла, который назначил врач, а в тот день, когда пациентке удобно (врачу можно сказать что все сдано в нужный день), либо исследование выполнено не тем методом, который правильнее, а тем, который проще (он и дешевле в 2 раза!), если условия сдачи анализов не соблюдены вовсе (ерунда, Маша тоже так сдавала), то каким будет лечение, основанное на недостоверных результатах обследования? Внутри специальности «гинекология» тоже существует специализация: врач может быть превосходным специалистом по патологии шейки матки или блестящим перинатологом. Но женщина обратилась к нему с проблемой бесплодия, и так как он гинеколог, он должен назначить пациентке необходимое обследование и лечение: ведь в ряде случаев даже небольшой, но правильной коррекции бывает достаточно для наступления беременности. Возможно, что его квалификации в данном вопросе окажется недостаточно, тогда он направит к другому врачу. Но это не значит, что он плохой врач, просто у него другая специализация.
Если все-таки второй врач тоже оказался «неудачным», начинается третий этап – «коллекционирование врачей и методов лечения». Сначала пациентка ищет сама. А потом и с помощью подруг – реальных и виртуальных, коллег, друзей, знакомых: поиск чудо-врача по чьим-то рекомендациям. Пациентки за короткий отрезок времени перебирают всех врачей с «именем» в своем городе и даже ездят в соседние города. Именно в этот период пациентки находят знахарок, снимают сглазы и порчу, предпринимают попытки лечения народными средствами (боровая матка и красная щетка в неизвестных пропорциях и концентрациях, пиявки на полезные и бесполезные места, прижигания чего-то чем-то до келлоидных рубцов, прием спирта с растительным маслом и кедровыми орешками и др.). Исчерпав вышеперечисленные способы, именно на этом этапе женщины предпринимают попытки ЭКО, которые в 30–35% случаев бывают результативными.
Но если не помогла смена врачей, целителей и народных методов лечения, если не помогли даже несколько попыток ЭКО, наступает четвертый этап – «отчаяние». Женщина теряет надежду на материнство. Многие в этот момент сдаются – опускают руки и прекращают борьбу.»
Можно склонить голову перед теми, кто после периода депрессии возвращаются к работе. Именно к работе! Возвращаются уравновешенными и не определяют временных интервалов для себя и врача. Их боль не уходит, но ей позволено жить только в специально отведенной клеточке души и не позволено напоминать о себе. Женщины эти приходят к врачу с правильным вопросом: « Что я делала не так? Я готова работать над проблемой». Эти женщины достойны уважения. И бессонных ночей врача. За это можно простить звонок в 4.30 утра с ужасом в голосе: «У меня тест положительный! Что делать?!».
Четыре этапа не всегда обязательны. Как не всегда лечение бесплодия – дело только врача-гинеколога. Иногда для гинеколога вообще нет работы в этом процессе.
«Беременность может не наступать по многим причинам. В нашем организме все взаимосвязано – мозг, эндокринные железы, печень, почки, сосуды, нервная система. «Сломался» один орган – заблокировал работу другого. Иногда достаточно вылечить тот самый «сломавшийся» орган, возможно, не имеющий прямого отношения к женской репродуктивной системе, и беременность наступает! К сожалению, не все женщины понимают эту взаимосвязь и порой искренне удивляются, когда после получения результатов клинико-лабораторного обследования я направляю их к специалисту, по их мнению, далекому от лечения бесплодия.
Бесплодие может быть также следствием длительно существующей нерешенной психологической проблемы, которая блокирует наступление беременности. Пока в душе у женщины не наступит гармония, организм не допустит наступления беременности – так он заботится о здоровье мамы и будущего малыша».
Несмотря на использование в своей практике самых современных достижений медицины, многие доктора сегодня уверены, что все-таки детей дает Бог. Врачи считаются лишь Его инструментом. Инна Вячеславовна из числа докторов с такой точкой зрения. В ее практике тоже есть примеры, когда совершенно здоровые супруги не могут иметь детей годами. И наоборот, когда беременность наступает наперекор всем диагнозам и прогнозам врачей.
«Это было в 2000 году, мы оперировали девушку по поводу кисты яичника. Во время операции была выявлена патология маточных труб и выраженный спаечный процесс в малом тазу, которые являются причиной женского бесплодия. Специальное лечение и повторная лапароскопия не изменили ситуацию. Кроме того, обследование мужа пациентки выявило мужское бесплодие: спермограмма показала отсутствие сперматозоидов и клеток сперматогенеза в семенной жидкости. Ребятам могли помочь только ЭКО с ИКСИ. Но благословения на ЭКО от священника верующие супруги не получили, так как при ЭКО уничтожают «лишние» эмбрионы, а церковь расценивает это как убийство плодов. Ребята смирились с ситуацией и решили в будущем усыновить ребенка.
Прошло несколько лет. Однажды в декабре 2006 года в моем кабинете появилась эта пациентка с «беременным» животом. Я ахнула: «Другой брак? ЭКО?». А девушка мне рассказала такую историю: на несколько месяцев ее муж уехал работать и молиться в Соловецкий монастырь, а она – в женский монастырь в Дивеево. По возвращению из монастырей ребята «забеременели»: такая Благодать была им дана по молитвам монахов. У ребят родилась очаровательная девочка».
Самыми распространенными причинами женского бесплодия в наше время являются: непроходимость фаллопиевых труб, нарушения овуляции и эндометриоз. Четвертая распространенная причина не совсем относится к женскому бесплодию – это «необъяснимое бесплодие», при котором врачи не могут выявить причины отсутствия беременности.
Сегодня в арсенале врачей есть еще один вариант преодоления бесплодия – ЭКО. Но и ЭКО – не панацея. Приживутся или нет имплантированные в матку эмбрионы – на то тоже воля Божья. Иначе как объяснить тот факт, что у одних женщин успешной оказывается первая же попытка ЭКО, а у других – неудача за неудачей?
«На прием пришла женщина 39 лет. Первый аборт в 17 лет. И почти два десятка лет – стаж бесплодия. Безысходность, недоверие, отчаяние. Что я могла ей предложить после трех безуспешных попыток ЭКО? «О детях просят Бога! Вы просили Бога о ребенке?» – спросила я эту женщину. Она посмотрела с сомнением: «Я ставила свечи, ходила в Храм». Я дала пациентке немедицинское направление: в этот день в соборе Успения Пресвятой Богородицы на Комсомольской площади читали молебен чудотворной Албазинской иконе Божьей Матери, которой издревле женщины молятся о зачатии, об успешных родах, о здоровье детей и благополучном браке. «Проси сердцем, без тени сомнения. По вере твоей тебе и будет!» – я буквально уговорила ее пойти в храм. Она вернулась через три месяца – с первой за 17 лет беременностью».
У Инны Вячеславовны есть свое объяснение известной всем несправедливости: когда так называемые «асоциальные» женщины беременеют с удивительной легкостью, а «правильные» женщины, которые заботятся о своем здоровье и не употребляют спиртного, годами безнадежно носят в душе мечту о малыше.
«Почему так происходит? Представьте, сколько страхов, сомнений и вопросов терзают душу умной, социально адаптированной, очень ответственной женщины, планирующей беременность: как совместить работу с воспитанием малыша; стоит ли рожать, если нет своего жилья; получится ли устроить ребенка в детский сад; будут ли деньги на все этапы его образования и т.д. и т.п. Ребенка еще нет, а женщина уже планирует его жизнь на многие годы вперед! Фактически берет на себя функцию Господа Бога. Но пока она сама себе Бог, Он не будет ей помогать – зачем, если она все берет на себя? А женщины, ведущие асоциальный образ жизни, не отягощенные интеллектом и ответственностью, ни о чем таком важном не задумываются, плывут по течению, фактически живут одним днем, во всем полагаясь на Бога, даже если сами того не понимают. И беременность у них наступает легко, и вынашивают ее до положенного срока, и дети у них каким-то чудом вырастают крепкими. Возможно, потому, что «Господь помогает в немощи». Я не призываю брать на вооружение асоциальный образ жизни! Однако иногда лучше отпустить проблему и довериться Богу».
На одном из хабаровских форумов в разделе о планировании беременности есть страничка «Смиренина», на которой пациентки Инны Вячеславовны общаются между собой.
«Я всегда стараюсь учитывать мнение своих пациентов, в том числе и о себе: пациенты – тоже наши учителя. Несмотря на то, что пациентки на сайте скрыты под «никами», своих всегда можно узнать. Я люблю своих девчонок. Какое-то время считала этот форум вредным: пациентки иногда такие советы друг другу дают – страшно становится от их околомедицинских познаний! Но потом поняла, что пользы от форума больше: девочки поддерживают друг друга, помогают верить в успех тем, кто уже готов сдаться. А как вдохновляют истории женщин, которые после упорной работы над проблемой родили своего малыша! У них есть дни встречи в кафе – их вариант психотерапии: бывшие «бесплодные», а сегодня «пузатые» вдохновляют личным примером».
К сожалению, и в нашем городе женщин, которым совсем не просто прийти к заветному слову «мама», достаточно много. Увы, не выпадает Хабаровск из общероссийской неутешительной статистики: по ее данным, около 20% женского населения имеют проблемы с зачатием. Таким женщинам нужно учиться не отчаиваться и верить в результат. И, конечно же, верить в докторов. Наших, хабаровских!
«Лечение бесплодия – это не соло одного врача. Это только командная игра: каждого из членов команды на своем участке поля битвы за рождение малыша. Что мог бы сделать один врач без опытного врача ультразвуковой диагностики, без добросовестных врачей-лаборантов, без грамотных смежных специалистов, без надежных ведущих беременность акушеров-гинекологов, без самоотверженных акушеров и без верных педиатров?
У меня есть такая команда. Я искренне благодарю Унжакову Раису Николаевну, Пьянкову Елену Юрьевну, Левкову Елену Анатольевну, Нешатаева Дмитрия Валентиновича, Нешатаеву Татьяну Ивановну, Миллера Александра Марковича, Перепелицкого Владимира Иосифовича, Покрыщенко Наталью Николаевну, Суворову Елену Юрьевну, Рожковскую Елену Николаевну, Сапежникову Галину Владимировну, Богатову Елену Николаевну, Еремину Елену Владимировну, Подледневу Елену Владимировну, Миропольскую Наталью Юрьевну, Копылова Евгения Николаевича, Сиротину Ольгу Борисовну, Александрову Ольгу Николаевну, Соколову Ольгу Августиновну. Эти люди даже через много лет помнят все подробности историй болезни своих «трудных» пациенток и пациентов.

Врачи устают, нужно быть великодушными и прощать им порой их усталые глаза и «пыльный» голос. Будьте уверены в одном: никогда-никогда врачу не бывает все равно! Он также, как и вы, ждет Чуда. И еще всегда помните: бесплодие – это не наказание. Это просто еще один путь к материнству. Имеющий путь не может быть наказан. Наказывают не имеющих пути».