http://basdv.ru/

«Вычитать и умножать, малышей не обижать»… Современная школа должна учить детей не только этим умениям, но и готовить к неопределенным обстоятельствам, а именно - не растеряться и суметь применить знания в изменчивой ситуации. О больших переменах в школах, о достижениях и не золотых медалях «Образу Жизни» рассказала министр образования Хабаровского края Алла Кузнецова.



Образование - один из волнующих вопросов современности. От советской системы мы ушли, но вот к чему пришли? В школах реформа за реформой, новые проекты, программы…


Школа должна меняться. Ожидания от жизни стали другими, появились новые профессии, от специалистов требуются новые компетенции - это внешние вызовы. Да и дети стали другими, говорят, у них мышление стало клиповым. Поменялось понимание свободы и ответственности. Это неплохо, это вызовы реальности. Выживает тот, кто умеет следовать за изменениями, прогнозировать их.


Остановить жизнь невозможно, это заданные обстоятельства. Соответственно в системе образования появляются новые веяния, требования, вводные. Это тоже закономерно. Но вместе с тем очень ускоряется темп. Если раньше, получая нововведение, мы могли выдохнуть и успеть довести его до штатного режима, прежде чем поступит новое, то сейчас срок доведения до штатного режима значительно сократился.


Какого курса сейчас придерживается система образования,
к чему мы все стремимся?


Мы опять говорим о необходимости догнать и перегнать Запад в направлениях цифровой экономики и современных технологий. Президентом поставлена задача войти в число ведущих экономик мира и в десятку стран с лучшими системами образования.


Над чем в первую очередь предстоит поработать,
чтобы попасть в десятку?


По большому счету, можно сказать, что мы и сейчас в десятке. Например, участвуя в международном исследовании качества и понимания текста PIRLS, наши дети - выпускники начальной школы - занимали первые места. И так несколько лет подряд. В международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS наши дети занимают 7-9 места. Тоже показатель. Специалисты изучают качество знаний по тем технологиям, которые применялись еще в советской школе, насколько ребенок усвоил знания и умеет их применять. Но есть еще одно исследование - PISA, которое изучает умение школьников исследовать, а также применять знания в непредсказуемой ситуации. Так вот, наши умницы, победители всевозможных олимпиад здесь занимают 27, 29, 32 места. Это говорит о том, что мы умные, но абсолютно не умеем применять знания в нестандартных ситуациях.


Что это за ситуации, каких навыков они требуют от человека?


Как говорят футурологи (люди, прогнозирующие будущее - прим. ред.) - мир движется к сингулярности. Если не вдаваться в теорию, сингулярность - это время, когда предыдущие решения не работают. То есть в каждой новой ситуации нужно создавать новые решения. Применять знания, искать новые источники информации - эдакая активная самостоятельность. Сейчас часто звучит термин «резильентность». По-русски говоря, это настойчивость в преодолении трудностей. Сто раз попробуй, и у тебя обязательно получится. Это то качество, которое в современном мире необходимо человеку, чтобы выжить - справляться с ежедневными задачами и не отступать.


Россия одна из самых образованных стран. Количество людей, имеющих высшее образование, одно из самых высоких в мире. Но при этом мы понимаем, что наша страна - не самая экономически эффективная и финансово успешная. И это парадокс - наши знания не делают нас богатыми, потому что мы не умеем их использовать. Для нас сейчас задача попасть в десятку - не самоцель. Нам необходимо научиться готовить детей к условиям неопределенности, чтобы они могли решать эти задачи. Получается, отечественное образование стоит на пороге больших перемен.


Какие аспекты подлежат изменениям?


Как сказал Дмитрий Песков в своей футурологической лекции: «Это не перекрашенная машина, это совсем другая машина должна быть». Новый нацпроект - это «коробочное решение», нельзя в системе менять что-то одно - переформатированию подлежит все. Перестроить стены, купить новую современную технику, протянуть оптоволокно - это дорого, но обозримо решаемо. А вот провести революцию в головах - непросто. Система образования должна быть другой, это и содержание новое, и педагоги. Мы должны научить детей активной самостоятельности, построению коммуникаций и той самой настойчивости - умению не сдаваться при неудаче и пытаться, пока не победишь.


Мы вступаем в национальный проект, сейчас идет первый год его действия. Он рассчитан до 2024 года. Сейчас мы утверждаем наши планы и шаги. Пока считаем деньги, предварительно порядка 12 млрд рублей дополнительно потребуется на весь срок программы. Сумма колоссальная, в нее входит строительство новых школ, детских садов, прокладка оптоволоконной линии, техническое оснащение учреждений. Через 5 лет в каждой школе скорость Интернета должна быть 10 мегабит в секунду. Сегодня у нас только Краевой центр образования (КЦО) имеет такую скорость подключения.


И вот главный вопрос: каким образом учитель должен научить ребенка действовать в тех самых неопределенных обстоятельствах?


Когда дважды два все равно будет четыре - это одно. А вот вопрос с открытым ответом, с недостающими или избыточными данными, где ребенку нужно доказать, например, что это избыточные данные - это же увлекательно. Школьник не просто задействует память, он мобилизует личностные качества, креатив.


Когда мы в школе придерживаемся принципа «дай знания-спроси», мы же, по сути, теряем мотивацию детей. Это раньше мы, педагоги, были первоисточником, носителем информации. Сегодня все, что скажет ребенку на уроке учитель, и даже больше, он может узнать, просто зайдя в Интернет. Поэтому необходима перестройка процесса обучения, урок должен стать своеобразным квестом, когда в ситуации или задаче может быть не один, а несколько решений. А может и не быть очевидного ответа, и тогда ученики вместе с учителем начинают исследовать вопрос.


Мы говорим об автоматизации процесса образования,
что она предполагает?


Одно из направлений национального проекта - «Цифровая школа». Речь идет об автоматизации процесса обучения. В московских школах, например, учитель может дать задание не всему классу, а выборочно. Просто рассылая его со смартфона. Педагог заранее все спланировал, а на уроке ему остается только нажать кнопку, и задание ушло, например, первой, второй и пятой партам. На другом устройстве учитель отслеживает, как ученики выполняют задание. Задание выполнено, автоматически проверено, и оценка также автоматически уходит в электронный дневник. Таким образом обеспечивается индивидуальный подход.


На сегодняшний день персонализация образования - один из мощнейших трендов в мире, который гарантирует и мотивацию, и качество образования. И этого добиться возможно только путем цифровизации образования. Раньше честные учителя старались индивидуально подходить к каждому ученику, но это невероятные усилия: когда в каждом классе по 25 учеников, а классов, допустим, восемь, это работа на выгорание.


Существуют ли программы или контент, с помощью которого будет внедряться автоматизация управления процессом образования?


Безусловно, такой контент существует. Вся информация в дидактически обработанном виде загружена в этот ресурс и для учителя, и для родителя, и для ребенка. Сейчас в Хабаровске тестируется три таких программные разработки. Пробные версии запущены в Краевом центре образования (КЦО), в коррекционной школе и в кадетской школе №1 им. Ушакова.


Пока большие перемены только грядут,
как обстоят сейчас дела с качеством образования?


Олимпиады по предметам - это, пожалуй, достойные показатели качества образования. За последние три года у нас втрое (с 6 до 17 человек) увеличилось количество призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников. А вот количество выпускников, набравших на Едином госэкзамене 100 баллов, для нас не «говорящий» показатель, а, скорее, эксклюзивный. И совсем другой момент - высокобальные результаты. Мы отсматриваем учреждения, где выпускники набирают 80 и выше баллов. Так вот, их с каждым годом становится все больше.


В этом году мы провели выборку школ края, где больше половины выпускников получили такие результаты по русскому языку. И среди них оказались три сельских школы. Например, школа в селе Селихино показывает высокие результаты из года в год. А это означает, что и без репетиторов школа может давать высокое качество образования.


Как изменяются результаты ЕГЭ из года в год?


В этом году по большинству предметов вырос как средний балл, так и количество высокобальников. Динамика хорошая. Мы не особо интересовались медалистами, потому что обнаружили, что 25% из них по ЕГЭ могут иметь балл ниже среднего. Дело в том, что в аттестат выставляются оценки по итогам учебного года, и результаты ЕГЭ на них никак не влияют. Так у нас каждый четвертый медалист в аттестате имеет пятерку, а на тестировании может набрать 39 баллов, а это чуть выше двойки. Если человек получил медаль и в сумме за три экзамена не набрал 220 баллов, мы считаем, что это нечестная медаль.


Сколько существует ЕГЭ, столько и говорят о его отмене.
Рассудите, быть ЕГЭ или нет?


Единый государственный экзамен будет. Как и любой инструмент, он не идеален, речь идет лишь о его затачивании, первые его грехи уже искуплены. Вопросов-«угадаек» уже нет. Одно время звучало, что тесты оценивают знание, но не оценивают умение мыслить - этот момент тоже решен. Появилась устная часть в языковых испытаниях. Единый госэкзамен совершенствуется, и этот процесс будет продолжаться.

Скажу больше, другого инструмента объективации оценки нет. Нам нужна объективная оценка, которая поможет сопоставлять достижения учеников повсеместно, и ЕГЭ позволяет это делать. Я сама 30 лет в школе проработала, да, были у меня ученики, которым я ставила отметки за старание. Ну не может выучить, зато рефератик напишет. Я понимаю, что сегодня у этого ученика шансов нет. Он должен готовиться наравне с другими.


ЕГЭ - это и мотивация, и способ регуляции. В образовании можно выстраивать индивидуальное вхождение в карьеру. Сегодня по пути среднего профессионального образования идет 51% выпускников. Кто-то, чтобы избежать ЕГЭ. Я к ЕГЭ отношусь хорошо, может быть, потому что я его не проходила (смеется). Мы затронули тему профессий. Не слишком ли рано наши дети стоят перед выбором своего будущего? Ведь профиль обучения сейчас необходимо выбирать чуть ли не с третьего класса.


По новым стандартам образования навыкам осознанного выбора детей учат с первого класса. С точки зрения стандартов, у нас «предпрофиль» начинается с 8 класса. Ребенок начинает выбирать направление - гуманитарное или техническое, углубленное изучение тех или иных предметов. Есть школы, которые предлагают сделать выбор раньше, но это уже решение родителя. Если считаешь, что ребенок не готов определиться, ему прямая дорога в универсальный класс. Лично я к ранней профориентации отношусь очень хорошо, а вот ранее профилирование для меня все-таки спорно. В подростковом возрасте ребенок любит учителя, а не предмет, и это может сбить его с толку.


Как помочь ребенку определиться с его будущим?


Самое главное, организовать ребенку поле проб, как в том стишке «драмкружок, кружок по фото…». Не надо ограничивать, пусть перепрыгивает из кружка в кружок, а как он иначе узнает, нравится ему это занятие или нет?! Кстати, есть у нас психологическое тестирование, которое можно пройти в Центре психолого-медико-социального сопровождения. Есть «Компас самоопределения», это краевой проект, он действует во всех школах. Сейчас прорабатывается федеральный проект «Билет в будущее». На базе учреждений профобразования ребенку будет предоставляться возможность попробовать себя в профессии, на современном оборудовании он сможет попытаться что-то сделать своими руками. Так, общими силами, мы должны создать максимальное поле проб для ребенка, тогда можно будет ответственно выбирать профессию.



Елена Чагина
Фото - Юлия Савкина

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Министр образования Хабаровского края Алла Кузнецова