http://basdv.ru/

Алла Джан-Ша: «Кино в Хабаровске - это возможно!»

Можно ли снимать кино в Хабаровске? Еще до недавнего времени это был риторический вопрос. Кино - это если не Голливуд, то Москва, Санкт-Петербург или, на худой конец, Владивосток - там есть хотя бы любительские студии. Однако сегодня благодаря стараниям группы энтузиастов на кинематографической карте России появилась и дальневосточная столица. О том, как это произошло, «Образу Жизни» рассказала организатор съемок игрового кино в Хабаровске, директор продюсерской компании Алла Джан-Ша.

Сам себе продюсер

Алла, как возникла идея о съемках кино в Хабаровске?

Нельзя сказать, что раньше в Хабаровске не снимали кино. Есть у нас известная студия кинохроники, на которой очень давно снимаются документальные фильмы. Есть и местные фестивали любительских фильмов. Другое дело - игровое кино. Оно еще несколько лет назад было привилегией избранных - больших компаний, расположенных в крупных городах. В первую очередь потому, что только у них имелось нужное для съемок оборудование. Но сегодня попробовать себя в роли режиссера может любой желающий. Купить хороший фотоаппарат - не проблема. Качество видео он дает очень достойное, вполне можно смотреть и на большом экране. Да и требования к фильмам у публики изменились. Сегодня кино можно снять хоть на телефон, главное - идея. Выложив видео в социальных сетях, можно легко найти своего зрителя. И ведь очень многие люди увлекаются видеосъемкой! Думаю, не ошибусь, если скажу, что их уже не меньше чем, например, вокалистов или танцоров-любителей. Но для вокалистов и танцоров есть конкурсы, фестивали и другие площадки для общения. Те же, кто пробует снимать постановочное видео, не имеют возможности выйти на широкую публику. Интернетом все обычно и заканчивается. Но это очень специфическая площадка. Скажем так, профессиональному росту Интернет вряд ли способствует.

Такие мысли и привели коллектив нашей компании к решению провести фестиваль, участники которого - местные любители - могли бы снять настоящее игровое кино и показать его зрителю на большом экране. Профессиональное жюри подведет итоги, в кулуарах состоится обмен мнениями… В итоге написали проект, который выиграл грант администрации города. Средства гранта разделили между съемочными группами, прошедшими отборочный тур. Провели для них пару мастер-классов по сценарному мастерству, рассказали о требованиях к готовым фильмам и «отпустили на свободу». Хотя, честно сказать, когда все только начиналось, мы вовсе не были уверены в успехе. Но результат нас приятно удивил.

Тематикой фестиваля стало возвращение в Хабаровск «с чужбины»?

Да. Мы, организаторы фестиваля «Точка возврата», живем в Хабаровске и любим свой город. Нам хотелось показать, что для этого есть много поводов и реальных историй людей, которые уезжали из Хабаровска, но вернулись обратно, потому что лучшего места для себя не нашли. Нам показалось, что это - живая, интересная и честная тема. Именно поэтому одно из главных требований к фильмам звучало так: они должны быть основаны на реальных событиях.

Желающих стать участниками оказалось много?

Сначала собралось больше десяти команд. Мы ведь приглашали всех: приходи, напиши синопсис, пройди отбор, получи 50 000 рублей на съемку небольшого фильма, а потом еще и выиграй приз! Но съемка кино - процесс трудоемкий, забирает много времени и сил. К тому же и требования у нас как у организаторов были серьезные. Не каждый синопсис мог пройти отбор. А еще, например, роли в фильмах должны были исполнять профессиональные актеры хабаровских театров. Не все оказались готовы к такой работе. Так что в итоге остались лишь самые стойкие пять команд-участников. Ребята в них были абсолютно разные - и совсем молодые люди 15-16 лет, и профессионалы-телевизионщики. И все очень занятые на работе или учебе. Однако для интересного хобби, которым стали съемки кино, время они нашли.

Трудоемкое увлечение?

Конечно! Хотя профессиональные требования к участникам фестиваля «Точка возврата» мы, по сути, не предъявляли. Получится интересно, зритель не заснет - уже молодец. Но тут стимулом стала внутренняя конкуренция между командами, а еще ответственность перед зрителем и нежелание ударить в грязь лицом. К тому же, если съемки начались, уже нельзя все бросить и признать, что не рассчитал свои силы, - ведь рядом команда! Я знаю, что своего рода творческий кризис за съемочный период (он длился около месяца) пережила каждая группа. Но из тех, кто вышел на этот этап, с дистанции не сошел уже никто.

Получилось настоящее кино?

Получилось кино, которое не стыдно было показать в кинотеатре «Совкино» на большом экране. Стало ли оно от этого настоящим? Мне кажется, да. Это все-таки не телевизор и не Интернет, это нечто большее, причем в прямом смысле. Для профессионального роста участников была очень важна возможность получить живой отклик аудитории. В какой-то момент зрители смеются, что-то комментируют, аплодируют, в какой-то - шуршат бумажками, отвлекаются… Но в целом зрителям понравилось, многие подходили, говорили об этом, писали в соцсетях. Хотя, может быть, они просто ожидали чего-то более слабого? Кино, снятое «на коленке» хабаровскими любителями, изначально ведь не претендовало на высокое искусство.

Итоги конкурса подвело профессиональное жюри, выбрав нескольких победителей в разных номинациях. Гран-при достался фильму «Дина». Это история девушки, которая вернулась в Хабаровск на короткое время, но решила остаться. Этот фильм стал своеобразным экспериментом по поиску новых форм: вместо актеров роли играли куклы, в сценарий были вплетены живые диалоги, записанные на диктофон во время личного общения с героями… Жюри также отметило, что поводом для возвращения в этой истории стали не личные обстоятельства, а сам город: его люди, атмосфера, возможности творческого общения.

Фестиваль повторится?

Думаю, да. Даже уверена. Сейчас мы ищем средства, приглашаем партнеров. Ведь до сих пор мы только пробовали, нащупывали формат. Теперь будем использовать уже наработанный опыт. Надеемся, что окажется больше участников. Планируем устроить разбор работ членами жюри, дать больше обратной связи. Хотим позвать кого-то из известных режиссеров, чтобы в рамках фестиваля он провел мастер-класс для съемочных групп. Уже ведем об этом переговоры.

Кстати, в Благовещенске заинтересовались нашим проектом, там планируют провести в этом году такой же фестиваль. Впрочем, возможно, идеи родились и параллельно, но все-таки мы оказались первыми.

Ночной монтаж

Как снимается фильм?

Есть известное высказывание «Мой фильм готов - его осталось только снять». Так и должно быть: этап подготовки к съемкам в идеале занимает до 80% от всего съемочного времени.

Сначала пишется синопсис: краткое изложение того, о чем будет фильм, примерно на полстраницы. Если он утверждается, начинается работа над сценарием. Из нашего опыта видно, что это коллективная работа: все придумывают историю, а потом кто-то один забирает наработки для того, чтобы изложить в виде текста. Расписываются сцены: примерный видеоряд, слова героев. Дальше начинается режиссерская работа: раскадровка, когда каждый кадр зарисовывается или подробно описывается. Каждый план длится 3-6 секунд, поэтому нетрудно подсчитать, что для съемки пятнадцатиминутного фильма нужно больше двухсот детально продуманных планов.

Только когда все готово на бумаге, начинаются съемки. Как правило, кино снимается отдельными эпизодами, и тут в работу вступает продюсер. Он организовывает места съемок, согласовывает время, находит участников, реквизит, инвентарь, костюмы. Если сказано, что в сцене герой ест борщ, значит надо сварить борщ, если для массовки нужны хипстеры, значит это должны быть хипстеры: в кедах, узких штанах, небритые и с модными гаджетами. А не просто толпа одноклассников брата, которых попросили сняться после уроков в фильме. Детали очень важны, и это забота продюсера.

Когда сняты все эпизоды, начинаются монтаж и озвучивание. Иногда что-то приходится доснимать или переснимать, так бывает. Потом цветокоррекция.

В нашем случае вообще вся подготовка «от и до» занимала два месяца. Это очень мало на самом деле.

Что проведение фестиваля значит лично для вас?

Наверное, это своего рода возможность воплощения моей давней мечты, которую я смогла предоставить другим людям. Я много лет работала на телевидении, писала сценарии для телевизионных передач и всегда чувствовала, что ограничена рамками формата. Задача телевидения - точно отражать жизнь; исказить факты - значит, проявить непрофессионализм. А иногда так хотелось сделать историю более логичной! Изменить финал. Переписать начало. Добавить своих деталей. У участников нашего фестиваля была такая возможность. Все фильмы основаны на реальных событиях, но это же только основа. Остальное - творчество.

Чудо - в цветах

Интерес к творчеству передался вашим детям?

Думаю, что да. Дочь Яна работает с нами, она дизайнер, хотя имеет диплом специалиста по политическому пиару. А сын учится в Санкт-Петербурге на клинического психолога. Однако к творчеству его все же тянет: недавно случайно узнала, что он пишет рассказы, и даже неплохие. Но мне он их не показывает.

А как вы сами пришли в мир кино?

Мир кино - это громко сказано. Большая часть моей жизни связана с телевидением, это все-таки другое. По образованию я - режиссер театра, окончила институт культуры. Сначала руководила школьной театральной студией. Потом была директором краевого КВН. Тоже творчество. А лет пятнадцать назад меня случайно пригласили на телевидение, я написала свой первый сценарий программы, и проект утвердили. Так начала работать автором программы «Безмен», что означает «без мужчин». Со временем стала главным редактором уже другого телеканала и в свой бизнес ушла именно с этой должности, когда меня и мою редакцию в полном составе сократили по решению московских начальников. Тогда вместе с некоторыми коллегами открыли свою продакшн-студию и стали снимать коммерческое видео, чтобы обеспечить себя работой. С тех пор так и живем. Сейчас с нашей студией постоянно сотрудничает около тридцати человек. Это сценаристы, режиссеры, операторы, дизайнеры, ведущие и многие другие.

Кроме коммерческих, у вас есть очень интересные социальные проекты. Расскажите о них.

Да, мы находим возможность снимать фильмы и передачи для души. Надеюсь, они помогают обществу и конкретным людям. В этом я вижу социальную ответственность нашего бизнеса. Недавно совместно с организацией «Дальневосточные правовые ресурсы» сняли серию фильмов «Занят - значит, свободен» для тех, кто освободился из мест лишения свободы и хочет адаптироваться к современной жизни. Еще один наш проект - серия видеопаспортов для детей из детских домов, у которых очень мало шансов найти свою семью в силу возраста или здоровья. Мы им в этом помогаем, и довольно успешно. Наши сюжеты под названием «Я маму жду» зрители могли видеть по телевидению.

Но у нас есть и некоммерческие проекты, которые при этом не носят ярко выраженную социальную окраску. Например, проект «Небольшая перемена». Это живой, веселый формат, он часто меняется. Сейчас это истории небольшого преображения девушек, которые для них загадывают их парни. Поскольку для героинь это всегда сюрприз, все происходит довольно забавно. Героев для этих программ мы подбираем через конкурсы в социальных сетях.

На увлечения времени совсем не остается?

Немного остается. В свободное время пишу для себя и для друзей. Записываю истории из жизни, публикую на своей странице в «Фейсбуке».

Еще у нас есть дача. Задумывалась она в качестве места для отдыха. Но, как это часто бывает, процесс затянул. В первый год я ради эксперимента посадила помидоры. И очень удивилась, когда они дали урожай в огромном количестве. И зелень. И клубника. Выяснилось, что это вкусно и удобно. В этом году мы с мужем окончательно сдались - решили картошку посадить.

Но настоящее чудо - это цветы. А как еще назвать процесс, при котором семечко-песчинка из пакетика за 15 рублей превращается в росток, а он - в огромный цветущий куст? Когда у меня расцвели первые розы, я просто не верила, что это я вырастила их из тонких колючих черенков. Сейчас у меня целый розарий. И я точно знаю - не было бы дачи, я бы уставала намного больше!

Записала Юлия Михалева

Фотографии Анны Асачевой


Мария Арнаут: «У нас прекрасная театральная школа!»

Мария Гредасова: «Мода - это временно!»

Растим счастливую женщину

Две половинки – одна душа

Наставник больше чем друг

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.