http://basdv.ru/

Ароматная формула


Парфюмер Олеся Евтеева создает духи из натуральных компонентов - мяты, мелиссы, имбиря, лайма, ели и даже женьшеня. О растениях из собственной теплицы и авторских экоароматах она рассказала журналистам «Образа Жизни»
.


Из-за аллергии на химические компоненты Олеся долго не могла подобрать духи. Отчаявшись найти свой аромат на полках магазинов, девушка пришла в аптеку за натуральными эфирными маслами. Первый эксперимент не принес желаемого благоухания.


«Смешала все понравившиеся аромамасла: бергамот, мяту, лимон, иланг-иланг, но результат не обрадовал. Если говорить языком парфюмеров, получился «грязный аромат». Совсем не «шанель». Продержался он не дольше получаса. Оказалось, что масла для ароматерапии, бани и сауны имеют самую верхнюю степень очистки и не подходят для парфюмерии».


Только природные компоненты?


Сейчас в моде экостиль - духи с ароматом свежей земли, дождя, скошенной травы, морской волны… Но в натуральный парфюм, конечно, добавляют химию. Альдегиды позволяют красиво соединять между собой разные ароматы. Некоторые природные запахи можно сделать устойчивыми только химическим путем. Например, если попытаться сделать эфирное масло из цветков сирени или ландыша, то мы получим запах свежей травы.


В среднем, аромат оформляется за месяц. Срок годности парфюма по ГОСТу около 5-7 лет. Но если флакон хранить правильно, в темном стекле, запах живет дольше. Находят своих поклонников винтажные (антикварные) ароматы. Первым духам «Шанель № 5» сейчас более ста лет, и они все еще пахнут. Не так, конечно, как раньше, но все же.


Духи, как хорошее вино, раскрывают аромат постепенно. Сначала звучат верхние ноты, затем раскрываются средние и нижние. Первое впечатление о духах дают цитрусовые - лимон, мандарин, грейпфрут. Они сохраняют аромат от 20 до 40 минут. Затем выступают плавающие средние ноты – ваниль, миндаль, вишня. Дольше всех (около 6-8 часов) сохраняют запах нижние ноты, такие как амбра, мускус, сандал, на которых базируются все другие ароматы.


Живые ароматы


Духи популярных брендов готовятся по строго выверенной формуле, они очень устойчивые, потому что в них нет натуральных компонентов. Парфюм из природных составляющих может играть по-разному: натуральные эфирные масла – живые ароматы. Влияет очень много факторов - от условий выращивания растений до гормонального фона человека. В этом уникальность авторского парфюма. К примеру, если год выдался засушливым, аромат эфирного масла розы будет звенящим. И наоборот, высокая влажность даст сочный, насыщенный запах. Чтобы получить литр эфирного масла розы требуется 500?800 кг лепестков, поэтому парфюмеры нечасто используют ее в составе своих композиций.


«Делаю тинктуры (настойки на спирте) на основе растений из своей теплицы - мяты, мелиссы, ромашки. Получается очень нежная база, на которую наслаивается композиция из парфюмерных масел. Растения нужно немного подсушить, измельчить и залить спиртом. Природные компоненты очень хорошо отдают запах в спирт, образуя ароматные молекулы. Отдельно от базы готовлю основной состав из эфирных масел самой высокой очистки. Активно использую цитрусовые - лимон, лайм, мандарин, наши дальневосточные травы, хвойные деревья, корень имбиря. Еще во время экспериментов с моноароматами заметила, что лимон и мандарин бодрят, поднимают настроение. Шалфей, мята и эвкалипт успокаивают. Сейчас провожу эксперимент с корнем женьшеня. Уже полгода в моей лаборатории выстаивается тинктура. Вызревает бесподобный запах, на основе которого я планирую создать духи с ароматом дальневосточной тайги. Женьшень дает очень интересное звучание - терпкое, чем-то похожее на имбирь, зеленый чай, мяту. В сочетании со мхом, еловыми и медовыми нотами, полагаю, получится очень изысканный и необычный аромат».


Вдохновение парфюмера


Аромат рождается в голове. Духи можно сравнить с витаминами, на интуитивном уровне парфюмер чувствует, каких ароматов не хватает.


«Зимой очень хочется тепла, и я сразу представляю, как пахнет весна. Осенью хорошо идут пряные ароматы: имбирь, корица, кофе, шоколад. Теплый, вкусный, согревающий восточный аромат сегодня в моде. Когда сложился «образ», начинаю работу с эфирными маслами, тинктурами и формулами. Чтобы парфюмерная композиция сложилась, должно быть не менее 24 составляющих. Прежде чем создать новую композицию, заново открываю и слушаю все ароматы: сирень, вишню, смородину.... И пытаюсь заранее представить, с какой интенсивностью он будет звучать.


Если переборщить с натуральным мускусом кабарги, можно испортить духи, а если добавить слишком мало, не получится стойкий аромат. В парфюмерии такие ноты официально называют «какашистыми», «животными» и используют очень осторожно. Расписывая формулу, я заранее понимаю, где должен звучать мускус, а где мятные ноты, смородина черри с миндалем и амбра. Этот продукт жизнедеятельности кашалотов добавляет тяжелые, животные нотки, которые в итоге делают аромат притягательным и возбуждающим. Сама по себе амбра, конечно, зловонная, но в грамотном сочетании с другими компонентами она приобретает благородное звучание. Опять же, во всем нужна мера. Еловые ноты придают пикантности, но ими можно заглушить все другие запахи. Это очень яркий аромат. И даже если изначально получилась гармоничная, если не сказать идеальная композиция, то через две недели елка может выйти вперед и затмить все верхние ноты. В таких случаях приходится переделывать парфюм».


Сочетание несочетаемого


Вдохновить на новый аромат может природа, искусство или поклонники авторской парфюмерии.
«Аромат «Мой» несколько раз переживал реинкарнацию. Одна девушка увидела его на выставке в Москве и предложила добавить в теплый, осенний, пряный аромат ледяные ноты. В основе остался восточный аромат перца, корицы, кофе, шоколада, ванили, а сверху легла мята и яблоко. Получилось интересно и необычно - сладкий гурманский аромат уравновешен свежими нотами».


На сочинение одного аромата уходит в среднем три дня. Совсем небольшой срок, учитывая то обстоятельство, что парфюмеру можно работать в лаборатории не дольше трех часов в день. Иначе притупляется обоняние.


«Скажу больше - обоняние затупляется минут через 15 активного слушания запахов. Поэтому нам приходится постоянно выходить на улицу, часто пить воду. Использовать кофе для нейтрализации запаха, как это делают в магазинах, профессиональным парфюмерам нельзя. Кофе очень сильно бьет по рецепторам, притупляя обоняние. Но не это самое сложное в нашей работе. Самое сложное в том, что у парфюмера нос натренирован, и он тоньше чувствует запахи, и может оценить те парфюмы, которые нетренированному, привыкшему к химическим запаху носу, кажутся невкусными».


Российские парфюмеры все увереннее завоевывают нишу селективной парфюмерии. Если раньше качественные духи ассоциировались исключительно с Францией, сегодня ситуация меняется. В отличие от французских парфюмеров, которые сначала получают базовое физико-химическое образование, а потом переходят к работе в лаборатории, российские авторы воспринимают создание духов больше как творческий процесс.



Текст - Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Парфюмер Олеся Евтеева создает духи из натуральных компонентов - мяты, мелиссы, имбиря, лайма, ели и даже женьшеня. О растениях из собственной теплицы и авторских экоароматах она рассказала журналистам «Образа Жизни».