http://basdv.ru/

Чему учат в школе детской безопасности?


Александра ВЕРТИЛЕЦКАЯ – педагог-психолог, автор проекта «Школа детской безопасности».


Все ценное рождается из личного опыта. Идея создания школы безопасности для детей не исключение. Однажды мой ребенок ушел из дома на три бесконечных часа. Мы играли в дочки-матери, и я попросила накормить меня мороженым. Вместо пластилинового он решил принести настоящее. Очень незаметно, тихонько открыл калитку и ушел. На тот момент ему было четыре года. Искали все: полиция, соседи, друзья… Помню это ощущение: время как будто остановилось. Внутри боль, беспомощность и неизвестность. Все закончилось благополучно – мы нашли друг друга совсем недалеко от дома. С этого дня начались походы в полицию. За недосмотр семью могли поставить на учет. Следователь рассказал историю о ребенке, пропавшем с детской площадки московского гипермаркета. Через неделю его нашли на том же месте, где потеряли, но уже без одной почки.

Пережитый стресс заставил задуматься над проблемой. Так я осознала, что не смогу оградить ребенка от всего на свете, но смогу научить его действовать, а главное, он не будет бояться просить о помощи. Безусловно, стопроцентной гарантии никто не даст, но снизить риск возможно. Закричи тот ребенок в гипермаркете: «Нет! Я вас не знаю! Помогите! Это не мои родители!» - то наверняка привлек бы к себе внимание. А так он тихо ушел. Ушел за конфету, обещание показать котенка, подарить игрушку, за что именно, мы не узнаем. Но факт остается фактом – 90% детей уходят с незнакомцами по доброй воле.



Нередко родители боятся или не знают, как говорить с ребенком на такие непростые темы. Психика так устроена – она вытесняет все тревожное. Но принцип «не буду думать – не случится» - это самообман. С другой стороны, без знания детской психологии сложно объяснить, почему не стоит доверять чужим и при этом не напугать. Одна моя приятельница навсегда отбила у ребенка желание общаться с чужаками словами: «подойдешь к незнакомцу, он тебя украдет и съест в подвале». Это не какие-то страшилки, это методы воспитания в благополучной семье. Добились ли они желаемого результата, и что с осторожностью поселилось в душе ребенка – тревога, неуверенность или страх – большой вопрос. Родители беспокоятся за своих детей и транслируют им свою тревогу. Ребенок в сложной ситуации на подсознательном уровне вспомнит эмоции, с которыми родители говорили ему об этом, и еще больше испугается. Второй способ – мягко, но регулярно читать морали. Со временем ребенок просто перестает на это реагировать.

Проблема современного ребенка в том, что его научили ментальной арифметике и английскому языку, а к реальной жизни не подготовили. Он настолько погружен в виртуальную реальность, что не знает, как поступить в сложной ситуации.

Объединив опыт работы в педагогике и психологии, мы с коллегами создали курс занятий для детей «Большое дело». Наши идеи поддержали специалисты УВД по делам несовершеннолетних города Хабаровска Виктория Ващенко, Елена Калинина, начальник поисково-спасательной группы «Амур Поиск» Сергей Савельев, руководители школ, детских садов и развивающих центров.
Тактику безопасного поведения мы изучаем в игровой форме. Дети рисуют, анализируют, составляют карты, решают ребусы, учатся говорить «нет», общаются с капитаном полиции, гуляют на улице со спецзаданием.

Везде невозможно подстелить подушки, поэтому мы разработали модули по профилактике детского травматизма, где ребята учатся оказывать себе первую помощь. Для ребят постарше будут занятия по профилактике зависимостей, для девушек - как не стать жертвой насилия. Отдельное направление - безопасность в соцсетях. У подростков много соблазнов, но готовиться к переходному возрасту лучше заранее. Чтобы к пятнадцати годам было на что опереться, еще в младшем школьном возрасте нужно сформировать круг интересов. Родители в свою очередь должны быть ближе к ребенку, чтобы не пропустить тревожные сигналы, которые он подает нам, пытаясь обратить на себя внимание.

Александра Вертилецкая,
Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Проблема современного ребенка в том, что его научили ментальной арифметике и английскому языку, а к реальной жизни не подготовили. Он настолько погружен в виртуальную реальность, что не знает, как поступить в сложной ситуации