№6 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Дальневосточный медиафорум

Региональный медиафорум «Дальний Восток - приоритет России в ХХI веке» собрал в Хабаровске более тысячи гостей из Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Еврейской автономной, Сахалинской областей, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа и других регионов. С 25 по 27 февраля на одной площадке в Хабаровске встретились представители власти, эксперты в сфере массмедиа, журналисты, блогеры и студенты. Знаковое медиасобытие было организовано по инициативе вице-премьера Российской Федерации, полпреда президента России в ДФО Юрия Трутнева и при поддержке правительства Хабаровского края.



Участники обсудили шаги, которые необходимо сделать для изменения информационной повестки Дальнего Востока. Губернатор Вячеслав Шпорт отметил, что в последние годы удалось трансформировать восприятие этого огромного региона.



Вячеслав Шпорт,
губернатор Хабаровского края:

«Нам удалось переломить тенденцию, когда про Дальний Восток говорили только в связи с различными ЧС. Сегодня в информационном поле все больше материалов о новых стройках, предприятиях и инициативных людях, которые живут на нашей земле. Но, безусловно, никаких положительных публикаций в СМИ не было бы без реальных результатов новой экономической политики в ДФО, которая реализуется по инициативе Президента России».


На единой дискуссионной площадке эксперты обсудили не только вопросы развития современных средств массовой информации, но и повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока. Кроме того, хабаровские журналисты отметили, что в центральной части России мало знают о Дальнем Востоке. Негативные новости сразу идут в эфир, а позитивные события, увы, остаются за кадром.


Алексей Волин,
заместитель министра
и массовых коммуникаций России:


«Чтобы о регионе говорили более позитивно, нужно верить в свои силы. Многим людям присуща черта под названием «плач Ярославны», когда что бы ни делалось - уже и мосты построили, и школы, и больницы, а они все ходят и говорят, какие мы бедные и несчастные, нас никто не любит. Если сам человек не верит в то, что он живет в замечательном регионе, то убедить в этом окружающих будет сложно. Кроме того, «товар» нужно правильно упаковывать. На Дальнем Востоке много всего происходит, но все это нужно уметь подать, думать о том, как быть интересными для других».


В то же время, представители федеральных массмедиа заметили, что у региональных СМИ есть все возможности для формирования позитивных информационных поводов. Здесь главное - другой момент: правильно донести информацию до зрителя или читателя.


Павел Гусев,
главный редактор газеты «Московский комсомолец»:

«Я второй раз на Дальнем Востоке и могу сказать, что поражает отношение власти, многое сегодня делается для людей, создается новая инфраструктура. Федеральные каналы заняты международной повесткой, политическими событиями, а если бы жители Москвы увидели, как здесь развивается малый бизнес, меняется социальная, экономическая сфера, градостроительная отрасль, то они по-другому смотрели бы на этот край. Больше туристов стало приезжать во Владивосток, на Камчатку и Сахалин. Региональные, федеральные СМИ и представители власти должны думать о том, как организовать передачу информации так, чтобы вся страна увидела мощь Дальнего Востока».


«Мы с вами, коллеги (прим. - обращение к журналистам), живем в потрясающее время, у нас в отличие от предыдущих поколений есть много средств доставки контента (информации). Интернет есть повсюду, даже на берегу Северного Ледовитого океана. Как мне кажется, журналисту сейчас очень просто работать, для этого нужно увлекательно рассказывать. Еще 15 лет назад для того, чтобы сделать сюжет на телевидении, нужно было закупить дорогостоящую аппаратуру. Сегодня технология доставки информации очень простая, есть YouTube, каналы в Telegram. При этой доступности связи в нашем обществе существует проблема качества материалов. Учитывая интересы разных групп, мы забываем о том, что есть вещи абсолютные, которые никоим образом не должны проходить мимо нас. Я говорю не о маргинальной журналистике, а о нормальном процессе построения гражданского общества».

«Чтобы стать профессионалом, нужно очень сильно любить то, чем ты занимаешься. Есть журналисты, которые достаточно одиозны, скабрезны, их профессионализм очень специфический. Профессионала определяет этическое отношение к тому, что он говорит и пишет, нужно научиться, критикуя, не оскорблять другого человека, не вешать ярлыки».


Евгений Поддубный,
специальный корреспондент ВГТРК:


«Мы с вами, коллеги (прим. - обращение к журналистам), живем в потрясающее время, у нас в отличие от предыдущих поколений есть много средств доставки контента (информации). Интернет есть повсюду, даже на берегу Северного Ледовитого океана. Как мне кажется, журналисту сейчас очень просто работать, для этого нужно увлекательно рассказывать. Еще 15 лет назад для того, чтобы сделать сюжет на телевидении, нужно было закупить дорогостоящую аппаратуру. Сегодня технология доставки информации очень простая, есть YouTube, каналы в Telegram. При этой доступности связи в нашем обществе существует проблема качества материалов. Учитывая интересы разных групп, мы забываем о том, что есть вещи абсолютные, которые никоим образом не должны проходить мимо нас. Я говорю не о маргинальной журналистике, а о нормальном процессе построения гражданского общества».


Благодаря телекоммуникационному прорыву границы между регионами оказались сегодня стерты. И сегодня любое средство информации Хабаровского края, будь то газета, Интернет-портал или телевизионный канал, может конкурировать с ведущими СМИ Москвы. В настоящее время количество источников информации увеличилось многократно, а свободного времени на восприятие этой самой информации у человека осталось столько же.


По данным Минкомсвязи, на Дальнем Востоке живет 5% населения страны, в то же время здесь сосредоточено более 20% всей инфраструктуры цифрового телевидения. В европейской части страны на один цифровой объект приходится 40 тысяч человек, а на Дальнем Востоке - 9 тысяч человек.


На дискуссионных площадках были затронуты темы профессиональной этики. Своим опытом поделились лидеры медиаиндустрии.



Илья Варламов:
вторая медийная революция изменит нас

Блогер-фотолюбитель, путешественник и бизнесмен Илья Варламов известен не меньше популярных исполнителей. Блогер достиг такого уровня, что его цитируют федеральные средства массовой информации, а подростки узнают на улице. Он не боится высказываться на острые темы, при этом всегда выступает за чистоту дискуссии в социальных сетях и не поддается ни на какие провокации. Он знает как подать информацию так, чтобы она облетела весь мир. Его выступления на Дальневосточном форуме ждали с замиранием сердца. Хабаровчане полюбили звезду ЖЖ и Инстаграма во время его прошлого визита, когда в проекте «плохой/хороший город» Варламов назвал дальневосточную столицу своим фаворитом и признался в любви с первого взгляда.


Цифровой лагерь


«Сейчас происходят страшные вещи, которые мало кто замечает. Я называю это второй медийной революцией - появление посредника в виде компаний, который пытается монополизировать доставку контента, заняв место издателя. У меня на фейсбуке 70 тысяч подписчиков, но мои посты видят всего три тысячи. По каким-то своим алгоритмам разработчик социальной сети формирует вашу ленту, он решает, что вы должны видеть или читать. На мой взгляд, это страшнее узаконенной цензуры, она хотя бы работает по понятным принципам. Когда мы говорим про социальные сети, то сталкиваемся с неизвестностью - вы не можете отстаивать свои права и понять, по каким принципам фильтруется информация. Фейсбук может удалить аккаунт, если человек попал под санкции, например.


Пока идет борьба за аудиторию, все эти противоречия не так ярко выражены, но когда двери «цифрового лагеря» захлопнутся, социальные сети смогут влиять на вашу жизнь, политику, выборы. То, что американцы обсуждают российское вмешательство в свои выборы, не случайность. Марк Цукерберг (основатель и владелец Фейсбук), меняя приоритеты показа тех или иных публикаций, может повлиять на общественное мнение. Запрограммированная система формирует ленты новостей для каждого гражданина. Скоро это может стать большой проблемой.


Я в Интернете 20 лет, и нет такого слова, которое меня может как-то задеть или вывести из равновесия. Всегда стремлюсь сохранить чистоту дискуссии, но если в комментариях начинается острая политическая вражда, могу и удалить нарушителя спокойствия.


Самым популярным постом стала новость об упавшем в Челябинске метеорите. Несмотря на то что в это время я был в Гватемале, стал главным очевидцем. Открываю Твиттер, а там новость, ну и написал пост у себя с фото из Интернета. Первый канал показывает сюжет и ссылается на меня: «Как сообщает Илья Варламов...». В этот день мою страницу посетили миллион пользователей, меня показали в вечерних новостях, журналисты оборвали телефон. Я всем объяснял, что сам нашел сообщение в социальных сетях. На это мне ответили: «Федеральный канал не может ссылаться на соцсети, а на тебя можем ссылаться, потому что тебя знают».


Блогосфера

Блог в живом журнале я завел 12 лет назад, когда стал путешествовать. Решил писать на своей страничке короткие заметки и присылать их родственникам, коллегам, чтобы каждый раз все не рассказывать заново. У меня было свое архитектурное агентство, но когда мой блог стал популярен, в какой-то момент увлечение переросло в серьезное занятие. Я думал, что если меня читают миллионы людей, то так будет всегда. Увы, главное - не просто найти своего зрителя, читателя, а постоянно предлагать ему что-то новое, как мобильный оператор, каждый сезон предлагать новые тарифы.


Собрать большую аудиторию подписчиков, зрителей, читателей нельзя без скандальных тем и желтых заголовков. Хороший дерзкий заголовок - 90% успеха. Вы заманиваете пользователей, а потом уже сеете доброе, вечное.
Подписчики


У ваших подписчиков должно быть всего две реакции на ваш пост: желание процитировать или прокомментировать, иначе он не имеет смысла. Например, в YouTube есть крутой мужик, адвокат Егоров, который живет в тайге и рассказывает, как он из травы и веток построил самолет, дом из мха и бревен, лодку из пищевой пленки. Он набирает миллионы просмотров. Если ты можешь делать качественный контент, то перед тобой открывается весь мир».




Дмитрий Гавра,
профессор Санкт-Петербургского университета

Лекция профессора Санкт-Петербургского университета Дмитрия Гавры на тему «Продвижение территорий и регионов в условиях новой информационной реальности» вызвала особый интерес. Заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе, доктор социологических наук знает о продвижении регионов не только теорию. Его команда реализовала десятки проектов по территориальному маркетингу в Петербурге, Калининграде, Владивостоке, Якутии. Главная цель «рекламы» региона - открытие новых возможностей. Города конкурируют за привлечение инвестиций, квалифицированных мигрантов.


«Информационным пространством перестала управлять вертикаль власти, - отметил он. - Традиционные и нетрадиционные спикеры поменялись местами. Слишком дорогие и шумные инструменты продвижения уходят в прошлое. Сегодня прислушиваются к мнению тех, кто представляет аудиторию в сети. Новые правила игры - формирование программ внутренней лояльности, организация процессов обмена опытом. Есть такая аксиома продвижения региона: если место не может быть идеально прекрасным, то оно должно быть интересным. Если мы сами не любим свой дом, то как же мы туда гостей приведем».


Имидж территории складывается из ресурсов, креативных кластеров, мобильности труда и капитала, экономики впечатлений. Территорию «продают» эмоции, а эмоции обмениваются на инвестиции.


Привлекательный город - это понятный, модный, стильный, эмоционально привлекательный, нарративный (рассказывающий истории про интересных людей), стимулирующий внутреннюю активность, оптимально упакованный и удобно доставленный. Я поеду к вам, если вы меня заинтересуете. Расскажите, что такое дальневосточная кухня, какие здесь живут красавицы. Это все внутренний имидж. Или другой пример приведу. На прошлой встрече мне студенты подарили майку хоккейного клуба «Амур», с тех пор я периодически я ее ношу, вспоминая о Хабаровске. В этот раз приехал и хочу сходить на игру. Все это имидж города.


Хорошо, когда город максимально визуализирован в смартфоне, на картах отмечены достопримечательности. Причем самые интересные туристические маршруты создают как раз горожане, а не туристические компании. В Петербурге есть проект «Питер глазами Достоевского», Чехова, истории на крышах. Плюсом будут точки с бесплатным вайфаем, сим-карта в аэропорту, мобильный консьерж. Самое сложное - самоорганизация. Найдите ответ на вопрос, зачем мне нужен этот город, и вы сможете убедить в этом других. При этом важно оставаться реалистом, в брендинге нет ничего вреднее завышенных ожиданий».


Марина Шабалова
Фото предоставлены пресс-службой Губернатора
Хабаровского края и Петром Фрундиным

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.