№10 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Дмитрий Ким: «Граффити – это украшение города»

Может ли рисунок на заборе считаться искусством? Да, если речь идет о художественном граффити. Ведь в этом случае на неказистых фасадах обветшавших домов и безликих бетонных ограждениях появляются настоящие картины, перед которыми хочется остановиться, как перед музейным экспонатом, и рассмотреть поближе каждую деталь… Мастер современной «наскальной живописи», хабаровчанин Дмитрий Ким, считает, что такая реакция – лучшая награда для граффитиста. Значит, рисунок достиг своей цели – украсил город и понравился его жителям.

Дмитрий, признавайся – рисовал на домах, когда был подростком?

Увы, да. Но, конечно, не граффити. Мои первые опыты публичного рисования можно назвать просто мелким хулиганством. Мы с друзьями по ночам выбирались на улицу и баллончиками с краской рисовали на зданиях, заборах и гаражах некие символы, которые считали картинами. Тогда меня в этом процессе привлекала не художественная, а авантюрная сторона. Сотворить подобное под покровом ночи – это же такой адреналин! Потом это вандальное увлечение как-то само сошло на нет.

С какого момента ты стал видеть себя граффитистом?

Лет десять назад я нарисовал на бумаге удачный, на мой взгляд, шрифт со своим ником, к слову, самый распространенный «сюжет» граффити. Посмотрел на него и решил воплотить в реальности на каком-нибудь заборе. И остался очень доволен результатом. Этот рисунок я и считаю своим первым граффити. Но, вообще, в то время я еще не увлекался рисованием, не мечтал стать художником. Оканчивая школу, совершенно не знал, чему посвятить свое будущее.

Как же так? Считается, что творческие люди обычно чувствуют свое призвание.

А я выбирал профессию методом исключения. Точные науки не любил, естественные тоже не вызывали особого интереса. Так и пришел к пониманию, что мне дорога – в творчество, и поступил в институт архитектуры и строительства в ТОГУ на факультет дизайна и архитектуры. Будучи студентом, снова вспомнил о «наскальных рисунках». На сей раз потому, что это было стильно, модно, молодежно: и граффити, и все течение хип-хоп, элементом которого оно является. Вместе с друзьями я сначала копировал шрифты и персонажей известных художников, а потом стал придумывать своих собственных и переносить их на заброшенные недостроенные здания, гаражи и заборы. Обычно – в окрестностях альма-матер и в стороне от глаз окружающих. К этому времени я уже вполне осознал, что рисунки должны служить украшением города, а не портить его облик. В общем, я выбрал свой «лагерь».

Что ты имеешь в виду?

В граффити существуют два противоположных по своей природе направления: бомбинг и райтинг. Первое – это то, из-за чего горожане обычно негодуют и грозятся оторвать художнику все части тела. А именно быстрый, простой рисунок, в котором видны только контуры букв несложного шрифта. Он наносится буквально за пять минут туда, где и без него было неплохо. Райтинг – это тот «лагерь», который мне больше по душе. Это сложное и технически интересное изображение, с помощью которого удается лаконично передать любую мысль или поймать витающую в воздухе идею и зафиксировать ее на стене. Процесс создания такого рисунка может занять от нескольких часов до полугода! Нанеся основные штрихи, автор возвращается к своему произведению через день, два, снова и снова, чтобы что-то подкорректировать, а что-то и переделать. Так я несколько недель совершенствовал «портрет» биомеханизма на заброшенной стройке в Северном микрорайоне. В нем использовались сложные текстуры – хром, стекло, в которых отражается и преломляется свет. Я долго с ними экспериментировал, пока не остался доволен.

Уличный художник рисует только краской из баллончика?

Краска может быть любой. Граффити на практике легко и плавно перетекает в совершенно разные формы изобразительного искусства. Так что одну часть «настенной» картины вполне можно выполнить краской, а другую – маркером. Но традиционным, классическим инструментом уличного художника все-таки является аэрозольный баллончик. На заре моей юности мы использовали китайские, с жутким запахом, которыми можно было красить все что угодно: хочешь – машину, а хочешь – шкаф. Но сегодня выпускаются специальные профессиональные краски для граффити.

Для граффити подходит любое изображение?


По большому счету, да. Сюжет зависит только от воображения исполнителя. Традиционно это шрифты или придуманные автором персонажи. Как правило, сначала рисунок делается на бумаге и уже потом переносится на стены здания. Желательно, на высоту нескольких этажей. Люблю масштаб! Даже самое незамысловатое изображение, к примеру, кукла, при увеличении «роста» до нескольких метров выглядит совсем по-другому.

Где можно увидеть твои картины?

В свое время моему рисованию подверглись многие объекты в труднодоступных местах Северного округа. С тех пор многие из них там и остаются. А узнать мою руку можно по подписи – Asik. Это мой творческий псевдоним. Да-да, каждое граффити, как и подобает картине, подписывается автором! Где еще… Был период, когда мои рисунки располагались вдоль хабаровской красной линии. Но сейчас я на улицах рисую редко, только во время фестивалей и акций.

Чем же ты занимаешься?

Увлечение граффити у меня переросло в основной вид деятельности: я официально занимаюсь художественным оформлением фасадов и интерьеров. Так что теперь я вывожу рисунки в стиле граффити на фасадах коммерческих организаций, и это уже никто не может назвать вандализмом.


А раньше называли?!

Еще как! В юности меня даже несколько раз задерживала полиция – за вандализм. Но к такому повороту событий граффитисту следует быть всегда готовым – не цветочки же идешь поливать! А ворчание проходящих мимо бабушек – это и вовсе постоянный атрибут уличного творчества. Хотя многое зависит и от того, что за картину ты рисуешь. Если, скажем, свастику, то тут, конечно, прохожие начнут возмущаться: «Немедленно прекрати!» А если что-то яркое и красочное, пусть даже непонятное, то соотношение протеста и одобрения уже будет не 90 на 10, а 60 на 40. Если рисунок приятен глазу, случается, что даже бабушки и дедушки подходят и говорят: «Молодец!» Часто прохожие просят номер телефона, хотят украсить, например, стены своего гаража.

Тебе часто приходится слышать критику, как к ней относишься?


Если критика аргументированная – не нравится то-то и по такой-то причине – я всецело за! Критика помогает совершенствоваться, двигаться вперед. Ведь свои собственные работы сложно оценить объективно, даже спустя долгое время. А свежий взгляд подмечает разные недочеты. Ну, а если критика подается в формате «просто фу», то никак не реагирую. Вкусы у всех разные, и ничье творчество не может нравиться абсолютно всем.

А чье творчество нравится тебе?

Сложный вопрос. Если вести речь о современниках, то чаще всего цепляет отдельный момент в определенной работе, но не все творчество художника в целом. Что касается классиков, меня восхищают великие мастера, искусство которых вечно – Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Что бы ты изменил в облике Хабаровска?

Добавил бы индивидуальности и яркости архитектуре. Для этого даже не надо массово строить новые здания. Достаточно просто украсить масштабными красивыми картинами-граффити во весь фасад безликие сталинки и хрущевки. Такая практика, кстати, есть в старинных городах Европы. А если бы при этом я мог действовать не только как архитектор, а еще и как мэр, то занялся бы глобальными реформами инфраструктуры. Город должен быть для жителей, а не существовать сам по себе – город отдельно, жители отдельно. Дороги, пробки, отсутствие парковок… В Хабаровске много неудобств для жителей – долго будет все перечислять. Но, несмотря на все его недостатки, я люблю наш город.

В виде какого символа ты бы нарисовал Хабаровск?

У меня есть два варианта. Или монументальный старинный особняк из прошлого века, как те, что стоят на Муравьева-Амурского. Или – светлый, солнечный жизнеутверждающий вектор, направленный вверх.

Каким видишь свое будущее?

Для творчества нет ничего хуже остановки, поэтому планирую продолжать развиваться. Во что это выльется – время покажет.

Что посоветуешь тем, кто только начал заниматься граффити?

Главное для художника – это созидание. Выражая себя, создавайте, а не разрушайте.

Записала Юлия Михалева
Фото из личного архива героя

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.