http://basdv.ru/

Дорога войны

Страницы истории XX века насыщены запахом гари и пороха. Немало кровопролитных войн прокатилось в прошлом столетии по всей Земле, по России, по территории Хабаровского края... Некоторые из былых сражений - в первую очередь Вторая мировая война - навечно остались в людской памяти. Другие же оказались из нее практически стерты, а их герои - забыты. Между тем как раз сейчас, накануне 71-й годовщины со дня окончания Великой Отечественной войны, наступает еще одна знаменательная для нашего края дата. Ровно 80 лет назад на восточной российской границе разгорелся крупный конфликт с Китайской Республикой.


Крах «золотой династии»

В 1920-е годы на всей территории России было неспокойно. Продолжались беспорядки - отголоски гражданской войны, которая стала итогом государственного переворота 1917 года. Население оказалось разделенным на два лагеря. Одна половина поддерживала монархию - свергнутый законный режим, вторая - организаторов переворота, одержавших в итоге победу.

Но нелегкие времена переживали в тот период и другие государства. Примерно таким же образом ситуация складывалась и в соседнем Китае.

С самого начала XX века «золотую» Империю Великой Цин («цинь» - золото) безудержно лихорадило от многочисленных восстаний и попыток переворотов. Правящая императрица Цыси их настолько безжалостно подавляла, что это только порождало еще большее количество протестующих против монархии. Впрочем, она была скора на расправу не только с подданными, но и со своей семьей - Цыси отравила в том числе собственного сына-императора. Однако, несмотря на жестокость, нередко переходящую в садизм (Цыси отличалась изобретательностью в вопросе пыток), императрица держала всю власть в своих руках.

Но в 1908 году Цыси умерла - ее смерть стала концом почти 300-летней правящей династии. К власти «пришел» двухлетний Пу И, и в 1911 году, после очередного переворота, ослабевшая Империя Великой Цин окончательно рухнула.

Была объявлена республика, которой все же отказался подчиняться ряд территорий. Восстания не прекращались, однако их предводители, хотя и активно боролись за власть, действовали разрозненно и потому не могли одержать победу. Сильная оппозиция в лице коммунистов появилась у республики лишь в 1927 году.

Но пока, к концу 1920-х годов, пришедшему к власти правителю-республиканцу по имени Сунь Ятсен удавалось держать ситуацию под контролем.

Советской власти путь воспрещен

Два государства, раздираемые противоречивыми политическими распрями, граничили не только по территории. Имели они и другую точку пересечения, в недалеком прошлом - символ государственной общности интересов, а к концу 1920-х годов - настоящее яблоко раздора. Это была КВЖД - Китайско-Восточная железная дорога, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Порт-Артур, Владивосток и Читу.

Ее строительство как ветки Транссибирской магистрали началось в 1897 году силами рабочих Российской империи и закончилось в 1903 году. До 1917 года дорога действовала в штатном мирном режиме.

Однако в 1918 году на обладание железной дорогой впервые посягнули. В течение целых двух лет с переменным успехом ее пытались захватить пришедшие на Дальний Восток японские интервенты. Российские войска отбивали дорогу, однако ее участь в мировом масштабе решалась без участия России. На Вашингтонскую конференцию 1922 года, где обсуждался также и вопрос о принадлежности КВЖД, представителей нового правительства не пригласили, а тех, кто все же прибыл без приглашения - не допустили. Тем не менее передача КВЖД Японии не состоялась: с веским протестом выступил Китай, по его территории тоже проходила железная дорога, а потому он имел в этом вопросе свои интересы.

В итоге новая российская власть официально заключила с Китаем дипломатические отношения, и в 1924 году КВЖД признали совместным советско-китайским коммерческим предприятием.

Железно-дорожный поход

Мир продержался ровно год: в 1925 году Сунь Ятсен, лояльно настроенный к новому российскому правительству, умер. Ему на смену пришел Чан Кайши. Этот правитель был не из тех, кто останавливается на достигнутом: его обуревали амбиции по осуществлению объединения провинций всего Китая и захвату под свою власть сопредельных земель. Едва придя к власти, в 1926 году он двинулся в Северный поход. Путь его лежал, в частности, на КВЖД: обладание стратегически важным объектом давало бы Чан Кайши серьезное преимущество в деле объединения и подчинения всего Китая. Оставалось только избавиться от присутствия там России.

Интересы Чан Кайши в отношении КВЖД отчасти разделяло и российское население китайского города Харбин - главным образом немалое число монархистов, вынужденных покинуть свою родину. Часть из них работала на китайской стороне КВЖД: именно они и занимались пропагандой своих взглядов среди бывших соотечественников. Многих убедить удавалось, что и стало причиной огромного количества мелких, но неприятных для советской стороны инцидентов. Теперь на китайской стороне постоянно снимали с поездов, досматривали и арестовывали советских деятелей, захватывали дипломатическую почту, перехватывали грузы. Естественно, советское правительство приходило от этого в ярость.

К 1926 году начался систематический обстрел объектов КВЖД со стороны Китая. Официально 1926 год стал фактическим началом конфликта, однако по сравнению с грядущими событиями текущие оставались лишь репетицией.

В 1927 китайцы заняли здания советской дипломатической миссии в Пекине, в 1928 году захватили телефонную станцию КВЖД, спустили советский флаг, в начале 1929 захватили советское консульство в Харбине.

Однако театр настоящих военных действий открылся летом 1929 года. К КВЖД подошла 300-тысячная китайская армия одного из разрозненных генералов - Чжан Цзолиня, руководившего провинцией Хэйлунцзян, и около 70 тысяч российских монархистов. Войска распределились в направлении Забайкалья, Приамурья и Приморья: вдоль железной дороги Хайлар - Маньчжурия, южнее Благовещенска, в устье Сунгари, в районе Турьего Рога.

10 июля 1929 года китайцы без особого труда захватили КВЖД. Несмотря на то, что на многих участках им было оказано серьезное сопротивление, численность китайской армии решила исход этого боя. Кроме захвата КВЖД, китайцы заняли часть окрестных поселений, откуда стали вести обстрел.

Плененная армия

Впрочем, насладиться добычей важного военного трофея китайской стороне как следует не довелось. Уже через 2 месяца началась серия ответных операций по возвращению КВЖД. В начале сентября отряды пограничников и кавалеристов Особой Дальневосточной армии, значительно уступавшие численностью китайцам, тем не менее провели серию успешных операций, захватив участки КВЖД. При этом в районе Забайкалья одна из китайских армий - генерала Лян Чжун-дя, 10 тысяч воинов (!) и сам командующий - в полном составе сдалась в плен.

Конечно, не обошлось без погибших с обеих сторон. Несколько воинов Особой Дальневосточной армии в октябре 1929 года были похоронены на площади им. Ленина в Хабаровске. Сегодня это может восприниматься противоречиво, однако в советские времена считалось, что таким образом почтили погибших в бою. Это захоронение не сохранилось.

После того, как бои отгремели, Китай и Россия снова решили обсудить перспективы своих отношений. 22 декабря 1929 года в Хабаровске был подписан протокол об урегулировании военного конфликта на КВЖД.

Двадцать лет спустя, в 1946 - 1950 годах, китайские коммунисты одержали полную победу. Под их властью оказались все территории страны, за исключением острова Тайвань. В 1949 году была официально основана Китайская Народная Республика. А Китайская Республика, провозглашенная после падения династии Цин в 1911 году... нет, не была уничтожена. Она «переехала» на остров Тайвань. Тем, кто пожелал к ней присоединиться, победители не препятствовали. Такое положение на китайских территориях сохраняется и по сей день.

Между тем 14 февраля 1950 года в Москве был подписан очередной Договор о дружбе, союзе и сотрудничестве между СССР и КНР, в том числе решивший судьбу КВЖД. В 1952 году она окончательно и навсегда перешла Китаю. Действует бывшая Китайская Чанчуньская железная дорога, а с 1953 года Харбинская и сегодня.

Юлия Михалева

Благодарим за помощь в создании материала ученого секретаря
Приамурского географического общества Александра Филонова.


День белой ромашки - день сострадания

Борьба - дело женское

«Именные» улицы

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.