http://basdv.ru/

Это вам не игрушки


Хабаровчанин Константин Рак построил собственный флот. Суда исключительно гражданские ввиду своего «доброго» назначения. Прототипами для плавучих единиц стали реальные корабли, которые базируются в портах Дальнего Востока. Есть буксиры, крейсеры, речные теплоходы и паромы-тяжеловесы. Каждая модель - точное попадание в оригинал. От винта до леера – все соответствует пропорциям. Идентичен окрас и комплектация, даже скорость хода по воде один в один. Ржавчина на корпусе выполнена со 100-процентной натуральностью. Парад кораблей в пригородном водоеме в этот раз прошел специально для «Образа Жизни».


Промысловое судно уверенно рассекает волны пригородного водоема, с легкостью огибает мели. Даже и не скажешь, что на борту хорошая качка. У берега мы ощущаем легкий бриз, для модели же корабля эта небольшая рябь на воде сродни шторму силой в 4 балла. Капитан, он же создатель собственной миниатюрной флотилии, давно привык все соизмерять в масштабе. В этом случае - 1/75.

«Чертежи реальных судов – не проблема, нахожу их в Интернете, все доступно. А потом начинаю мельчить. Вся сложность в механической части - такие детали не купишь, все приходится додумывать самому. А так как настоящее судно довольно сложная конструкция - тут и валовая линия, винты и рули – необходимо соблюсти точность и грамотно перевести на модель. Все запчасти, можно сказать, получаются оригинальные: винты паяные, валы тоже, и все это точеное».

Создавать собственный миниатюрный технопарк Константин Рак начал в 3 года. Делал модели самолетов, автомобилей, вертолетов, кораблей, сейчас в коллекции наберется более 300 единиц. Точное количество сам автор назвать затрудняется. Определенно знает одно: среди миниатюр больше всего водного транспорта. И здесь ничего удивительного нет – его отец капитан Амурского речного пароходства, сам Константин все детство провел на воде, а после школы отучился на судоводителя. Правда, сейчас управляет только своими судами: катерами, сухогрузами, паромами. А работает совсем по другому профилю.

Для нас в плавание вышло судно готовой рыбной продукции проекта «Радужный». Корабли такие выпускались в Хабаровске на заводе имени Кирова с 1975 по 1995 годы. Всего со стапелей сошло около 160 единиц. Прототип этой модели, например, приписан к порту Находка.

Масштаб у этой модели 1/75, то есть реальный корабль в 75 раз больше. Длина 75 метров, на борт способен взять порядка 500 тонн рыбы или консервов. На борту находятся рефрижераторные установки. Модель же весит 8 килограммов.


Что нужно, чтобы построить свой корабль?

Время, руки из нужного места и огромное желание. Работаю в основном вечерами, часа по 3-4. Но тоже наплывами, есть настроение – делаешь, устал – откладываешь суда в сторону. Для меня моделизм - это разрядка. Кто-то водку пьет, кто-то корабли строит. По сути, ни станков, ничего нет – только левая и правая рука. Мастерская - на кухне, на табуретке.

Так из чего же все это делается?

От начала и до конца ничего покупного нет, никаких специализированных деталей.

У меня концепция такая – иду по улице, смотрю, около помойного ящика железка лежит. В голове мгновенно созревает план. Я ее забираю домой, перетачиваю, крашу, приклеиваю – недостающая деталь готова. Материалы использую всевозможные: и фанеру, и проволоку. Где-то точишь, где-то лепишь. Делаю даже покупки в магазинах для швей. Например, будущий флаг нашел в тканях на Шеронова. «Резинка от трусов», грубо говоря. Все идет в ход.

Основа будущего корабля – конечно, корпус. Эти три модели (для фотосессии) сделаны из стеклоткани - материала, которым обматывают трубы теплотрасс. Сначала из дерева точится болванка в соответствии с чертежами. Потом, как папье-маше, облепляется стекловолокном, эпоксидкой и создается корпус. Соответственно, он получается очень крепким. Подобная концепция применяется даже на реальных катерах и судах. Сейчас я стал использовать и пластмассу. Например, надстройку на катерке сделал из рекламной пластмассы. Она легкая и удобная в использовании.

Удается сделать миниатюру точь-в-точь?

Я вот теплоход «Полесье-20» делал, на нем мой отец был капитаном с 1993 года. Там и столики есть, и цветочные горшочки в окошках стоят – нет только людей. Для максимальной правдоподобности даже ржавчину на корпусе сделал. Получилось отлично, от оригинала не отличить.

Все модели водоплавающие?

Абсолютно все. Было бы и радиоуправление, но с этим большая проблема в Хабаровске – такого оборудования нет. Все приходится заказывать. В идеале нужно проверять каждый двигатель, подойдет ли под конкретную модель.

Электромоторы у меня со списанной военной радиотехники стоят - товарищ занимался раньше. Оттуда же и разная аппаратура, конденсаторы. И главное, все подходит. Не каждая модель может отойти от берега на 700 метров и еще проработать 4-5 часов. Если, например, беру этот корабль, он весь световой день ходит. А вот покупная модель рассчитана на 5 минут чистого хода.

То есть все достаточно просто: поставил мотор, и катер поплыл?

Не совсем так. Казалось бы, подсоединил два электромотора, сделал винты – модель готова к плаванию. Но так кажется только на первый взгляд, потому что ее предстоит еще проверить в испытательной «лаборатории» - в ванне. Двигатели сильно грохочут, кажется, будто вертолет работает. Соседи пугаются, в стенку стучат, спрашивают: «Чего ты химичишь в ванной»? А я стараюсь не афишировать, чем занимаюсь.


Что сложнее сделать, большую или маленькую модель корабля?

Маленький корабль и в магазине купить можно – это неинтересно, а вот сделать большой, ходовой, который будет соответствовать полностью настоящему судну – совсем другое дело. Его будет кренить и качать на волнах точно так же, как и оригинальное судно. В прошлом году я на сейнере даже весной выходил, когда был ледоход, и он достойно прошел испытание.

Самая большая и самая маленькая модели?

Самая маленькая со спичечный коробок, даже с ноготь есть. А есть крейсер. Эта модель больше метра в длину и весит под 10 килограммов. Но он не выездной – слишком громоздкий. Вот еще гигант – паром «Сахалин», курсирует по направлению Ванино - Холмск. Одна модель парома хранится в музее мореходного училища на Сахалине, вторая – у меня. Подобные суда строились с 70-х годов прошлого века, это железнодорожный паром. На корме поднимается аппарель, туда заезжают составы с углем и продовольствием. В общей сложности внутри корпуса 4 железнодорожные пути.

Работа очень тонкая, вероятно, и модели хрупкие?

Да, при перевозке ломаются мелкие детали, вчера грузил модели в машину, немного повредил. Чаще всего страдают леера. И так стараюсь делать их из толстого алюминия с запасом прочности. Все же раз в три года ходовые модели идут на техобслуживание. Я их полностью разбираю, перебираю, крашу. Зимой планирую паром «Сахалин» обновить.

Как люди реагируют, когда видят ваш флот на озере?

Кто-то удивляется, кто-то пристально наблюдает. Был случай: подходит пожилой мужчина, говорит, мол, вот новые русские развлекаются, покупают себе корабли. Сколько штук баксов отдал? Я отвечаю: сам сделал. А он не поверил, так и ушел.

Есть, конечно, гордость за свои корабли. Неординарное занятие для нашего Хабаровского края заниматься судомоделизмом.

Как жена реагирует на необычное хобби?

Мне попалась замечательная жена, которая с самого первого дня меня поддерживала. И критиковала, когда я делал ошибки. Например, окошечки вырезаешь маленькие, чтобы они соответствовали. Их же можно аккуратно в ряд вырезать, а можно сделать неровно, но тогда пострадает общая картина. Небрежно покрасил, жена тут же – можешь сделать лучше и аккуратней. Она строгий критик. А недавно и сама присоединилась, только вырезать стала уже домики.


Часто удается поплавать?

Желание есть всегда, я бы жил здесь у озера. А вообще у меня мечта построить свой дом, вырыть озеро и запустить корабли. Сделать настоящий флот, верфи, ангары. Чтобы все по-настоящему.

Еще одна мечта конструктора и капитана – автоприцеп. Его корабли уже давно не помещаются в багажник. Моделями заставлена детская комната, некоторые хранятся в гараже и лишь грезят о большом плавании. В день нашей встречи с Константином повезло только трем, а мы с фотографом убедились, что на маленьком озере у Хабаровска могут одновременно плавать громадина - паром «Сахалин», промысловое и буксировочное суда.

Поднимаешь одной левой морской буксир, и кажется, не видишь отличия. Разве что цвет у прототипа на пару тонов светлее. Игрушка?! Нет, корабль. Настоящий корабль, только очень маленький.


Елена Чагина
Фото Юлии Савкиной, из семейного архива моделиста

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Буксиры, крейсеры, речные теплоходы и паромы-тяжеловесы. Каждая модель - точное попадание в оригинал.