http://basdv.ru/

Где рождаются спектакли?


С работой сценаристов, режиссеров и актеров мы все знакомы хотя бы в общих чертах. Но что мы знаем о ежедневном труде тех, без кого пространство сцены оставалось бы пустым, а актерам приходилось бы самим шить себе костюмы? Редакция «Образа Жизни» решила устранить несправедливость и отправилась в закулисье Хабаровского музыкального театра, чтобы познакомиться с теми, кто наполняет красками и деталями пространство, в котором оживают истории.


Анатолий БАЛАБАНОВ,

столяр-декоратор


Я работаю с деревом практически всю жизнь. Однажды, много лет назад, пришел в Дом пионеров, увидел, как какой-то дядька вырезает шкатулку и понял – это то, чем я хотел бы заниматься. В театре мне нравится то, что работа творческая. Иногда художники заказывают что-то настолько необычное, что даже не сразу понятно, с какой стороны начать. Приходится думать, дорабатывать, искать новые способы. А иногда меня просят помочь в других цехах. Например, к одному спектаклю для бутафоров мне нужно было сделать 15 тростей. Трость – это не столярное изделие. Но все удалось сделать вовремя.


Тамара СЫЧЕВА,
мастер цеха пошива мягкой декорации



Я закончила театральное отделение Культпросветучилища, где, в числе прочего, нам преподавали изготовление бутафории. Но тогда я еще не знала, что когда приду работать в театр, то войду в число основателей бутафорского цеха! Да так и останусь здесь – на изготовлении шляп. Шитью и шляпному делу училась сама, причем тогда, когда еще и интернета не было. По книгам, журналам. А затем передавала эти знания ученикам. У меня их много – сейчас они и в Перми работают, и во Владивостоке.
Работы много, даже приходится брать на дом, ведь актерский коллектив большой. Иногда бывает, что за один спектакль актерам приходится переодеваться до четырех раз. И каждый раз выходить в новом головном уборе.
Кстати, сейчас у нас в театре есть одно вакантное место. Так что кто желает – пусть приходит. Если чего-то не знаете – научим. У нас большой опыт и хорошая практика. Настолько, что к нам обращаются за советами из других театров. Из Уссурийска, с Сахалина – мы никому не отказываем.
Сейчас мы работаем над образами к новому спектаклю «Обыкновенное чудо». Обычно это происходит так: мы придумываем что-то свое, интересное и необычное, благо у нас большой выбор материалов: тканей, перьев, страз. Делаем выкройки из бумаги. Художник одобрит – значит, шьем.


Юлиана КОНОВАЛОВА,
художник-бутафор


В моей работе мне нравится то, что в ней невозможно достичь предела. Каждый день появляются новые материалы, перед нами ставятся задачи, которых мы прежде никогда не выполняли. И решать их надо с помощью вещей, о которых даже не подумаешь, что их можно использовать. Например, когда во Владивостоке мы проходили обучение у куратора из Москвы, он нам рассказал об одном спектакле, в котором все декорации должны были выглядеть как после пожара. По всей сцене были разбросаны сгоревшие книги и пепел. Пепел они сделали из полиэтиленовых мусорных пакетов, книги – из утеплителя. Мы тоже экспериментировали с созданием такого эффекта, делали всякие интересные штуки. Это настолько необычно, что с нетерпением жду момента, когда эти знания можно будет воплотить у нас в театре.


Дмитрий ШЕВЧИК,
сварщик


До работы в театре у меня было много специальностей. Например, слесарь по ремонту авиационных двигателей. Но я никогда не понимал, как так: научился что-то делать – и все? Рутина, однообразие, работа по шаблонам - не для меня. Поэтому, когда друг позвал меня работать в театр, я согласился. Здесь каждый раз перед тобой ставят задачи, которые ты еще никогда не выполнял.
Сейчас моя специальность называется просто «сварщик», а наш цех в разных бумагах именуется по-разному: и сварочный, и хозяйственный, и цех поделочных изделий. Но если что произойдет – именно он всех выручает. Все крупные декорации начинаются у нас. А уже потом – столярная, художественная и бутафорская составляющие. И заканчиваем тоже мы, разбирая списанные декорации, когда спектакль уходит из репертуара.
Обычно наша работа начинается с того, что приходит художник, показывает макет, еще не представляя, какой должна быть конструкция, как ее собирать, транспортировать. И ты сам ее проектируешь, рассчитываешь все так, чтобы конструкция была не только впечатляющей для зрителя, но и безопасной для актеров. Легко собирающейся и разбирающейся. Надежной – чтобы не переделывать ее каждый сезон. И как ты это сделаешь – только твои заботы. И именно это мне здесь и нравится.
Мы не пользуемся чужими идеями и наработками. У нас же есть своя голова на плечах! Например, нам нужно сделать карету. И мы просто смотрим множество картинок по нужной тематике, и постепенно приходит видение, как это нужно сделать.
Сейчас мы работаем над масштабными декорациями к спектаклю «Обыкновенное чудо», который запланирован на 6 декабря. Это будет 8-метровая конструкция с необычными лестницами, которую мы переделываем уже в третий раз, чтобы добиться нужного результата. Но это нормальные рабочие процессы и скоро все будет готово. Так что приходите смотреть!
Бывает обидно, если на сцене 40 человек, а в зале всего 25. Становится жалко своей работы. Нам всегда приятно, когда спектакль находит живой отклик. Это дает энергию и стимул дальше делать что-то новое, восхищать, удивлять. Настолько, что даже победа в «Золотой маске» оказывается достижима.

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Дмитрий ШЕВЧИК, сварщик. ​Юлиана КОНОВАЛОВА, художник-бутафор. Тамара СЫЧЕВА, мастер цеха пошива мягкой декорации. Анатолий БАЛАБАНОВ, столяр-декоратор