Где учиться, чтобы не переучиваться


Студенчество - особая пора. Как у вчерашнего школьника «вырастить крылья»? Как дать ему такую путевку в жизнь, чтобы молодому человеку не пришлось пожалеть о времени, проведенном в конкретных аудиториях, и потом не переучиваться, понимая, что знания, полученные в течение многих лет, вроде как, никому и не нужны? Об этом говорим с руководителем пресс-службы Дальневосточного государственного университета путей сообщения Сергеем ХАМЗИНЫМ.

В состав ДВГУПСа входит несколько институтов. Давайте начнем с самого интересного, а значит, наверное, с самого престижного.

- Да, в состав ДВГУПС сегодня входят 9 институтов, 3 факультета и 4 филиала в разных регионах Дальневосточного федерального округа. Но неправильно говорить о самом интересном или о самом престижном: каждое учебное подразделение выполняет свои задачи. К примеру, есть чисто технические институты - Институт тяги и подвижного состава, Институт транспортного строительства, Электроэнергическийинститут, а есть гуманитарные - Социально-гуманитарный институт, Институт международного сотрудничества. И там свои образовательные программы, свои преподаватели. Да и конкурс в каждый институт свой. В среднем по университету на бюджетные специальности в 2020 году он был 4-5 человек на одно место. Я не могу сказать, что учиться в университете легко: всё-таки за 4-6 лет нужно получить огромный объем знаний. Но учиться интересно! Когда студент точно знает, чего он хочет, для чего поступил на ту или иную специальность, ему проще. Тем более, с каждым годом учеба затягивает: появляется больше специальных предметов, начинается активная производственная практика, обдумывается конкретная тема дипломного проекта. А если студент себя ярко проявит на практике, но велика вероятность, что его там отметит работодатель и заранее сделает предложение о будущей работе.

Ежегодно ДВГУПСвыпускает более 2000 человек, получивших высшее и среднее профессиональное образование по разным образовательным программам, в том числе, если говорить о высшем образовании, - на базе специалитета, бакалавриата и магистратуры. Из них около 80 процентов -выпускники базового ВУЗа, который находится в Хабаровске, остальные – выпускники филиалов. У ВУЗа их четыре по Дальнему Востоку (в Южно-Сахалинске, в Свободном, в Тынде и в Уссурийске). Благодаря созданию филиалов, ДВГУПС получил возможность учить ребят из самых дальних уголков региона, чтобы после окончания ВУЗа они возвращались домой. Решались сразу две задачи - трудоустройство выпускника и обеспечение железной дороги специалистами.


Институт тяги и подвижного состава – звучит совсем не романтично.
Каких студентов ждут в таком институте?


- Поступающие в Институт тяги и подвижного состава или в Институт транспортного строительства должны помнить одно: там технические специальности! А, значит, при выборе ЕГЭ для сдачи обязательно должны быть выбраны экзамены по математике и физике. В этом году изменились немного правила приема в вузы России, с ними можно познакомиться на сайте университета. Но сегодня хотелось бы отметить важность правильного выбора ЕГЭ. Знаю, что уже в начале 2021 года старшеклассники будут писать заявления о сдаче ЕГЭ, и желающие поступить на технические специальности должны не ошибиться с выбором. Кстати, в 2021 году в ДВГУПС на 166 бюджетных мест больше. И эти местаотданы преимущественно техническим специальностям.


Хороший вуз всегда плотно контактирует с работодателями.
В этом смысле ДВГУПС - наверняка более выгодный вариант
для поступления?


- По итогам ежегодного мониторинга выпускников подтверждено, что ДВГУПС трудоустраивает не менее 85% своих выпускников. Это один из самых высоких показателей среди всех ВУЗов России.

Значительное количество выпускников распределяется на железную дорогу в соответствии с основным направлением работы ВУЗа. К примеру, более 30 процентов работодателей - это железнодорожные предприятия и филиалы ОАО «РЖД».В ДВЖД сегодня работают около 10,5 тысяч наших выпускников - это 65 процентов от числа всех сотрудников.

Большой спрос на наших выпускников Электроэнергетического института, Института управления, автоматизации и телекоммуникаций, Института транспортного строительства. За последние годы наметилась тенденция повышенного спроса именно на выпускников технических специальностей. Их в регионе не хватает! Неудивительно, что вопрос решается на государственном уровне, поэтому количество бюджетных мест на технические специальности каждый год увеличивается.

Выпускники ДВГУПС работают в самых отдаленных уголках региона, не только на железнодорожном транспорте, но и практически во всех отраслях экономики Дальнего Востока.



Каково соотношение бюджетных мест и «платников» в вузе?


- Обратимся к цифрам. В уходящем 2020 году на программах высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по очной форме обучения в ДВГУПС было 1018 бюджетных мест. К учебе приступили 1 сентября около 3 тысяч человек. Вот и посчитайте процент! Как я уже сказал выше,в 2021 году количество бюджетников в ДВГУПС увеличится на 166 человек.


Как решается проблема квалифицированного преподавательского
состава в вузе? Ведь не секрет, чтомногие достойные преподаватели стремятся переехать внаши столицы.


- Есть такая проблема, особенно она становится острой в последние годы. Но мы с вами прекрасно знаем, что любого специалиста могут привлечь в то или иное место работы конкретные условия работы и проживания. Здесь много факторов: и условия труда, и достойная зарплата, и перспективы в учебной и научной деятельности. Все вопросы должны решаться в комплексе. У ДВГУПС есть свой план стратегического развития на ближайшие годы, в котором решению этих вопросов уделяется много внимания. На сегодняшний день в университете хорошее соотношение опытных и молодых преподавателей, есть от кого и кому передавать опыт. Не будем забывать и об аспирантуре ДВГУПС, которая постоянно готовит научные кадры. На текущий учебный год нашей аспирантуре было предоставлено 28 бюджетных мест в очной форме. Ранее было только 10. При этом наш ВУЗ осуществляет подготовку аспирантов вовсе не только по техническим специальностям. Есть бюджетные места по таким направлениям как философия, история и археология, культурология и педагогические науки. Но большинство бюджетных мест даётся, конечно, на технические специальности: техника и технологии строительства, техника и технологии наземного транспорта, электро- и теплоэнергетика и другие.


Чтобы преподаватели ДВГУПСа могли бы сказать сегодняшним хабаровским школьникам, которые стремятся получить высшее образование в Москве, других крупных городах нашей страны?


- Можно долго говорить красивые слова, но скажу одно: помните, что, уезжая в Москву, вы становитесь одними из десятков тысяч таких же абитуриентов со всей России. Конкуренция возрастает, а, значит, меньше шансов поступить учиться именно в то заведение, в который вы хотите. А выбирать учебное заведение по принципу «лишь бы любое» - это огромная ошибка, о которой можно потом сожалеть всю жизнь. А оставаясь обучаться в Хабаровске, вы имеете больше шансов проявить себя. Получите в родном городе базовое высшее образование, а дальше уже решайте, где жить и работать. Ведь намного проще будет устроиться в Москве, если вы имеете образование, чем вы приедете туда и начнете жизнь с чистого листа. Плюс не забываем про огромное количество проблем бытовых, психологических. В юном возрасте абитуриента их решать вдвойне труднее.


Много разговоров о недостаточной подготовке сегодняшнихстаршеклассников. Что могут сказать об этом в ДВГУПСе? Чем отличается и отличается ли сегодняшний студент от студента 20-летней, например, давности?


- Это вечная тема для разговоров: когда студент был лучше? Студент всегда одинаковый! Есть ребята, которые хотят учиться и учатся, а есть те, кто «дурака валяет». Единственное отличие современных студентов - они более цифровизированные. С любыми гаджетами они «на ты». И это сильно им помогает в учебе!



Пандемия задала особый формат получения высшего образования.
У вас в вузе стало учиться тяжелее, скучнее или, наоборот, легче?


- Студенты говорят, что легче. В домашних условиях им и сосредоточиться проще, и не теряется много времени на дорогу. Да и показатели сдачи летней сессии говорят о том, что уровень образования не упал. Преподавателям же не хватает живого общения. Они тоже отмечают плюсы дистанционного обучения, но у преподавателей возросла нагрузка. Теперь приходится больше общаться индивидуально. Но за обучением в режиме онлайн - будущее, и к этому надо привыкать.



Фото предоставлено пресс-службой ДВГУПС

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Сергеем ХАМЗИНЫМ. ДВГУПС