География нечисти

Чего боятся люди? Сегодня, как и тысячу лет назад, ответ на этот вопрос звучит одинаково. Люди боятся смерти и всего того, что ее сопровождает. Неудивительно, что в мифах и фольклоре каждого народа найдется не один десяток поверий о жутких, смертоносных существах.

Сделано на Руси

О нашей национальной нечисти впервые мы обычно узнаем из сказок, причем не только народных, но и классических – вспомним хотя бы произведения Н. В. Гоголя или «Песни западных славян» А. С. Пушкина. Баба-яга, леший, водяной, кикимора, домовой – этих героев русского фольклора и сегодня знают даже малые дети. Но когда-то встречались на Руси и более экзотические существа. Кстати, некоторые из них были замечены и на территории стран Восточной и Западной Европы. Например…

Упыри

Изначально упыри считались противоположностями берегиням – добрым женским духам. Позднее упырями стали называть живых мертвецов. Представление об упырях европейцы переняли от славян. Слово «вампир» тоже, кстати, исконно славянское.

• Особенности поведения. По ночам упыри встают из могил и совершают темные дела: нападают на селян и их скот, пьют кровь.

• Кто мог стать упырем? Тот, кто умер дурной смертью: пьяница, самоубийца, жертва преступника-душегуба. Колдуны и ворожеи также имели шанс после смерти пополнить ряды кровососов. Существовала и такая примета: если через гроб покойника перепрыгнула черная кошка – быть беде. Мать-сыра земля не примет такого нечистого мертвеца и будет возвращать его к живым, сколько раз ни хорони. Иногда из-за происков нечистой силы рождались дети, которые в будущем тоже могли стать упырями. Поэтому родителям нужно было внимательно смотреть, нет ли у их ребеночка второго ряда зубов.

• Как с ними бороться? Помогают отвадить упыря от дома хрен, чеснок и огонь. Но самое действенное средство – найти его могилу, раскопать и пронзить тело живого мертвяка осиновым колом.

Мавки

Иначе эти существа назывались навки или навьи. Говоря по-простому, навьи – это духи умерших, настроенные враждебно не только к людям, но и к целым селениям. В «Повести временных лет» описано нашествие навий на город Полоцк в 1092 году, что было предвестием засухи и морового поветрия.

• Особенности поведения. В восточно-европейском фольклоре навьи похожи на птиц. Они купаются в пыли и пепле, летают по ночам, вызывая бурю и гром, разрывают огромными черными клювами и когтями своих жертв, оглашая окрестности криком голодного ястреба. В украинских поверьях мавки часто выглядят как молодые женщины с прозрачными спинами, через которые видно все внутренности. Они живут в лесах и полях, иногда дружат с русалками. Часто мстят живым за свою смерть. Горе одинокому путнику, идущему через лес – мавки могут заманить его в лес и убить!

• Кто может стать мавкой? В первую очередь малолетние дети, которые умерли некрещеными или были задушены матерями. Все, кто умирал на Русалочьей неделе (неделя, которая начинается с Троицы), также становились нечистью. Особо злыми навьями, наводившими ужас на целые города, становились после смерти иноземцы и иноверцы.

• Как с ними бороться? Не выходить из дома. Дома славян всегда были защищены оберегами – целебными травами, солнечными символами, изображениями петухов и лошадей. Этого мавки боятся, как огня. Но если обстоятельства вынудили человека покинуть жилище, нужно иметь при себе волшебный оберег. Для защиты от злых духов ворот, манжеты и подол одежды также нелишне обшить магическими символами.

Духовное лекарство

Отец Дионисий Вихров, преподаватель Хабаровской духовной семинарии
Православие признает наличие злых духов (бесов). Считается, что они изначально были созданы добрыми, но возгордились и извратили свою нравственную природу.

Мир духовный очень близок к миру людей, хотя и невидим. У этих двух миров есть точка соприкосновения – это человеческое сердце, в которое смотрит Господь. Стремление проникнуть в мир духовный без Бога – это проявление гордыни. Целью подобных практик является достижение власти над людьми, природой, обстоятельствами… Русская православная церковь решительно отрицает эти вещи и считает их недопустимыми.

Преследуя свои цели, оккультизм опирается на демонические силы, поэтому занятие оккультизмом – это грех. Ищущие общения с духами идут в противоположном Богу направлении и тем самым сами себе роют яму. Бесы вводят людей в заблуждение и обманывают их, могут вселяться в человека, вследствие чего он становится одержимым (бесноватым). Беснование – это процесс, когда бес манипулирует человеком, «дергая» за его слабости. А они есть у каждого! Например, тщеславие. Подверженный этой напасти постоянно озабочен тем, что о нем думают другие. И чтобы окружающие думали исключительно хорошо, он готов пойти на сделку с совестью. Это и есть его слабость, которая позволяет бесу им манипулировать.

Дать четкие критерии, которые бы отличали бесноватого человека от небесноватого, очень сложно. Вернее сказать так: если человек имеет страсти, он уязвим, и первый, кто пользуется этой слабостью – это бес. Профилактика, лечение, исцеление от слабостей и страстей проводится в лоне православной церкви. Молитвы об изгнании бесов возникли очень давно, тем не менее экзорцизм нельзя считать православной традицией. Для этого у православной церкви есть уникальные средства – исповедь и причастие. Именно с помощью них изнутри благодатью Божией разрывается связь человека со своим греховным опытом, своими страстями и бесами. И духовные раны врачуются.

Нередко беснование считают синонимом психических болезней. Но все не так просто. В православной церкви существует разное понимание психических заболеваний и разное отношение к ним. Есть Святые отцы, которые считают, что это милость Божия. Когда человек лишается рассудка, он не несет ответственности за свои слова и поступки. Болезнь причиняет ему страдания, но они же очищают его. По мнению некоторых отцов, это один из видов спасения.

Змей-любака

Он же огненный змей – близкий «родственник» европейского инкуба.
• Особенности поведения. Это похотливое существо по ночам навещает женщин для того, чтобы склонить их к акту любви. Если змей выберет жертву, он придет к ней не раз, и не два, высасывая ее жизненную силу, пока женщина не умрет. Злой дух сначала появляется в небе, размахивая огненными крыльями, а затем попадает в дом через печную трубу. Змей всегда принимает облик мужчины, по которому скучает жертва, и дарит ей подарки. Однако все его дары вскоре превращаются в навоз и глиняные черепки. Если от таких встреч женщина забеременеет, дитя ее будет ужасно – с копытами, без век и хребта, холодным, как лягушка, и черным, как смоль.
• Кто может стать огненным змеем? Обычно змеем-любакой оборачивается черт. Но иногда в него может превратиться дух мужчины, о котором чрезмерно горевали после его смерти.
• Как с ним бороться? Тоскующей женщине не стоит спать одной. Рядом должен лежать ее ребенок или родственница – это спугнет змея. Помогает в защите валериана и обереги из репейника. Можно наложить защитное заклинание на окна, двери и дымоход. Если же змей пробрался в дом, стоит попробовать надеть на него нательный крест – демон будет сопротивляться и вскоре сгинет. Но самый действенный способ уберечь себя от сношений с любвеобильным демоном – не скучать слишком сильно о том, кто уехал или отправился в мир иной.

Шева

А в это загадочное существо верят до сих пор. Правда, на определенных, ограниченных географией территориях. Случаи появления шевы отмечались на Урале, точнее – на севере Пермского края. Шева – это воплощение порчи, другое ее имя – лишинка или икотка.

• Особенности поведения. Жертвы икотки часто и громко кричат, страдают перепадами настроения и даже припадками, похожими на эпилептические, у них появляется волчий аппетит. Человек, в которого вселилась шева, часто теряет над собой контроль и начинает чревовещать, говорить не своим голосом, предсказывать будущее. Имеется много свидетельств этнографов о том, что подобное явление фиксировалось в отдаленных деревнях Коми и Пермского края. Современная медицина считает это психическим расстройством, природа которого до конца не изучена.

• Кто может стать жертвой шевы? Колдун обычно создает несколько шев для того, чтобы они помогали ему выполнять разные поручения. После того, как работа закончена, колдун сталкивается с проблемой – оставить шеву у себя и кормить ее своим телом или отправить ее подальше. Обычно родитель шев расселяет их по большой территории – до сотни верст. Жертвами икотки гораздо чаще становятся женщины. Порча проникает в тело жертвы разными путями: вместе с пищей под видом соринки или волоска или же во сне в виде насекомого, червя или ящерицы. Оказавшись внутри тела, шева начинает расти.

• Как с ней бороться? Чтобы не стать жертвой такой загадочной порчи, нужно тщательно следить за своей пищей, есть только из своей тарелки. Изгнать поселившуюся икотку можно, вызвав рвоту. Для этого больного поили отваром белены, олифой, дегтем или мочой.

Бусиэ

В этого злого духа верили (а может, и верят до сих пор!) нанайцы – коренное население Дальнего Востока, и проживал он в основном на Нижнем Амуре. Выглядят бусиэ как ужасные звери или птицы с огромными когтями и клювами, наполненными острыми зубами.

• Особенности поведения. Бусиэ не может забыть, что когда-то он был человеком, и отчаянно завидует тем, кто находится в мире живых. Поэтому злой дух нападает на людей – подстерегает их у могил, пробирается в дома и, дождавшись ночи, выклевывает своей жертве глаза и мозг. Как вариант бусиэ может вселиться в человека и довести его до полного истощения.

• Кто может стать жертвой бусиэ? Нанайцы верили, что в бусиэ превращается человек, умерший неестественной смертью и по какой-либо причине не смогший попасть в буни – загробный мир. Оставаясь не живым и не мертвым, человек превращается в бусиэ.

• Как с ним бороться? Только с помощью шамана – никто другой не сможет изгнать бусиэ. Отпугнуть злого духа от дома поможет высушенный ерш с открытой пастью, повешенный над дверью жилища. Еще бусиэ боится грозы и грома, которые способны его убить.

С миру по страшилке

В Шотландии до сих пор живет вера в водных духов – келпи. Этот дух принимает обличье лошади с рогами и грустными глазами, которые как будто полны слез. Обычно он пасется в окрестностях озер. Всем своим видом оборотень как бы приглашает одинокого путника сесть к себе на спину, сопротивляться такому магнетизму практически невозможно. Когда человек забирается на келпи, он к нему прилипает. Тогда дух уносит свою жертву на дно…

В гаитянской религии вуду особое место занимает Барон Самеди (Барон Суббота) – одно из воплощений смерти. Он присматривает за кладбищами, покровительствует бандитам, убийцам и черным колдунам. Узнать его среди живых просто – это высокий мужчина в костюме и цилиндре, в руках – трость, во рту – дымящаяся сигара. Считается, что его можно увидеть во время празднования Дня мертвых на Гаити. Но вопреки зловещему имиджу, Барон Самеди не злой, он, скорее, остроумный шутник.

Индейцы оджибве говорят, что в лесах Северной Америки, там, где холоднее, живет злой дух-людоед Вендиго. Он есть воплощение жестокой зимней стужи и того, что она может сделать с человеком. По преданиям, в Вендиго превращались те путники и охотники, кто был вынужден, спасаясь в лесу от холодной и голодной смерти, съесть своего напарника. Охотник возвращался к людям, но никогда уже не становился прежним. Под действием проклятья человек становился худым, бледным и постоянно испытывал чувство голода. Понятно, что обычная пища его не устраивала, он нуждался в человеческом мясе. При этом Вендиго никогда не мог насытиться. Если в существе еще сохранялись остатки человечности, оно уходило подальше от своих родных и охотилось на одиноких путников далеко в лесу.

Японцы рассказывают легенду, корни которой уходят в ХVII век, о кутисакэ-онне. У этой женщины рот разорван от уха до уха, а из него торчат огромные зубы и змеиный язык. Она ходит по городам, прикрыв лицо маской или рукавом кимоно. Встретив на улице ребенка, кутисакэ-онна спрашивает: «Я красивая?» Какой бы ответ ни дала жертва, судьба ее предрешена.

В Бразилии молодые матери больше всего боялись Жаракакаса – злого духа, принимавшего образ змеи. Ночью Жаракакас заползал в постель матери с младенцем, тихонько отодвигал ребенка от ее груди и присасывался сам. А малыша, чтобы не мешал, змей убивал, засовывая свой хвост ему в рот.

В Англии до сих пор на слуху легенда о Кровавой Мэри. Считается, что ее прототип – королева Мария Тюдор, чье правление ассоциируется с кровавыми убийствами, а также с расправами над протестантами. У королевы Марии было несколько мертворожденных детей, и поэтому Кровавая Мэри промышляет похищениями чужих чад. Если ребенок подойдет ночью к зеркалу и трижды вслух позовет Кровавую Мэри по имени, она явится и заберет его. Куда – неизвестно…

Джинны верующие и неверующие

Хамза Кузнецов, председатель регионального общественного движения мусульман Хабаровского
края «Содружество»

Согласно исламскому учению, Аллах создал людей из глины и джиннов из палящего пламени. Слово «джинн» арабского происхождения и означает «скрытность», поскольку для людей джинны невидимы. Они живут параллельно с людьми, но появились гораздо раньше них.

Джинны не сравнимы с людьми по силе, мощи, скорости и возможностям. Неудивительно, что однажды джинны решили, что должны быть по своему положению выше людей. Как гласит вероучение ислама, джинны, как и люди, имеют выбор быть праведными или пойти по пути тьмы. В итоге джинны разделились на верующих и неверующих. Неверующие – это шайтаны во главе с Иблисом, падшим джинном, вступившим в борьбу с Всевышним. Мусульмане верят, что многих людей ко лжи и идолопоклонству склонил именно Иблис – джинн, который был удостоен Аллахом высших привилегий и права жить в небесах. Однако, возгордившись своей властью, он ослушался приказа Всевышнего и был изгнан с небес.

По социальной организации джинны во многом схожи с людьми. Они нуждаются в пище, женятся, имеют детей и умирают, хотя их продолжительность жизни гораздо больше, чем человека. Как и люди, джинны предстанут перед Великим судом, и праведные среди них попадут в рай.

Но в то же время джиннов условно можно назвать антилюдьми, поскольку им нравится то, что неприятно человеку, и, наоборот, неприятно то, что нравится нам. К примеру, если от человека будет пахнуть чистотой и свежестью, джинн сочтет этот запах плохим. Ему по вкусу зловоние. Живут джинны в руинах, пустынных местах и в банях, где люди смывают свои грехи.

Джинны могут принимать как положительные, так и отрицательные облики и влиять на души людей. Старика Хоттабыча и джинна из сказки «Волшебная лампа Аладдина» можно отнести к добрым и верующим джиннам. Зла за ними не числится. Неверующие джинны (шайтаны) пытаются всячески склонить правоверных к пороку, отвлечь их от молитвы, заставить забыть свои обязанности перед Всевышним. Они могут вселиться в человека, и тогда человек заболеет.

Для того чтобы обезопасить себя от нежеланного контакта с джинном, мусульманин должен чаще читать Коран. Звуки азана (призыва к молитве) заставляют шайтана покинуть верующего. Если джинн все-таки вселился в человека, его можно изгнать только именем Аллаха.

Диулин против Бусяку

Леонид Сунгоркин, президент краевого Объединения по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья
По представлениям нанайцев весь мир населен духами, различными по внешнему виду, свойствам и отношению к людям. Одни духи связаны с тайгой, другие – с водой, землей, горами, огнем и так далее. Все они оказывают большое влияние на жизнь человека. В старину практически вся жизнь аборигена была наполнена ритуалами, либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от зла. К примеру, если человек заболевал, считалось, что в него вселился злой дух. На помощь звали шамана, который плел соломенную фигурку и уговаривал духа переселиться в нее. Если дух соглашался, больной шел на поправку. После выздоровления фигурку не выбрасывали, а хранили в амбаре или на чердаке. У нанайцев не принято было обманывать никого, даже злого духа.

За связь с потусторонним миром у нанайцев отвечают шаманы. Только они могли видеть духов и общаться с ними. К примеру, моя бабушка-шаманка всегда знала, когда к нам должны прийти гости. Так и могла сказать: «Скоро дядя Коля приедет». И точно, через несколько дней мы встречали родственников. Сотовых телефонов и Интернета в то время не было, и слова бабушки меня удивляли. Она объясняла свое знание тем, что духи всегда идут впереди человека, а потому в пункт назначения добираются быстрее.

Жизнь в тесной связи с природой приучила аборигенов к уважительному отношению ко всему живому. Нанайцы никогда не убивали тигра, почитая его хозяином уссурийской тайги. А убив медведя, обращались со зверем как со своим родственником и соблюдали множество табу. Почти каждому духу были свойственны как положительные, так и отрицательные качества. К примеру, отправляясь на рыбалку, они просили духа реки Тэму поделиться своими дарами. Речной дух мог наполнить их сети рыбой, а мог оставить без улова или вовсе погубить рыбаков, перевернув лодку. Нанайцы верили, что речной бог справедлив, он дает или забирает лишь то, что люди заслужили.

Самым зловредным был дух Бусяку – аналог черта. Непослушных детей иногда пугали тем, что придет Бусяку и утащит их под землю. Я подшучивал так над младшей сестрой, и она по-настоящему боялась. Но в целом детство нанайского ребенка было очень счастливым и спокойным. А как иначе, ведь нанайские родители верят, что детская душа – маленькая птичка. Она боится резких звуков, может легко испугаться и улететь. Поэтому детей нельзя сильно ругать.

Кстати, плаксивого и капризного нанайского малыша можно было узнать по множеству оберегов над люлькой. Родители были уверены: если ребенок плачет, его тревожат злые духи. Подвешенные над колыбелькой клыки и когти диких зверей, змеиная кожа должны были их отпугивать.

От злых духов нанайскую семью защищал Диулин – домашний покровитель, фигурка которого была в каждом доме. Он следил за порядком в жилище, за поведением его обитателей. От бабушки мне достался Диулин, которому очень много лет. Для меня он – прежде всего семейная реликвия, которую я бережно храню. Но я верю, что предки моего народа владели сакральными знаниями. И чувствую покровительство Диулина над нашей семьей.


Подготовила Маргарита Плохотнюк

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.