№6 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Гусли земли хабаровской


Какой музыкальный инструмент считается исконно русским? Балалайка? Баян? Жалейка, или дудочка? Вовсе нет. На Руси издавна почитались гусли.

Игрой на этом музыкальном инструменте еще в IХ веке русские удивляли византийских императоров. У гуслей оказалась довольно непростая судьба: инструмент едва не был утерян из-за религиозных разногласий, в веках оказались забыты и многие его формы. Если в старейших русских городах музыкальные традиции сохранены, то молодому Хабаровску и наследовать особо было нечего. Гусли на Дальний Восток пришли уже в наше время.


Гуслистов, верно говорить именно гуслистов, в Хабаровске совсем немного. Лишь 6 человек в городе могут играть на этих старинных музыкальных инструментах. Один из них Дмитрий Проскурин, участник этнической группы «Путь звука». Несколько лет назад он услышал звучание гуслей в Москве, заинтересовался. Сейчас об этом инструменте знает почти все:

Гусли существовали еще во времена дохристианской Руси. После крещения подверглись гонению как языческий культовый предмет. Название производно от слова «гудеть», играть, а «гудьба» признавалась языческим обрядом. Так что гусли стали запрещать, и до наших дней дошло только несколько форм инструмента.


Гусли – струнный щипковый инструмент. В основе его деревянная доска с натянутыми струнами. И вариаций гуслей великое множество.

Дмитрий объясняет:

«Прежде всего отличается форма. Шлемовидные с полукруглым боком, трапециевидные с более острыми углами и крыловидные, у которых одна сторона изогнута, как крыло. Разным бывает количество струн – от пяти до двадцати, а то и больше. Но принцип игры одинаковый. Чтобы получился аккорд, ненужные струны заглушают пальцами, прижимают. На гитаре, например, все наоборот».

Свой инструмент, крыловидные гусли «Гудимир», Дмитрий заказал в Москве. До недавнего времени это был единственный способ получить инструмент. В Хабаровске никто никогда гусли не делал. По крайней мере так считалось.

В действительности же попытка смастерить струнный инструмент была предпринята еще в 2005 году. Создателем стал сотрудник музея истории Хабаровска Сергей Романов. Уже много лет он изучает былины о русском богатырстве и сказаниями об Илье Муромце и Соловье-разбойнике делится со слушателями, да так, что можно заслушаться. Однажды на глаза Сергею попалась информация о раскопках в старом Новгороде, о деревянных фрагментах инструментов, найденных на месте языческого святилища. Вдохновившись, музейщик собрал материал и создал точную копию лировидных гуслей «Словиша», в переводе соловей. Правда, они так и не зазвучали. На гусли натянули струны от гитары, а колки закрепили недостаточно. В итоге безголосая «Словиша» осталась лишь напоминанием о былинном инструменте, а Романов гуслями больше не занимался.

Пару лет назад хабаровские гусли все же запели. Плотнику Александру Хомченко удалось смастерить рабочий музыкальный инструмент. Сейчас в его коллекции дюжина разных гуслей. Мастер изготавливает поющие инструменты и тут же их обыгрывает. О своем музыкальном увлечении рассказывает с любовью:


«Попалось видео в Интернете, появилась мысль купить себе гусли, а потом решил сделать сам. Склеил первый инструмент буквально на коленке. Сыграл. Звук вышел глухим и тихим. Только на четвертом инструменте начало что-то получаться. Мне нравится, что гуслям можно придать любую форму, поставить разное количество струн, настроить в разной тональности. Мало музыкальных инструментов, которые могут быть такими разными. И звучание у них неповторимое».

Изготовление гуслей обычно занимает несколько дней. Сначала вырезается или выдалбливается корпус, сверху приклеивается дека. Дека – лицо инструмента, всегда обращена наверх. На третьем этапе на гусли крепят колки и струны. А резьбу или узоры наносят по ходу работы. Главный секрет хорошего звучания в пропорциях. При нарушении звук будет глухим или резким, одним словом – неприятным. Но понять эти самые пропорции можно только опытному мастеру и музыканту.

Любителям старинных русских инструментов в Хабаровске приходится нелегко. Музыканты обучаются по скайпу или по видео в Интернете. В последние годы на Западе появляется все больше коллективов и мастерских, развивающих старорусский стиль. Вот у них и учатся хабаровчане.

Конструкция гуслей простая, а сами инструменты могут быть очень сложными. Есть даже клавишные гусли, которым требуется стол-подставка. Исконно русский инструмент небольшой, играют на нем, положив на колени или прижав к себе. При игре чаще сидят, но могут и стоять. Хабаровская гуслистка Анастасия Русанова изучила все русские музыкальные традиции:

«На Руси гусли звучали на княжеских пирах, крестьянских братчинах и в повседневном быту, на языческих игрищах и скоморошьих потехах, свадьбах и тризнах. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович, новгородский гость Садко».

Действительно, в русской истории гусли повсюду. В «Слове о полку Игореве» так описывается знаменитый певец:

«Боянъ бо въщии, аще кому хотяще пъснь творити... своя вещия пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху». Несмотря на запрет гуслей, этот инструмент долгое время сохранялся в деревнях. На нем играли даже в ХIХ веке. Причина – простота инструмента и красивый звук. Константин Поздеев пришел к гуслям через балалайку и гитару. Искал обучающие балалаечные видео, увидел объявление о продаже гуслей и купил ради интереса:


«Через две недели получил посылку из Твери, а через три недели давал первый гуслистский концерт в доме детей-инвалидов. После этого стал изучать гусли более глубоко. У них есть народная манера игры, когда они звучат как аккомпанемент, а голосом поется основная мелодия. А есть аккордовая манера. Всего шесть аккордов, в старину их называли «лунные» – минорные, а «солнечные» – мажорные».

Хабаровчанка Наталья Эллер, кроме исполнения, проводит еще мини-лекции – демонстрирует гусли, рассказывает о них и даже дает поиграть. Чтобы встречи были интереснее, сшила себе русский народный наряд. К людям выходит, как «былина наяву»:


«Люди тянутся к истории, особенно дети. Генетическая память, что ли. Так и у некоторых музыкантов бывает: раз погудел и… влюбился. Гусли к тому же такой инструмент, на котором можно и совсем простое сыграть, и очень витиеватые мелодии».

Чаще всего выступают гуслисты на летних открытых фестивалях, хотя зимой иногда устраивают акустические посиделки. На вопрос, что будет с гуслярской историей в Хабаровске дальше, музыканты отвечают однозначно - полку прибудет. Гуслисты обещают: фолк-фестиваль не за горами, сборный концерт этнических инструментов, а может, и запись пары песен.



Анастасия Рыбакова
Фото Юлии Савкиной

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.