Хабаровское Средневековье. Археологический сезон-2017

Египетская долина царей, старинные развалины на месте города Мехико, древние пирамиды Китая. Эти места исследованы археологами на 90 процентов, Хабаровский край – только на 3 процента. А между тем по соседству с нами ученые находили орнаменты неолитических культур, бохайские зеркала, оружие Золотой империи чжурчжэней и самобытную керамику раннесредневековых народов. В поисках предметов исторического наследия хабаровские археологи каждый год выходят «в поля». Сезон раскопок длится с мая по октябрь.

Лето 2017. Пятнадцать километров по лесу, переход по ледяным ручьям, тяжелые рюкзаки – и вот группа на месте. Что подарила земля хабаровская в этом археологическом сезоне, рассказал Михаил Габрильчук, научный сотрудник отдела археологии Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова.

Каждую неделю в поле. Что и где искали этим летом?

Несколько лет мы ведем разведку на Хехцире. В предгорьях реки Быково с 2014 года нашли четыре археологических памятника. Обычно они локализируются по берегам крупных рек и озер, а здесь в отрыве от Амура, в нескольких километрах – поселения. Подобных памятников больше нет, они уникальны. Там и работали.

Условия тяжелые, но привычные: клещи и прочие насекомые, жара или дожди, в общем – археологическая романтика. С нами, кстати, ездила шестилетняя дочка одной сотрудницы. К вопросу о «тяжести» экспедиции.

На месте работали в небольшой «западине». В прошлом этот котлован - скорее всего хозяйственная постройка. Период раннего Средневековья. Получили немного вещественных материалов, хотя это не значит, что памятник – плохой. Нашли очажное пятно с каменной обкладкой. Интересно, что камни, из которых сделан очаг, обнаруживаются на Хехцире повсюду, только они скрыты почвой. Еще нашли немного керамики. Ситуация характерна для этой территории в середине первого тысячелетия. Люди, перемещаясь, забирали все нужные вещи. Глина в те времена была в большом дефиците, поэтому изделия из керамики особо берегли и, соответственно, в первую очередь их и уносили с собой.

Как строится археологический быт и сколько участников «в самый раз» для Хабаровска?

В этот раз была группа из четырех человек – сотрудники отдела археологии, сотрудница фондов и один наш коллега. Для экспедиции мало, но для разведки с локальным вскрытием грунта – в самый раз. Место раскопок было скромное, метра три на четыре.

А быт мы строим, как в любом диком путешествии. Ставим палатки, полевую кухню, если есть дом, подметаем, прогоняем насекомых. Траву убираем. Иногда, если получается, ставим полевую лабораторию, чтобы первичные находки обрабатывать на месте.

Вообще российская археологическая школа и, в частности, хабаровская – на высоте. Так что даже при коротких поездках успеваем сделать много, работаем четко и слаженно. Из проблем… Совсем мало интереса к археологии у студентов исторического факультета. Так мало, что мы иногда даже понять не можем, почему. Почему неинтересно открывать новое, почему не хочется трудиться в красивейших местах, как можно изучать историю, ни разу не выехав в поле?.. Не понимаю. Спасает то, что в археологическом музее – энтузиасты и специалисты самого высокого класса. Для них археология – это все.

Места раскопок не просто не афишируются, а держатся в секрете. Черные копатели атакуют?

Самый большой вред наносят «черные путешественники». Тут потоптался, там нашел фрагмент керамики, начал копать, вроде ничего почти не унес, но целиком разрушил культурный слой. А для нас самое ценное – информация.

Многие думают, что главное – артефакты, которые мы вынимаем из земли. Да, вещи важны, но еще важнее общая картина: где и как лежали предметы, как выглядит грунт, какое расстояние от объекта до объекта. Предметы остаются в музеях и хранилищах, все остальное – в полевых дневниках, на планах и фотографиях. Эта информация связана с образом жизни древних людей, а наша главная цель – понять, как же они жили?

Не могу не спросить о тех самых музеях и хранилищах, в «которых остаются предметы». Где можно посмотреть найденные дальневосточные древности?

Пока в музее археологии работает интерактивная площадка «Лабиринты подземья». Все экспонаты находятся в фондах и в нашей лаборатории. Но мы всегда открыты. Если кто-то хочет задать вопрос, если нужен материал для исследовательской работы, а возможно, человек вообще желает отправиться с нами в экспедицию – ждем. Приходите, поговорим, покажем и расскажем. Новый же материал, предметы экспедиций «Лето-2017» появится не раньше зимы, когда мы все просмотрим и опишем. В общем, работа только начинается, и самое интересное – впереди.

Анастасия Магнус