Искусство руководить

Почему к одному начальнику подчиненные ходят сове-товаться даже по личным вопросам, а другого не слышат в упор, зевая на планерке? Почему один становится образцом для подражания, а другого – еле терпят, с удовольствием обсуждая каждый промах? Возможно, так происходит потому, что первый в совершенстве овладел искусством руководства, а второй лишь только делает первые шаги на этом пути. О том, как пройти его быстрее, не спотыкаясь о подводные камни, «Образу Жизни» рассказала психолог, гештальт-терапевт Екатерина Любачевская.


«Три кита»

Понять, каким окажется руководитель – плохим или хорошим – можно практически с первого взгляда. Существуют три набора качеств – так называемые «три кита». Их совокупность определяет потенциально грамотного начальника. Это:

1. Профессионализм

Качества, которые характеризуют человека, как грамотного специалиста.

Сюда можно отнести: профессиональную компетентность, высокий уровень образования и образованности, глубокое знание своей области и смежных сфер, критическое восприятие и хорошую обучаемость.

2. Личные особенности

Это черты характера, помогающие добиваться уважения и авторитета среди других людей. К ним относят: высокий уровень внутренней культуры и моральных стандартов, уверенность в себе, оптимизм, доброжелательность и открытость.

3. Деловые качества

В первую очередь это лидерские качества, позволяющие создавать организацию и коллектив, координировать и контролировать работу сотрудников. Это контактность, высокий уровень притязаний, смелость, готовность к изменениям и риску, хорошая саморегуляция и самоконтроль.

Уроки управления

Одни люди обладают лидерскими качествами с детства: еще школьниками они хорошо организовывали одноклассников, их слушали и уважали. Но если вы не из их числа, это вовсе не значит, что из вас не получится хорошего начальника. Просто придется тренироваться, удерживая баланс «трех китов» – профессиональных, личных и деловых качеств.

Успешное руководство – это постоянное личностное и профессиональное развитие.

Профессиональные навыки приобретаются с опытом. Однако руководитель – это не только специалист, но в первую очередь авторитет и ориентир для остальных сотрудников. Авторитет необходимо заслужить, а статус – подтвердить. Просто факт занимаемой должности не определит положение руководителя в коллективе.

Одновременно с этим необходимо тратить достаточно много сил на установление деловых отношений и выстраивание коммуникаций в коллективе. Подчиненные не должны быть друзьями или врагами. Запугивание или панибратство – не лучшие способы управления. Руководитель должен в первую очередь вызывать восхищение. А на такое способен только знающий, ответственный и доброжелательный босс.

Если не уважают

Отсутствие уважения в коллективе – одно из распространенных явлений, с которым сталкиваются начальники.

Что же мешает руководителям добиться признания в глазах коллег?

1. Черты характера

Лицемерие, безответственность, несерьезность, злопамятность, излишняя эмоциональность, то есть те же самые качества, с которыми в принципе сложно занять достойное место в любом коллективе. Руководитель – это не только профессионал, но и человек, поэтому и отношения с другими людьми будут строиться на основе человеческих качеств.

2. Некомпетентность

К сожалению, нередко можно встретить на руководящих должностях специалистов не своего дела: в политики идут спортсмены, начальниками становятся «просто хорошие люди» или «родственники-друзья». Однако хороший руководитель обязан быть человеком, отлично знающим как свою область деятельности, так и область деятельности своих подчиненных.

3. Неумение

Неумение организовывать и контролировать рабочий процесс, либо излишнее в него вмешательство весьма ощутимо мешают завоевать доверие и уважение коллектива.

Топ ошибок

Многие руководители, не только начинающие, но и опытные, делают одни и те же ошибки. Узнайте о них и старайтесь их не совершать.

1. Стремление к лучшим показателям

Любой руководитель желает лучшего для своей компании, он ждет хороших результатов от своих подчиненных, поэтому не всегда готов мириться с невыполненными или недостаточно хорошо выполненными задачами. Причем иногда весьма в резкой форме – с применением карательных мер. Но подобная реакция приводит не к всплеску трудоголизма в коллективе, а к тому, что подчиненные начинают подтасовывать факты, создавая «виртуальное» улучшение показателей. В то время как анализ допущенных ошибок и верные выводы, сделанные из негативного опыта, – это лучший путь развития как компании в целом, так и отдельных сотрудников.

2. Профессиональное высокомерие

Иногда руководитель больше занят собственной персоной и статусом, нежели решением конкретных задач. Для него единственно правильное мнение – его собственное. Кроме того, такой руководитель, как правило, считает себя незаменимым и не готов к делегированию обязанностей. Обычно на деле подобный тип начальников лишь мешает компании развиваться, так как концентрирует решение всех задач только через свою персону.

3. Ошибочная дистанция

Чрезмерное желание «стать своим», как и нарочитое отделение себя от коллектива – не лучшие стратегии руководителя. В первом случае боссу сложно отделять личное от служебного, чтобы не обидеть коллег-друзей. Во втором он становится в коллективе чужеродным элементом, не подозревающим о насущных проблемах компании – они до него попросту не доходят.

4. Перекладывание ответственности

Золотое правило управления персоналом гласит: итоговая ответственность за работу сотрудников всегда лежит на руководителе. Однако же не секрет, что начальники часто позволяют себе обвинять конкретных сотрудников в неудачах отдела или компании. И наоборот, присваивают себе все заслуги, забывая о вкладе подчиненных.

5. Отсутствие мотивации

Зачастую единственный аргумент руководителя в пользу качественного выполнения работы – заработная плата. Однако исследователями доказано, что для людей не менее важны атмосфера в коллективе, ощущение значимости, отношения с коллегами. Это мощные мотиваторы, которые помогают персоналу работать с энтузиазмом и увеличивать производительность труда.

6. Неумение руководить

Другими словами, неспособность ставить четкие задачи и сроки. Так происходит, если руководитель сам не до конца понимает, какого результата нужно достигнуть, или же задача заведомо неважна для компании.

7. Нежелание обеспечивать ресурсами

Предложение безвозмездно использовать для работы личные средства (канцелярские товары, ноутбук, телефон, автомобиль) ощутимо снижает мотивацию коллектива.

Помните, стремясь избегать этих ошибок и, напротив, развивая в себе качества «трех китов», вы, несомненно, станете превосходным руководителем, вызывающим у подчиненных доверие и уважение. А значит, и желание плодотворно работать!

Записала Юлия Михалева


Ваш босс – кто он?

Он – деспот, если:

– стремится подавлять инициативу подчиненных;
– требует неукоснительного подчинения и исполнения его требований;
– все решения принимает единолично;
– приветствует обязательное и строгое соблюдение субординации;
– целиком отдается работе и требует того же и от остальных.

Он – либерал, если:

– отношения с подчиненными выстраивает на основе доверия и взаимоуважения;
– мало вмешивается в дела подчиненных, не ограничивая их в выборе методов и решений;
– поощряет инициативу;
– замечает достижения сотрудников;
– порой бывает непоследователен в своих действиях.

Он – демократ, если:

– отличается объективностью;
– уважает и ценит сотрудников;
– легко передает полномочия подчиненным;
– прислушивается к мнению сотрудников, доверяет их опыту и компетентности;
– для него компания – это не продолжение собственной персоны, а в первую очередь коллектив.


Доктор сон

«Если у вас есть грудь, то вы рискуете»

Читай по лицу!

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.