№10 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Истоки добра

Подруга отвезла подарки в детский дом, коллега перевела деньги пострадавшим при пожаре, соседка кормит бездомных животных…

Что движет людьми, занимающимися благотворительностью? Почему в последнее время в нашей стране помощь слабым и нуждающимся стала так популярна? О чем говорит такая тенденция? О сути благотворительности и ее скрытых смыслах нам рассказала психолог Екатерина Любачевская.

Признак благополучия

На самом деле потребность помогать ближнему имелась у человека всегда. Еще за несколько столетий до наступления нашей эры жрецы Древнего Египта раздавали голодным хлеб. Римские правители устраивали за свой счет праздники с угощением для бедных. Греки – подавали милостыню и организовывали бесплатные ночлежки. Тысячи лет спустя желание поделиться добром с теми, кто в нем нуждается, по-прежнему присуще людям. Но – не всегда и не везде. Благотворительность – очень сложное явление, и можно заметить, что в какие-то моменты интерес к ней как будто бы угасает, а в какие-то – возникает с новой силой. Для того чтобы в обществе произошел всплеск добрых дел, который, кстати, наблюдается сегодня, нужно, чтобы совпало два важных условия.

Во‑первых, благотворительность начинает активно развиваться в обществе, где существует заметное расслоение на богатых и бедных. В таком обществе благотворительность становится одним из общественных механизмов, благодаря которым возникает и развивается средний класс.
Во‑вторых, благотворительность – всегда признак социально благополучного общества. Отдельно взятый социально благополучный человек обычно заинтересован в том, чтобы жить в обществе, которое в целом социально благополучно. Так что для него естественно стремление делиться тем хорошим (и не всегда материальным), что есть у него, скажем так, для соблюдения общего баланса.

Если же общество переживает тяжелые времена, когда каждый вынужден бороться за кусок хлеба, благотворительность идет на спад. Причины тому понятны: какая тут бескорыстная помощь – выжить бы самому!

Портрет «волшебника»

Но даже когда обстановка в обществе способствует расцвету добрых дел, творить их идет далеко не каждый. А кто? Зачастую, говоря о благотворительности, мы рисуем в голове образ материально обеспеченных людей. Однако, как ни удивительно, на деле все обстоит не совсем так. Настоящая благотворительная помощь оказывается не по принципу «от богатого к бедному» или «от сильного к слабому». Она исходит от того, кто в данный момент имеет возможность ее оказать, и адресована тому, кому она в настоящее время необходима.


Попробуем выделить некоторые общие черты людей, творящих добро. Благотворительность чаще всего – удел представителей среднего класса, имеющих, соответственно, средний достаток. Обычно эти люди достаточно образованны и культурны. Но психологические характеристики благотворителей могут быть самыми разнообразными и даже непредсказуемыми. Совершить благородный поступок в равной степени может и мягкий сердобольный человек, и тот, от которого этого меньше всего ожидали. Например, хмурый и нелюдимый мужчина может каждый день в любую погоду подкармливать на улице бездомных собак. А пенсионерка, считающая каждую копейку, не задумываясь, отдать половину своей посуды семье погорельцев. Объединяют благотворителей внутренние качества, не всегда видимые глазу: доброта, сочувствие и способность сострадать.

Причины добра

И все-таки, почему люди занимаются благотворительностью? Основных мотивов, часто неосознанных, для этого несколько.

Спасение себя через помощь другим. Речь может идти как о спасении себя в прошлом, так и спасении своей души. Первый мотив характерен для людей, которые когда-то сами нуждались в помощи. Например, благотворительность становится смыслом жизни для многих, кто пережил войну, голод, потерял близкого. При этом человек может творить добро и в качестве компенсации (ему самому в такой ситуации никто не помог, он терпел нужду и пережил все ее тяготы), и в качестве благодарности (если помощь была оказана). «Спасение души» – иной вид благотворительности, своеобразный способ избавиться от мук совести за собственные неблаговидные поступки. Например, человек совершил кражу, и через несколько лет пожертвовал сумму, равную украденной, на строительство храма.

Потребность в помощи. Иногда, помогая другим, человек скрывает собственную потребность в помощи. Иными словами, он делает для других то, что хотел бы получить сам: «Вместо того чтобы съесть кашу, я насыщаюсь ее ароматом, когда кушает другой».

Самоутверждение. Помощь может осуществляться для удовлетворения чувства собственного достоинства: «Я помогаю, значит, я сильнее и выше».

Обмен вещей на эмоции. В этом случае человек отдает вещи, которые ему совершенно не нужны, лишние или не подходят по размеру. Взамен он, ничем не ущемляя себя и своих близких, получает удовлетворение от сделанного доброго дела.

Дань моде. Человек просто подражает кому-либо – своим знакомым, известным персонам или кумирам. О глубине поступка и внутренней потребности помогать в данном случае не идет и речи, ведь все строится на механизме подражания. Тем не менее такой вид благотворительности сегодня довольно распространен.
Как видите, у благотворительности всегда есть мотив, даже если человеком движет самое искреннее желание помочь. Другое дело, что, как правило, этот мотив глубоко скрыт в глубинах подсознания. И сам благотворитель зачастую и не догадывается о том, что, переводя деньги больному ребенку, он просто хочет почувствовать себя хорошим человеком. И разве это плохо?

Зерна и плевел

Как видите, несмотря на внешнее однообразие благотворительности – один дает, второй принимает, ее глубинные мотивы могут быть самыми разнообразными. Да что там, благотворительность может быть истинной и ложной! Однако разграничить истинную и ложную благотворительность не так просто, как может показаться. Главным признаком настоящего стремления творить добро является его двусторонность. То есть, тот, кто совершает добро, обязательно и сам чувствует позитивные эмоции. Место отданного материального блага (денег, вещей) занимает радость, удовольствие от совершенного поступка. Если же после акта добра человек чувствует себя ущемленным или опустошенным, речь, скорее всего, идет о жертвенности.
Второй признак истинной благотворительности – дело должно быть по-настоящему благим.

Благотворительность в ее глубинном понимании – не просто хороший поступок. Его результаты тоже должны вести к добру! Распространенный пример: вы подаете деньги на улице человеку, весь вид которого так и говорит – он ищет средства на выпивку. Формально вы совершили добрый поступок – помогли ближнему. А по сути, своим действием нанесли еще один удар по его здоровью и, возможно, приблизили его конец. Можно ли назвать такую помощь благом? Другое дело – купить батон хлеба нуждающемуся человеку или приобрести ненужную, обшарпанную книжку у бабушки, которой просто стыдно просить деньги на еду…

Не-анонимный не-пиар

Говоря об истинной и ложной благотворительности, нельзя обойти стороной такой аспект, как анонимность пожертвований. В Библии говорится: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». И действительно, многие люди, делая что-то хорошее, стремятся скрыть свои имена из опасения быть заподозренными в корысти. А тех, кто не прячется за маской анонимности, нередко придают порицанию. Особенно ярко это можно увидеть на примере публичных людей. Даже при абсолютной прозрачности поступлений и трат, всегда найдется тот, кто обвинит их в нечестности или, в лучшем случае, пиаре. Однако всегда ли уместен подобный негатив? Ведь для того, чтобы своим именем гарантировать честность расходования собранных средств, нужно немало мужества. К тому же стоит понимать, что многие не сохраняют анонимность не в целях саморекламы – именно известность помогает решить поставленную задачу максимально эффективно. Так что не всегда благотворительность «с именем» – исключительно пиар. Хотя справедливости ради стоит сказать, что нередко добрые дела делаются и под лозунгом рекламы.

Подведя итог вышесказанному: желание конкретного человека оказать адресную помощь и при этом остаться неназванным – достойно уважения. Но если нужно привлечь внимание общества и государства к социальным проблемам, нередко нужны громкие имена – и это тоже стоит понимать.

Стихийная помощь

А еще благотворительность бывает планомерная и стихийная. Есть люди, которые жертвуют средства и силы на благие дела постоянно и регулярно – таких меньшинство. Большинство благотворителей действуют стихийно – после определенных событий. Ими могут быть…

Экстремальные и чрезвычайные ситуации – различные стихийные бедствия, военные действия и т. п. Яркие примеры – наводнение на Дальнем Востоке летом 2013‑го или прошлогодняя обстановка с беженцами из Украины. В эту же категорию попадают и внутригородские инциденты – взрыв бытового газа, пожар, лишивший жилья целую семью, и т. д. Экстремальные ситуации всегда вызывают волну активной помощи – люди в России отзывчивы.

Наступление важных дат и событий. К ним относятся ежегодные акции, например, для детей из детских домов перед Новым годом или для ветеранов перед Днем Победы. О качестве такой благотворительности сложно судить, но все-таки она существует.

Сообщения в социальных сетях. С развитием Интернета появился специфический вид стихийной благотворительности – распространение щемящих сердце историй в социальных сетях. Волну помощи провоцирует кнопочка «класс» или «мне нравится».

Принципы отказа

Наряду с благотворителями – состоявшимися и потенциальными, в обществе существуют и их противоположности. Это люди, которые никогда не оказывают благотворительную помощь. И на то у них тоже есть свои мотивы.

Недоверие. К сожалению, на фоне расцвета благотворительности увеличивается и число преступников, желающих нажиться на чужой доброте. Спекуляция на болезнях, чаще – детских, стала почти привычным явлением, особенно с развитием современных технологий. Онлайн-сборы денег на лечение, в итоге оседающие в карманах мошенников, привели к тому, что многие люди, которые переводили средства, зареклись оказывать помощь.

Принципы. Ряд людей считает, что благотворительность воспитывает потребительство. Да, нередко так и происходит, особенно если помощь не экстренная. К примеру, дети, живущие в детском доме, получают множество подарков от желающих им помочь и быстро к ним привыкают. И в итоге любого нового человека встречают вопросом: «А что вы нам привезли?» С другой стороны, это не повод отказываться от благих дел. Творить добро можно по схеме «помоги и научи», не только давая рыбу, но и удочку с объяснением, как ей пользоваться. Помощь в получении умений и навыков в ряде случаев гораздо более ценна, чем материальная.

Обида. Людьми, которые отрицают благотворительность, нередко движет обида. Когда-то им самим нужна была помощь, но никто не помог. И теперь они остаются глухи к любым мольбам, рассуждая: «Я справился сам, пусть и они ищут выход самостоятельно».

Заблуждения. Благотворительность окружена мифами. Один из них, уже озвученный выше, о том, что помогать другим может только очень обеспеченный человек. Как раз наоборот, помогать финансами намного проще, нежели жертвовать собственным временем и силами: играть с больными детьми, ухаживать за стариками, лечить бездомных животных… Неслучайно волонтерская деятельность не так популярна, как акции по сбору средств. Однако именно волонтерство всегда более востребовано, чем помощь деньгами. И не зависит от толщины кошелька помогающего.

Отстраненность. Существует такое явление, как «феномен Дженовезе», он же – «эффект постороннего». Этот психологический эффект проявляется в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации, не пытаются помочь пострадавшим, считая, что это сделает кто-то другой.

Благотворительность бывает разной, но важно одно: оказать бескорыстную помощь другому живому существу может только Настоящий Человек.


Записала Юлия Михалева

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
17.10.2016 06:25
Satch
I di'ndt know where to find this info then kaboom it was here.
Ответить