История коляски

По закону водительское удостоверение мы можем получить не ранее 18 лет. Однако, если разобраться, владельцами собственного транспортного средства мы становимся намного раньше. Буквально с рождения! Да-да, речь идет о коляске. И пусть «лошадиными силами» в данном случае выступают старшие родственники, все же чем коляска не транспорт? Но вот удивительный факт: несмотря на очевидное удобство коляски, как для малыша, так и для «водителя», изобрели ее сравнительно недавно – всего каких-то три столетия назад. До этого младенцев носили исключительно на спине или руках!


А на Руси малышей носили еще в особых передниках, широких и длинных, которые в некоторых регионах назывались подолОм. Оттуда, кстати, и пошло известное выражение – «принесла в подоле».

Таскание младенцев на руках - дело нелегкое: к году ребенок весит уже добрый десяток килограммов. И, как это часто бывает с изобретениями, первая коляска появилась на свет благодаря человеку, который сам испытывал в ней острую потребность. Случилось это в 1733 году. Девонширский герцог Уильям Кавендиш был счастливым отцом шестерых детей. А еще он, видимо, был склонен заботиться о своей супруге, так как к рождению шестого отпрыска пригласил на беседу архитектора Уильяма Кента и попросил своего тезку придумать некую конструкцию, в которой можно было бы возить младенца без риска надорвать спину. Кент не подкачал и вскоре выдал результат – повозку для малышей. Конечно, это была не совсем коляска в нашем понимании хотя бы потому, что ее нельзя было везти впереди себя, толкая за ручку. Напротив, коляску нужно было тянуть наподобие санок – почетную миссию тягловой силы выполняли пони, козы и собаки. И все равно удобство было налицо! Но «игрушка» оказалась настолько дорогой, что позволить ее себе могли единицы.

Следующей вехой в истории детской коляски стал 1840 год, а ее популяризатором явилась королева Виктория – мать девятерых детей. Эта высокородная дама, несмотря на свое положение, предпочитала выгуливать своих отпрысков в королевском парке сама. Но негоже королеве носить младенцев на руках! Конечно, в ход пошла коляска. Правда, вместо пони и коз в нее впрягались няньки, благо недостатка их в королевской семье не наблюдалось. Королеве стала подражать аристократия, и вскоре няньки с колясками уже ни у кого не вызывали удивления. Но «игрушка» по-прежнему оставалась дорогой и была признаком высшего сословия – модели колясок даже назывались «Принцесса» и «Герцогиня».

К счастью для нянек, им недолго пришлось заменять собой пони: в 1853 году некий Чарльз Бэртон наконец-то придумал коляску с ручкой сзади: теперь коляску можно было катить, толкая перед собой. Но детское транспортное средство по-прежнему напоминало взрослый экипаж и было сидячим, из-за чего перевозить в нем можно было только уже слегка подращенных малышей. Новорожденных по-прежнему носили на руках. И только спустя еще почти полстолетия коляска обзавелась люлькой. А вместе с этим нововведением – и статусом автотранспорта! Сегодня это странно представить, но в 1873 году полиция Лондона запретила возить детские коляски по тротуарам. Началась эра автомобилей, и нередко от нянь, помимо рекомендаций, требовали наличие водительских прав. Впрочем, коляски недолго ездили по одним дорогам с автомобилями: последние достаточно быстро вытеснили младенческий транспорт обратно на тротуары, в парки и скверы.

Первая официальная фирма по производству детских колясок – Silver Cross – начала свою деятельность в 1877 году в Англии. А вот складная коляска появилась (невероятно!) почти через сто лет – в 1965 году. Ее изобрел авиаинженер Оуэн Макларен, чтобы помочь своей дочери, которая жаловалась, как неудобно в путешествиях постоянно таскать за собой громоздкую коляску. Позже Макларен организовал свою фирму по производству колясок.

А что же Россия? Когда в нашей стране детей перестали носить в подоле?

В промышленных масштабах коляски в России стали производить только в 1949 году – по образу и подобию немецких экземпляров. Но даже в середине прошлого века коляска в советской семье оставалась редкостью. Зимой детей чаще всего возили на санках. Совсем маленьких, которые еще не умели сидеть, помещали в специальный деревянный короб, который прочно крепили на санях. Причем санки тоже зачастую были самодельные – из ивовых прутьев, труб или дерева. Русские доморощенные изобретатели придумывали и самодельные коляски – материалом опять же чаще всего служила гибкая лоза.

Позволить себе купить коляску в советской России стало возможным только к середине 70-х годов. То ли дело сегодня – в любом детском магазине нас встретит такой широкий ассортимент детского транспорта, который не могли себе представить даже отпрыски королевы Виктории!

Лилия Леншина


Под зонтом!

Будильник для каждого

ФРУКТОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.