http://basdv.ru/

История одной фотографии, или Японец, снимавший Хабаровск


Пожелтевшие карточки - свидетели эпохи пышных платьев, конных экипажей и ажурной архитектуры. Разные исторические образы Хабаровска знакомы нашим современникам. Но снимок, что находится выше, многие увидят впервые. Фотография стала настоящим открытием для исторического сообщества города - вплоть до XXI века о ней не было ни единого упоминания. Пока один японец не разместил в Интернете снимок своего деда, датированный 1911 годом. В одном кадре история семьи, строительство Хабаровска и особенности национальной фотографии.



СНИМОК

Черно-белую панораму с уверенностью можно назвать редким, почти уникальным кадром. Хабаровск, красная линия, начало XX века. Невооруженным глазом видно – идет строительство. Стоит приглядеться - на снимке фундамент одного из красивейших зданий, расположенных на пересечении нынешних улиц Муравьева-Амурского и Комсомольской.

В правом верхнем углу снимка виднеется каменное здание с полукруглым выступом в центре. Узнать его несложно. Это самая большая и популярная гостиница дореволюционного Хабаровска «Эспланд». Она принадлежала фармацевту Генриху Генриховичу Лухту и отличалась повышенной комфортабельностью номеров. Здание сохранилось и по сей день, даже немного расширилось в советское время. Сейчас весь первый этаж занимает банк, а выше располагается гостиничный комплекс «Дальний Восток».
Несколько человек на фотографии подписаны чернилами. И хотя не все можно разобрать, знакомые с японским языком уверенно прочитают слово «инженер» над человеком в белой фуражке и свернутым в рулон чертежом в руке. Это хорошо известный в Хабаровске архитектор Борис Андреевич Малиновский. В то время он занимал пост городского инженера и руководил постройками многих зданий. Вероятно, именно Малиновский был автором проекта строящегося здания.

Здесь же можно разглядеть хозяина будущего дома – фотографа из Японии Ичидзи Такеучи. Он в белой одежде и черном котелке, иероглиф гласит: «Я». Женщина рядом – его супруга Тэру. Она запомнилась горожанам одной маленькой особенностью - никогда не ходила пешком, а передвигалась по городу исключительно на извозчике. История этой семьи плотно переплетена с историей Хабаровска.


ФОТОГРАФ

Ичидзи Такеучи приехал на русский Дальний Восток в 1896 году. Молодой человек, тогда ему было всего 26 лет, мечтал заниматься фотографией. На родине занятие любимым делом успеха не сулило. В Японии бытовало поверье, что человек, разрешивший себя сфотографировать, непременно умрет. Неудивительно, что загоревшимся фотографией японцам приходилось покидать страну ради любимого дела. Так и получилось, что на рубеже веков фотографией в Хабаровске занимались преимущественно жители Страны восходящего солнца. В домах горожан красовались портреты, сделанные в мастерских Накагавы, Нагаты, Такеучи.

Уже будучи в России, Ичидзи Такеучи стал заниматься рыбной промышленностью - на фотографии много не заработаешь. Дела шли хорошо, и господин Ичидзи достаточно быстро превратился в преуспевающего бизнесмена и доверенного японской рыбопромышленной компании. Осев в Хабаровске в 1898 году, он арендовал деревянный дом недалеко от Успенского собора. Там была открыта первая фотомастерская. А в 1911 году Такеучи получил в аренду на 10 лет весь участок на углу улиц Муравьева-Амурского и Лисуновской (ныне ул. Комсомольская), принадлежавший Успенскому собору. По договору, составленному причтом и церковным старостой, с одной стороны, и господином Такеучи с другой, последний обязался построить на участке на собственные средства двухэтажный каменный дом. Причем срок был дан – 1 год. Арендатор обязался на собственные средства оснастить дом всем необходимым санитарно-техническим оборудованием, проложить канализационные трубы ниже границы промерзания до самой Чердымовки и даже устроить теплые ватерклозеты английской системы! Началось строительство дома, запечатленного на фотографии.



ДОХОДНЫЙ ДОМ

Так появилось одно из красивейших зданий Хабаровска, известное как доходный дом Такеучи: двухэтажный, кирпичный, с оштукатуренными стенами и красивым, цилиндрической формы эркером. Доходный, то есть для получения доходов. Так называли дома, значительная часть помещений которых сдавалась в аренду. Здесь разместились различные мастерские по оказанию населению бытовых услуг, фирма «Урик и К», торговавшая готовым платьем, товарищество «Ф.М. Розенберг и К», продававшее бриллианты, золото, серебро и часы. На втором этаже расположился отель «Русь» с рестораном И.А. Миллера и квартира самого Такеучи.

В новом доме, безусловно, нашлось место и фотомастерской. Такеучи нанял семерых работников: пятерых соотечественников и двух швейцарцев. Но при этом и сам с огромным удовольствием уделял время любимому делу. Чаще всего он делал портреты. Снимал семью, друзей, не чурался и видовых фотографий, с которых печатали открытки. Одна - на ней был запечатлен памятник графу Муравьеву-Амурскому - даже стала визитной карточкой фотографа.

Такеучи слыл известным общественным деятелем. В 1915 году он стал председателем японского общества, которое занималось вопросами, связанными с жизнью и деятельностью японцев на русском Дальнем Востоке. Впрочем, его пребывание на русской земле оказалось непродолжительным. В 1921 году вместе с семьей Такеучи скоропостижно вернулся в Японию, где в наши дни и живут его потомки.


ФОТОГРАФЫ

Такеучи не был единственным фотографом в Хабаровске. Серьезную конкуренцию ему составлял другой иностранец – француз Эмилий Францевич Нино. Он в 1894 году открыл первый фотографический салон в Хабаровске в собственном доме на улице Поповской (ныне ул. Калинина). Самые ранние снимки Нино на Дальнем Востоке относятся еще к 1870-м годам и запечатлены на них Кизи, Мариинское, Софийское, Вятское и другие поселения края. Кроме фотографии, Эмилию Францевичу не было чуждо и предпринимательство. Зарабатывал продажей товаров из Парижа, занимался пушным бизнесом и имел фабрику по производству печатей.

В Хабаровске фотографическое искусство было очень популярным. В том же 1894 году в городе было основано «Общество любителей фотографии». Кроме уже упомянутого Эмилия Францевича Нино, в него входили Приамурский генерал-губернатор Сергей Духовской с женой, купцы Сергей Богданов и Александр Плюснин. Большую коллекцию фотографий оставил после себя почетный гражданин Хабаровска, купец 1-й гильдии Федор Иванович Хмелевцов, о деятельности которого, к сожалению, сведения крайне скудны.

Более известен человек, создавший в 1862 году первое на Дальнем Востоке фотографическое заведение. Правда, не в Хабаровске, а в Николаевске-на-Амуре. Это был сибирский купец Владимир Васильевич Ланин. Вначале фотография приносила ему только убытки и разочарования, но вскоре превратилась в дело всей жизни. Его снимки Амурского и Уссурийского края стали хорошо известны. Перебравшись в 1870 году во Владивосток, Ланин отправлял их в редакцию «Всемирная иллюстрация».

Великое дело - фотография! Благодаря сохранившимся снимкам мы можем и в наши дни ясно увидеть, что собой представлял Хабаровск в прошлом, его улицы, дома, жителей. И неважно, делал эти снимки японец Такеучи, француз Нино или русский фотограф-любитель. Благодаря их работам все мы соприкасаемся с живой историей.

Поэтому неудивительно, что далекий потомок Такеучи на одной из первых страниц своего сайта в Интернете с гордостью демонстрирует фотографии, сделанные его предком. Для него это история его семьи, для Хабаровчан – история нашего города.



Василий Кузьмин

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Образ Жизни сентябрь 2017 История Хабаровска