http://basdv.ru/

Жизнь – борьба: лучшие фильмы о независимых женщинах

8 Марта – день женственности. Как ни парадоксально, но в самой истории праздника мало романтики. Он появился в разгар борьбы женщин с мужчинами за равные права. Два столетия назад прекрасные дамы силой добивались права голоса на выборах, сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда. Организатор киноклуба «Библио Журфикс», доцент исторических наук, преподаватель ДВГУПС Василий Кузьмин рекомендует вспомнить историю за просмотром пяти картин на тему борьбы женщин за свои права.


Журнал "Образ Жизни". Март 2017


1. «Суфражистка»(Великобритания, 2015 г.)

Фильм посвящен движению за права женщин в Великобритании. Эта историческая костюмированная драма в антураже Англии начала XX века привлекает в первую очередь актерским составом – Хелена Бонем-Картер и Мэрил Стрип. Однако последней, которая исполнила в ленте роль реально существовавшей Эммелин Панкхёрст - лидера британского движения суфражисток, уделено крайне мало экранного времени. Как и персонажу Хелены Бонем-Картер, которой тут чуть больше. Но эта «тяжелая артиллерия» - только довесок к вдохновленной игре исполнительницы главной роли, британской актрисы Кэри Маллиган, приковывающей все внимание зрителя. Ее героиня Мод Уоттс ведет борьбу не за избирательное право для женщин, а просто за право на достойную жизнь: за достойную зарплату, достойное обращение, за справедливость, в конце концов. И хотя фильм режиссера Сары Гаврон вышел спорный в плане историчности, эта драма, безусловно, заслуживает внимания хотя бы из-за убедительной актерской игры и художественной привлекательности ленты.



2. «Персеполис» (Франция, 2007 г.)

Анимационный фильм - экранизация одноименного автобиографического романа Маржан Сатрапи, которая выступила одним из режиссеров мультфильма. Выполненная в черно-белой гамме лента получила специальную премию жюри Каннского кинофестиваля. Это история о взрослении ребенка, развивающаяся на фоне непростых событий на своей родине – революция и свержение режима шаха, установление исламской республики, война с Ираком. Отправленная родителями для безопасности в Европу, Маржан возвращается оттуда, пропитанная воздухом свободы, но не находит ее на родине. Вся ее жизнь – это борьба за свободу маленького человека: высмеивание системы и духовного лидера, увлечение запрещенной рок-группой Iron Maiden и словесная полемика с представителями власти.



3. «День, когда я стала женщиной» (Иран, 2000 г.)

В Иране творят самые радикальные режиссеры-феминисты, раскрывающие в своих фильмах подлинную дискриминацию женщин в родной стране. Есть среди этих лент и те, которые показывают борьбу женщин за свои права. Определенно заслуживает просмотра «День, когда я стала женщиной» – первый фильм в карьере женщины-режиссера Марзии Махмальбаф, супруг которой, режиссер Мохсен Махмальбаф, стал ее продюсером. Картина состоит из трех новелл. Первая «Хава» – о девочке, которой утром исполнилось девять лет. По представлениям взрослых, она теперь – женщина. С этого момента игры с мальчиками на улице считаются грехом. Вторая новелла рассказывает о молодой женщине Аху, которая вопреки желанию семьи и мужа решает принять участие в велосипедной гонке. Третья история «Хура» – о женщине, получившей на старости лет наследство. Она решает потратить его на покупку того, о чем прежде только мечтала. И хотя только вторая новелла посвящена теме борьбы женщин за свои права, две другие в неменьшей степени достойны внимания.



4. «Солдат Джейн» (США, 1997 г.)

Среди лент о борьбе женщин за свои права найдутся и те, которые могут понравиться мужчинам даже больше, чем женщинам. Например, «Солдат Джейн» режиссера Ридли Скотта, который и до этого делал ставку на женщину как на главного героя фильма («Чужой», «Тельма и Луиза»). И пусть вас не смущает, что Дэми Мур получила за этот фильм «Золотую малину» (Прим. ред. - антинаграда, отмечающая худшие достижения кинематографа). Один титанический труд актрисы над собой, изнурительные тренировки для этой роли достойны уважения. Ее персонаж – лейтенант Джордан О`Нил - становится первой женщиной в спецподразделении «морские котики». То, что началось как эксперимент-каприз сенаторши, для персонажа Дэми Мур превратилось в борьбу за право служить наравне с мужчинами в элитном спецподразделении, которую она выигрывает.



5. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»(Тайвань, Гонконг, Китай, 2000 г.)

Тема борьбы женщины за свои права есть и в известном фильме тайваньского режиссера Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Казалось бы, в фильмах про полеты и фехтование женщины не могут претендовать на главные роли, однако это не так. Женщины заняли в этом жанре достойное место еще на этапе становления китайского кинематографа. Для мужчин в те времена считалось непрестижно сниматься в кино, поэтому зачастую главными героями фильмов с обилием элементов боевых искусств – снятых в жанре уся - становились женщины-рыцари. Иногда миниатюрным китаянкам приходилось даже играть мужские роли. Да и в самой истории Китая есть упоминания о женщинах-рыцарях, как о достаточно известном явлении. Актриса Чжан Цзыи исполнила роль такой воительницы – Джен, которой приходится вести постоянную борьбу, в том числе и мечом, за свои права. За право быть в мире боевых искусств наравне с мужчинами. За право выбирать того, кого любишь, а не выходить замуж по воле родителей. За право жить своей собственной жизнью. За право быть свободной.


Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Организатор хабаровского киноклуба «Библио Журфикс», доцент исторических наук, преподаватель ДВГУПС Василий Кузьмин рекомендует вспомнить историю праздника 8 марта за просмотром пяти картин на тему борьбы женщин за свои права. Журнал "Образ Жизни". Март 2017