http://basdv.ru/

Как менялись идеалы

«Она совершенна!» — с восхищением говорят о красавице, подразумевая не только общую привлекательность, но и соответствие общепринятым канонам внешности. А они переменчивы. Настолько, что нынешние стандарты показались бы нашим предкам признаками нездоровья. И наоборот, тех, кто звался совершенством в былые времена, сегодня мы бы не удостоили и взглядом.

Так какими же были представления о красоте в разные эпохи?

Журнал «Образ Жизни» №3 Март 2017

КУЛЬТ ПЛОДОРОДИЯ

Мода на красоту существовала уже в каменном веке. Обнаруженные учеными фигурки и рисунки дают четкий ответ на вопрос, как выглядела идеальная женщина эпохи палеолита. Она была очень полной, имела огромные бедра и живот, необъятных размеров грудь. Все эти качества свидетельствовали о силе, выносливости и плодородии. Большего от прекрасной дамы в те времена и не требовалось.

В древнем мире (IV тыс. лет до н.э. - начало н.э.) люди стали гораздо более привередливы, но пока еще не пришли к единому общемировому канону. В разных государствах порой ценились противоположные черты внешности.

О том, как выглядела «идеальная» древняя гречанка, нам рассказывают не только письменные источники, но и многочисленные скульптуры. Ей следовало быть в меру упитанной, иметь широкие бедра, небольшую грудь, маленькие ступни и кисти рук, овальное лицо, большие светлые глаза и длинные белокурые волосы.

  • Образы совершенных древних египтянок, на взгляд художников, смотрят на нас с уцелевших фресок. Средний рост, прямоугольное тело — не полное, не худое, без ярко выраженных признаков женственности. Египетские красавицы брили головы налысо. Это помогало бороться со вшами. Сбривали заодно и брови. Потом рисовали их заново черной краской, ею же густо очерчивали и глаза, выводя длинные стрелки. Голые головы прикрывали париками, подстриженными обычно наподобие современного «каре», иногда немного ниже плеч.
  • БОЛЕЗНЕННАЯ ПРЕЛЕСТЬ!

  • Средневековье (V - XIV века) — пора небывалого расцвета ханжества во всем мире. Инквизиция с ее охотой на ведьм возвела женскую красоту в ранг огромного греха. Родиться привлекательной в классическом понимании для девочки стало большой неудачей. В таком случае ей предстояло приложить немало усилий, чтобы ненароком не соблазнить кого-нибудь и не угодить на костер. Однако, несмотря на все ограничения, мода на внешность не исчезла.В эту мрачную пору эталоном считались очень худые, изможденные девушки с крайне белой кожей — этакие воздушные создания. Высокий лоб, опущенные книзу большие светлые глаза, тонкие маленькие губы усиливали ощущение невинности. Брови, как и в Древнем Египте, предпочитали сбривать. Для достижения худобы и бледности морили себя голодом и «пудрились» известью.
  • Эпоха Возрождения (XIV – XVI века) провозглашала иные ценности. Женщины стали пышными и загадочными, в свободных укладках и хитрых взглядах искоса таилась невозможная прежде уступчивость. Бледная кожа и светлые волосы ценились по-прежнему, но «модная» фигура изменилась. Вместо утянутых в жесткие корсеты безгрудых красавиц Средневековья на сцену вышли излишне пышные по современным меркам «Джоконды».
    • В период барокко (XVII – XVIII века) всеобщее представление об идеальной внешности снова сделало резкий кульбит. В моду мгновенно вошла осиная талия — и вместе с ней калечащие корсеты. Нет, эта деталь туалета существовала и прежде. Но еще никогда раньше в ее задачи не входило затягивание до степени, при которой красавица не могла дышать. Порой происходили несчастья: корсеты ломали ребра, протыкали легкие, и девушки умирали. Изменился и покрой платьев: теперь стало модно максимально обнажать пышную грудь с помощью декольте. Однако бледность и белокурые волосы не сдали своих позиций.
    • К началу XIX века мода на красоту сделала виток в прошлое — в сторону болезненности Средневековья. К туго затянутым корсетам добавилось обязательное требование: кожа должна быть не просто белой, а мертвенно-бледной. Девушки пили уксус, в результате чего страдали от серьезных проблем с пищеварением. Нехватка воздуха из-за удушающих объятий корсетов в паре с гастритом породили припадки и обмороки, которые считались признаками утонченности.

    ЭПОХА ПРОГРЕССА

    В суматошном XX веке идеалы красоты менялись с небывалой скоростью. В 1920-е годы корсеты ушли в отставку. Стали цениться плоские фигуры и короткие стрижки. Представление общества о том, как должна выглядеть совершенная женщина, воплощала звезда немого кино Клара Боу – короткостриженая бледная брюнетка с печальными темными глазами. Но мода на девушек-мальчиков долго не продержалась, и уже в 1930-х вернулась женственность. Пышные бедра и грудь, пухлые губы, накрашенные яркой помадой, объемные укладки, длинные ресницы. Красавицы той эпохи должны были выглядеть не просто сексуально, а доступно. Лицами той эпохи стали чувственная блондинка Марлен Дитрих и яркая шатенка Вивьен Ли.
    • В 1940-е годы, в период Второй мировой войны, от женщин требовались сила и мужественность. Слабость и модные платья стали недопустимой роскошью, так что дамы коротко стриглись, носили мужскую одежду и почти не пользовались косметикой. На экране сильное поколение олицетворяла пышнотелая брюнетка Джейн Рассел. Ее героини соответствовали эпохе: самостоятельные, способные «и в горящую избу, и коня на скаку»
    .• Но едва обстановка в мире стабилизировалась, как девушки опять захотели стать женственными. В 50-х популярный образ девушек стал еще более откровенным: юбки становились все короче, каблуки выше, декольте глубже. Самым ярким образом того времени стала актриса, известная каждому и сегодня – Мэрилин Монро. Невысокая – ее рост достигал всего 162 см, совсем не худенькая (вес колебался от 57 до 62 кг) блондинка с пышной укладкой и чарующей улыбкой сводила с ума мужчин не только своего, но и многих последующих поколений.

    • Очередная «революция» стандартов пришлась на 70-е. В моду вновь вошла мальчишеская внешность, но, в отличие от 20-х, теперь она стала довольно дерзкой. Плоские фигуры, высокий рост, длинные прямые волосы, нарочито неряшливая одежда. Ко всему этому добавилась вызывающе яркая косметика. Образом поколения стала Ракель Уэлч – одна из «девушек Бонда» из киноэпопеи о приключениях агента Джеймса Бонда. Рост красавицы достигал 168 см, весила она 55 кг.
    • В 1980-е ценились, с одной стороны, здоровые спортивные формы. В то время и возникла мода на фитнес и аэробику. С другой стороны — подтянутые в спортзалах фигуры прятали за огромными накладными плечами бесформенных блуз. Волосы мелко завивали и начесывали так, что они напоминали нечто среднее между спутанной гривой лошади и осиным гнездом. Символом 1980-х стала только что вошедшая на Олимп славы, на котором остается и по сей день, певица Мадонна. Невысокая (164 см), спортивная блондинка с целой копной химически завитых кудряшек стала образцом для подражания современниц.

    • В 1990-2000 красота снова начала тяготеть к болезненности. Худоба на грани истощения стала причиной анорексии и многочисленных проблем со здоровьем миллионов юных девушек во всем мире. Джулия Робертс, Милла Йовович, Анджелина Джоли, Кира Найтли последовательно олицетворяли эталоны красоты этой эпохи. Рыжеволосая Робертс при росте 175 см весила около 55 кг и имела параметры фигуры даже меньше «традиционных» модельных: 87-59-86. Короткостриженая Милла Йовович, перенявшая эстафету, оказалась еще миниатюрнее: ее вес составлял всего 52 кг при росте 172 см, а объем груди-талии-бедер – 85-58-90. На пике своей популярности в середине 2000 следующий секс-символ эпохи, неоднократно признанная одной из самых красивых женщин мира, Анджелина Джоли весила 47 кг при росте 173 см. Ее объемы составляли 87-60-85. Однако Кира Найтли обошла всех троих своих коллег и предшественниц и объемами 81-58-84, и весом 45 кг при росте 170 см.
    • Во второй половине 2010 года мода на внешность снова качнулась в сторону естественной красоты и здоровых, данных природой форм. На экранах, помимо стройных красавиц, можно увидеть далеких от классических «90-60-90» Дженнифер Хадсон, Никки Блонски, Габури Сидибе и других «нестандартных» актрис. А в прошлом году «Мисс мира – 2016» стала обладательница пышных форм и яркой естественной красоты – пуэрториканка Стефани Дель Валле.

    Юлия Михалева
  • Поделиться в соцсетях:
    Комментарии
    Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
    Представления о красоте в разные эпохи в мартовском выпуске журнала "Образ жизни". Март 2017