№10 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Как оживают сказки

Встретив черную кошку, нужно трижды плюнуть через левое плечо. После переезда – поставить блюдечко с молоком для домового. А если жизнь перестала ладиться, поможет бабушка-знахарка – снимет сглаз или, того хуже, порчу.

Современные люди, живущие в эру высоких технологий и даже покорившие космос, отчего-то не спешат расставаться с верой в потустороннее. Почему? Найти ответ на этот вопрос нам помогла психолог Екатерина Любачевская.


Вера в сверхъестественное или так называемое мистическое мышление существует столько же, сколько длится история человечества. Не обладая достаточными знаниями об устройстве мира, люди изобретали доступные для их понимания толкования происходящим на их глазах непонятным вещам («Гроза гремит? Это бог дождя гневается!») и охотно в них верили. Но одного лишь объяснения причины оказывалось мало, нужно было еще иметь способы решения проблемы! И они не заставляли себя ждать («Попросим шамана сплясать ритуальный танец, и дождь прекратится!»)

Как видите, суть мистического мышления – это убежденность во всемогуществе собственных мыслей. Такие же взгляды мы до сих пор можем наблюдать у детей до определенного возраста или у примитивных племен, которые до сих пор уверены в том, что дождь идет, потому что это они так захотели.
Но проблема в том, что мы, люди ХХI века, не особо далеко от них ушли. Нашему рациональному мышлению, основанному на научных знаниях, ведь всего-то несколько сотен лет. В нас по-прежнему живет наследие тысячелетий магического мировосприятия. Отсюда и тяга к мистике, к потустороннему. Именно поэтому многие жители вполне цивилизованных стран с увлечением читают гороскопы, верят в приметы и конец света и ходят к знахаркам и магам. И даже не верящие в чудеса нет-нет да и заглянут в прогнозы – так, на всякий случай.

Часто мистика оказывается еще и очень удобна. Есть у человека интересная особенность: с одной стороны, нам нравится ощущать себя хозяевами своей жизни, а с другой – нести ответственность за эту же жизнь нам не особо хочется. Получается очень удобно: отношения не складываются? Партнер не подходит по гороскопу! На работе проблемы? Кто-то позавидовал и сглазил! День не удался? Так это черная кошка виновата, которая дорогу утром перебежала!

Есть у веры в мистическое и приятный бонус: для того чтобы решить проблему или получить желаемое, не нужно особо напрягаться, надо лишь совершить некие действия (самостоятельно или с помощью «волшебника») – и все получится! Зачем налаживать отношения с мужем, если можно сходить к знахарке, и она сделает «присушку»? Зачем готовиться к экзамену, если можно прочитать заговор на удачу? Зачем зарабатывать деньги на путешествие, если можно обвесить стены картинками с загадочными знаками и ждать материальных благ? Именно поэтому существуют всевозможные «лекари» с настоями ото всех болезней, бабушки-знахарки, белые и черные колдуньи, экстрасенсы, секты и сомнительные тренинги, которые обещают быстрый и сногсшибательный результат. Все эти нехитрые спекуляции, рассчитанные на остатки нашего мистического мировосприятия, вероятно, и в будущем будут так же исправно завораживать и манить своей магией.

Иная реальность

Что происходит в жизни человека, который искренне верит в магию? У него создается новая яркая реальность, которая на деле, конечно же, представляет собой лишь удобную иллюзию. В ней легко найти смысл любого события, она всегда готова помочь, ободрить и утешить. Одни используют веру в чудеса для того, чтобы переложить ответственность с себя на нечто, другие – чтобы получить порцию ободряющих слов или знаков. Но еще дальше в иную реальность углубляются любители нечисти, верящие в привидения, домовых и прочих сверхъестественных существ. В основе их взглядов лежит первобытный страх перед неизвестностью, породивший паранормальные толкования событий («Утонул в болоте? Это водяной утащил его на дно!») Даже в наше технологичное время несложно подпитывать в себе подобного рода верования – было бы желание. Пропавшие вещи, найденные в непривычном месте, странные сны, удивительные совпадения… Все эти события имеют рациональную причину, но их легко можно истолковать и мистически, ведь паранормальное объяснение придает «возвышенный» смысл страху и делает жизнь ярче. Оно дает ощущение сказки и таинственности, которых не хватает в повседневности. Что интересного в том, что кошка сбросила со стола кружку? Совсем другое дело, если это сделал барабашка или дух умершего дедушки! В основе веры в чудеса всегда лежит желание ярких чувств и эмоций.

Безопасные чудовища

Кстати, именно желание добавить красок движет и любителями фильмов ужасов. Так они получают возможность обрести желанные эмоции от общения со сверхъестественным и при этом не прослыть чудаками.

Зрители ужасного в зависимости от их потребностей делятся на несколько категорий. В первую категорию попадают искатели адреналина, эмоционального стресса, который благодаря подобным фильмам очень легко испытать. Во второй категории находятся любители счастливых развязок ужасных историй – от подобных кинематографических финалов, которым предшествует состояние напряжения и ужаса, они испытывают эйфорию. Ведь сюжет многих фильмов ужасов, по сути, сводится к тому, что человек договаривается с чем-то необъяснимым, то есть успешно подтверждается первобытная мистическая установка. Третья категория любителей ужастиков, кстати, самая обширная – это просто любители мистики вне зависимости от того, в каком обличье она выражается – вампиров, оборотней, привидений и т. д. Для них важны и адреналин, и счастливый конец, и таинственность. Стоит добавить, что для представителей последней категории еще и очень важно сохранение чувства безопасности. Ведь, согласитесь, истории с участием различного рода чудовищ не настолько реалистичны, нежели кровавые сцены с маньяками и убийцами. Они вызывают приятный страх, ощущение безопасной опасности, ведь шансы встретить привидение ничтожны по сравнению с возможностью повстречать маньяка в человеческом обличье. Отдельная разновидность жанра – романтическая мистика, находящаяся сегодня на пике кинематографической моды. В подобных фильмах отрицательный по умолчанию герой – вампир или оборотень – вдруг становится положительным. Происходит очеловечивание чудовища, приближение его к реальности, что делает его более настоящим. В итоге у зрителя к традиционно отрицательному персонажу возникает симпатия – срабатывает эффект запретного и притягательного. Как результат, в обыденную жизнь вносятся яркие эмоции – что, собственно, и требовалось.

Интерес за гранью

Однако при их наличии мистические верования обычно не особо влияют на социальную жизнь современного человека. Более того, они, как ни странно, иногда могут сыграть и добрую роль. Например, пятак, положенный под пятку, помогает тревожному студенту взять себя в руки перед началом экзамена, а утренний гороскоп по телевизору – рациональному педанту настроиться на новый рабочий день просто потому, что он привык пить под него чай.

В норме человек четко разграничивает реальный мир и мистический и довольно критично воспринимает все проявления последнего – гороскопы, предсказания, приметы и прочее. Условно говоря, к норме относятся те проявления магии, которые не мешают человеку нормально функционировать в обществе – строить отношения, работать и развиваться. Но случается и так, что интерес к сверхъестественному становится патологическим. Так, если только из-за одного лишь вердикта гадалки человек не выходит из дома и пропускает важную деловую встречу, вероятно, ситуация уже не в норме. Причинами отклонений на мистической почве могут быть как психологические проблемы, так и психиатрические. В первом случае с помощью мистики может осуществляться уход от реальности, во втором иллюзии с бредом и галлюцинациями – один из симптомов недуга.

Еще одно из проявлений интереса к мистике, способное осложнить жизнь – это сильный страх перед ней. Обычно он характерен для детей, особенно на этапе активного развития фантазии и воображения. Но, хотя и редко, бывает, что он встречается и у взрослых – как правило, чересчур впечатлительных и эмоциональных людей. Иногда причиной страха становится ранний детский опыт. Например, взрослый человек может панически бояться кладбищ из-за сильной реакции на похороны близкого, на которых присутствовал ребенком. Или же имеет место особая фобия – патологическая разновидность страха сродни боязни замкнутых пространств, пауков и так далее. С ней сложно справиться самостоятельно, лучше обратиться к специалисту.

Что делать, если появилось ощущение, что сверхъестественное, а если точнее, интерес к нему, занимает все больше места в реальной жизни?

Во‑первых, следует максимально ограничить себя от различного рода мистической информации.

Во‑вторых, нужно попытаться изменить жизненную позицию на более активную: брать ответственность за свой выбор и самостоятельно действовать для получения цели. Воля и активность постепенно вытеснят веру в мистику, которая пока что занимает их законное место.

В‑третьих, попробуйте добавить в свою жизнь красок: знакомьтесь с людьми, найдите увлечение. Новые реальные впечатления снизят интерес к мистике.

Хорошая сказка к месту в любом возрасте. Но только тогда, когда она остается самой собой – увлекательной волшебной историей, не претендующей на реальность.


Не путайте карнавал с реальностью!

Алексей Филимонов, кандидат исторических наук, антрополог
Образы злых духов и нечистой силы появились вместе с представлениями о добре и зле. Первоначально духи не делились на добрых и злых. Они были сами по себе, самостоятельными существами, со своими интересами, которые могли совпадать с интересами человека, а могли и не совпадать. Соответственно, человеку нужно было либо договариваться с духами, либо вступать в конфликт.

Представьте крестьянина, который собирается в лес. Чтобы задобрить лесного духа, он берет табак (любимое лакомство всех леших), заворачивает его в блин и кладет на пень. Зачем он это делает? Для простого крестьянина, который трудится в поле и живет в деревне, лес – это незнакомая стихия, таящая много опасностей. Задабривая лесных духов, крестьянин борется со своим страхом. Страх – основа многих суеверий. Лешие, кикиморы и прочие чудища – не что иное, как персонифицированные страхи человека.
Поскольку человек – личность социальная, то ему удобнее бороться со страхами сообща. Масленица – классический пример групповой психотерапии. Люди вместе мастерят масленичное чучело, которое символизирует все тяготы зимы. На него переносят весь свой негатив, а затем торжественно сжигают. Кстати, схожий прием входит в арсенал современного психотренинга. Природа человека в этом аспекте осталась неизменна – ей проще бороться с негативными эмоциями, перенося их на внешние объекты.

Ритуалы и обряды – это не только психотерапия, но еще и, говоря современным языком, тимбилдинг, метод сплочения коллектива. Именно поэтому Масленица и другие подобные праздники проводятся сообща, всем миром. Да, «противник», с которым люди вступают в битву, воображаемый. Но эмоции, которые они испытывают, самые настоящие. В традиционной культуре подобными обрядами всегда руководят старейшины – самые уважаемые члены общества. Тем самым они укрепляют свой статус и подчеркивают важность иерархии.

Таким образом, черти, лешие и прочая нечисть в старину приносили большую пользу! Вера в них была частью стратегии выживания. С помощью этой веры человек управлял своим внутренним миром и отношениями в коллективе. Со временем жизненная необходимость в нечистой силе отпала, но у старых образов появились новые функции. Черти и ведьмы пошли «на работу» в шоу-бизнес. Они исправно «трудятся» в досуговой сфере, помогая нам повеселиться на Хэллоуине, святочных гаданиях и других театрализованных действах.
Жизнь современного человека рациональна и однообразна. Неудивительно, что он стремится разбавить рутину будней яркими, нестандартными праздниками. Особенно, если они ломают привычные стереотипы и предлагают новую модель поведения, непохожую на обыденную житейскую прозу. Хэллоуин хорошо вписывается в современный стиль жизни, потому что это праздник-игра.

Гораздо более опасны суеверия, в которых отношения со сверхъестественными сущностями являются не игрой, а формой заработка. Втягиваясь в водоворот коммерческого оккультизма, человек начинает верить в то, что символические действия могут принести свои плоды. В итоге он платит деньги аферистам за иллюзию.
В смутные экономические времена мракобесие часто поднимает голову, играя на наших надеждах и страхах. Но для того, чтобы не пасть жертвой суеверий, вполне достаточно выработать в себе одну простую способность – не путать карнавал с реальностью.



Записала Юлия Михалева

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.