http://basdv.ru/


Оригинальные рукописные шрифты используют художники и дизайнеры. В последнее время открытки с каллиграфической надписью стали особым шиком. Писать красиво может каждый, или это искусство для избранных? С чего начать и куда может привести необычное увлечение, рассказала хабаровский дизайнер, преподаватель каллиграфии Инна Соболевская.


Каллиграфия во все времена была искусством, не терпящим суеты и формального отношения. Красивым, узорным шрифтом писались, в первую очередь, священные тексты и государственные указы.


Интерес к каллиграфии у меня появился после того, как я начала глубоко изучать историю. Между прочим, у нас сформировалась богатейшая самобытная традиция. У каждого писаря был свой оригинальный почерк, по которому его узнавали. За красивой техникой стоит богатая история. И сейчас ее можно успешно использовать в современном письме. Кстати, лигатурное соединение, всем известный знак @, взят из древних манускриптов. И таких способов соединения букв очень много. Одно время я интересовалась западным готическим письмом плоским пером, копперплейтом, сейчас интереснее древнерусское – скоропись, вязь. Если я вижу интересную надпись на латинице, то перерабатываю ее на кириллицу.


Каллиграфия «рассказывает» не только об истории и культуре, но и об образе мышления. Можно выработать идеальную технику - писать черточка к черточке, но работа будет неживая. Важно понимать, что ты хочешь сказать, какой смысл передать. При виртуальной переписке часто обесцениваются слова, тиражируются. В письме же ты думаешь над каждым словом. Если пишешь открытку каллиграфическим почерком, то вкладываешь в нее душу. Фразы для каллиграфии бывают навеяны состоянием, настроением или обстоятельствами. Но в них всегда есть элегантность. Хотя есть люди, которые хотят надеть все самое красивое и сразу, также и в письме – в написание одного слова включить все самые оригинальные элементы. В каллиграфии главное - красота, гармония и лаконичность.


Это искусство узорного письма требует усидчивости и времени, много времени. Порой, чтобы освоить один инструмент, требуется год. Многие разочаровываются, когда узнают, что каждый день нужно заниматься хотя бы тридцать минут, а лучше час. В оттачивании навыка каллиграфии нужна самодисциплина и физический труд. При письме напрягаются мышцы шеи, ноги, руки. Перед тем, как сесть за письмо, следует сделать небольшую зарядку и размять пальцы рук. Очень важно соблюдать правильную посадку - это основа всего.


Первые занятия мы учимся правильно сидеть, держать кисть или брашпен (кисть с фетровым наконечником, как у фломастера) и выполнять простейшие элементы. Сначала пишем прямые линии, на следующих уроках переходим на полукруглые формы и самые простые буквы: И, П, Ш, Т. Только потом начинаем работать над буквами с выносными элементами. Так, понемногу, разбираем весь алфавит. Первый успех приходит не сразу, но если ты регулярно занимаешься, то количество переходит в качество. Иногда, чтобы сделать лишь одну надпись, можно извести 20 листов бумаги. Ищешь композицию, потом подбираешь подходящий инструмент и оттачиваешь каждый элемент.


В занятиях каллиграфией очень важен настрой. Если вижу, что ученик выводит линию, а сам напряжен, издает звуки, похожие на закипающий чайник, то останавливаю его на какое-то время, чтобы переключить внимание. Процесс написания букв должен либо расслаблять, либо успокаивать, но ни в коем случае не напрягать, потому что каллиграфия - это творчество.
Инструмент определяет стиль художника. Тростниковые палочки и птичьи перья, как в древности, используют только в специализированных вузах на факультетах каллиграфии, большинство мастеров сегодня экспериментируют с современными материалами. В основном это брашпен, металлические перья, синтетические кисти. Инструмент стал продолжением руки, а буква – выражением эмоций и мыслей каллиграфа.


Я говорю ученикам, чтобы не боялись экспериментировать. У кого-то жесткая рука и нужен инструмент более упругий, у кого-то мягкая рука – все очень индивидуально. Когда приходили левши, то я вместе с ними пробовала писать левой рукой. Принцип работы совершенно другой. По-другому нужно держат кисть, перо, даже сами инструменты отличаются. И для тех, кто пишет правой рукой, интересно и полезно пробовать писать левой рукой. Каллиграфия развивает мелкую моторику, влияет на мышление, память и воображение.


В Германии ряд школ перешли на письмо пером. Они поняли, что человек в окружении гаджетов превращается в «сухаря». Наше письмо влияет на многое, в том числе и на образ мышления. Как писали русские авторы? У Пушкина каждый лист - произведение искусства.


Понятие «каллиграфия» очень широкое. Можно и палочкой написать буквы, и ниточкой, и пальцем. Она позволяет делать графические арт-объекты, создавать определенный художественный образ. Слова в таких композициях, возможно, будут менее читабельными, зато точно передадут эмоцию и мысль художника.


Открытки с надписями от руки получаются очень теплыми и адресными. Многих учеников привлекает в каллиграфии возможность делать такие душевные подарки близким. Кто-то приходит, потому что заинтересовался каллиграфией и видит в ней возможность для самореализации.


Чтобы заниматься каллиграфией, не обязательно иметь хороший почерк. У меня со школы он «скачет». Иногда пишу с наклоном вправо, иногда влево, он может быть округлым, а может быть острым. Это все зависит от настроения. Но когда стоит задача написать каллиграфическим почерком, то пишу красиво.
На прошлый мастер-класс приходила потрясающая женщина, врач-кардиолог. Она очень активный, творческий человек: рисует, много читает, путешествует. Если человек наполняется, живет интересно, то он душой не стареет. Есть теперь в Хабаровске врач, который рецепты пациентам выписывает каллиграфическим почерком.


Как-то занималась девушка-художница, которой просто попался инструмент для каллиграфии, и она решила попробовать его в деле, освоить новую технику. Были и желающие научиться, а затем монетизировать каллиграфию. Для меня это странно, ведь каллиграфия - это искусство.


Иногда так увлекаешься, что в семь часов начинаешь рисовать, и настолько процесс тебя захватывает, что в себя приходишь уже на рассвете. Это какой-то бессознательный процесс. Все самое прекрасное приходит спонтанно и неосознанно, образ, мысль, строки стихотворения.



Записала Марина Шабалова
Фото - Урал Гареев

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Каллиграфия «рассказывает» не только об истории и культуре, но и об образе мышления. Можно выработать идеальную технику - писать черточка к черточке, но работа будет неживая.