http://basdv.ru/

Летающие колеса


Молодых людей на странных велосипедах принято считать городскими хулиганами. Кружатся на одном колесе, прыгают по бордюрам, скатываются с клумб – одним словом, всячески нарушают общественный порядок. И едва ли кто-то может разглядеть в веловыходках танцевальные движения и первоклассные трюки. Как и то, что сами «хулиганы» – скорее претенденты на олимпийские награды.

В 2008 году велосипедный экстрим стал олимпийской дисциплиной. Спортсмены проходили на скорость извилистую трассу, начиная спуск с 8-метровой рампы.

В 2020 году на Олимпиаде представят два направления – скоростные гонки и фристайл-ВМХ – комплекс трюков на трассе с препятствиями и ровной земле.

«Летающую компанию» на велосипедах чаще всего можно встретить на площадке возле «Платинум Арены», здесь своеобразная тренировочная база хабаровских экстремалов. Спорт называется BMX (англ. Bicycle Moto Xtream). Эта аббревиатура правильно произносится, как «бээмикс», а по-русски означает велосипедный экстрим.

Спорт зародился 70 лет назад за океаном, там-то и был придуман небольшой легкий велосипед без подвески и амортизатора. Предназначался он для тренировок детей, но вот парадокс – применение велоновинке нашли взрослые. И катанием это уже не назовешь. Сплошные трюки: скоростные спуски, экстремальные повороты, сальто и прыжки – вот смысл ВМХ. И такое представление хабаровчане могут увидеть почти каждый день. В теплое время BMX-рейсеры на тренировку выходят как по расписанию.
Железный пони

Когда наблюдаешь за показательными выступлениями городских ВМХ-рейсеров, невольно возникает мысль, что лично ты никогда ничего подобного повторить не сможешь. Вторая мысль - если даже решишься попробовать, следует надеть пару комплектов защиты хотя бы потому, что это двухколесное чудо техники на крепкого «железного коня» никак не тянет. Скорее - на пони. И упасть с него можно самыми разными способами. Но, присмотревшись, не нахожу на хабаровских трюкачах защитного обмундирования, тренируются в шортах и футболках, разве что в шлемах. На счету неофициальной сборной – ноль переломов. Фантастика, но факт.

- На велосипеде ВМХ ездят стоя, либо сидя, но это неудобно, когда колени буквально под подбородком, – объясняет Артем Кононов, один из самых опытных спортсменов Хабаровска. – Первым делом нужно «понять» велосипед, привыкнуть к посадке. Всего неделя-две, и начинаем учить трюки.

Артем – самоучка, занимается продажей велосипедов ВМХ, попутно учится и работает. Увлекается этим видом спорта достаточно давно, поменял несколько BMX-байков, освоил даже трюки олимпийской программы. Специально для нашего журнала Артем провел мастер-класс. Самым простым из заданий оказалась «езда вперед спиной». Для выполнения этого трюка нужно встать на педали велосипеда, немного проехать и буквально врезаться в стену. Если все сделано верно, от удара байк должен «поехать» назад. Стоит ли говорить, что мои попытки обучиться закончились уже на этапе «врезания»?!

Следующим упражнением стал «полный прыжок», когда оба колеса отрываются от земли. Наставник поясняет: главное - разогнаться и единым порывом дернуть велосипед вверх. Здесь бы мне вспомнить барона Мюнхгаузена, который сам себя вытягивал за волосы из болота. Но… оторваться от земли получается едва на 5 сантиметров! А вот у ребят полный прыжок: Один за другим в воздух взмывают пары колес.

- Чем выше прыгнешь, тем круче. Есть рекорды по полтора метра с места. Такая высота и другие сложные трюки, например, повороты в воздухе руля на 360 градусов или самого велосипеда, когда, прыгнув, приземляешься спиной и продолжаешь движение, требуют от трех месяцев тренировок, и больше. И хорошего велосипеда.

На первый взгляд велосипеды у ребят одинаковые, но нет. Самый недорогой стоит около 30 тысяч рублей, а «крутой» - все 60 тысяч. Зато «на века». Несмотря на постоянные прыжки, небольшой велосипед может прослужить и десять, и пятнадцать лет. Конструкция у ВМХ необычная. Прежде всего это все же велосипед – рама, два колеса, седло, тормоза. Хотя как раз тормоза бывают не у всех BMX-байков. Отдельные спортсмены специально снимают все «ограничители», чтобы уменьшить вес и исключить перепады скорости. Весело, наверное, сесть по ошибке на такого «безтормозного пони» и проехаться с горы…

Есть еще одна особенность – гуляющий руль. На крупных представителях семейства велосипедов руль поворачивается вправо-влево до определенного упора. На трюковых его можно провернуть по кругу два, три, а то и четыре раза. На руле иногда бывает поперечная перекладина, это уже для укрепления конструкции. На велосипедах ВМХ нет скоростей, никаких тросов, приборов, кнопок и рычагов.

Похвастаться огромным арсеналом трюков хабаровчане пока не могут. Развитию мешает в первую очередь отсутствие специальной тренировочной площадки. Для улучшения навыков спортсменам нужны искусственные препятствия, горки и трамплины. Трюкачам приходится находить альтернативу в городе, на площадях и в скверах.

- Обидно, что баскетбольных площадок на одном бульваре больше десяти, а обустроенной ВМХ-зоны во всем городе ни одной. Этой зимой мы вообще не прекращали тренировок. Просто теплее одевались и хоть раз в неделю, но катались. И в дождь, бывает, выходим. Не хотим отставать от более развитых городов. У них площадки, у нас – сила воли!

ВМХ-спорт активно развивается в столице Приморского края и центральных регионах России. Хабаровчане же пока трюкачат в статусе «любители». Из 150 человек, увлеченных культурой ВМХ в городе, нет никого старше 20 лет. Самому юному экстремалу всего 11 лет. Но что-то подсказывает, что у молодежи есть перспективы. Глаза горят, и трюки оттачиваются до совершенства. Сразу видно, для молодых людей это не уличное баловство, а серьезное увлечение. Ни холод, ни другие неудобства их не останавливают. Действительно – экстремалы.



Текст и фото
Анастасии Рыбаковой

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
велосипедный экстрим