№7 '2018
Архив номеров
Дневник модели



Кто не прослезился над историей любви фильма «Москва слезам не верит»? «Вот это любовь, вот это судьба!» - вздыхаем мы у экранов, ведь в кино часто все заканчивается свадьбой. Реальная же семейная жизнь не всегда романтична и кинематографична. Часто в киногероях психологи узнают своих клиентов и, положившись на профессиональный опыт, могут даже предположить, чем закончатся эти отношения. О реальном будущем влюбленных героев легендарных советских кинофильмов поразмышляла психолог центра работы с населением «Содружество» Галина Крайненко.



Москва слезам не верит


Фильм «Москва слезам не верит» - история длиною в жизнь. Героиня фильма Катя Тихомирова из скромной доверчивой девушки превращается в самодостаточную уверенную женщину. Для многих этот образ стал идеалом, а кинолента едва ли не пособием для работы над собой - как не сломаться в трудных обстоятельствах. Но давайте внимательнее присмотримся к героине, что мешает ей быть счастливой?

Она доверчива, жаждет любви и поэтому плывет в руки такому видному, но инфантильному мужчине, как Рудольф. Он не готов к серьезным отношениям, зависит от матери и не ценит то, что легко дается. Встреча с ним - закономерность, как и то, что он ее оставит. На эти грабли наступают многие женщины, не умеющие расставлять границы и вовремя сказать «нет». Во второй серии фильма мы видим другую Екатерину, она успешна, но все еще несчастна. Переломный момент в ее жизни наступает, когда она встречает Георгия. Возможно, эта встреча могла бы произойти и раньше. Но из фильма мы узнаем, что половину жизни Екатерина продолжала любить Рудольфа и пыталась доказать ему, как он ошибся. Это одна из самых частых проблем. Женщины готовы ждать и 10, и 20 лет тех, кому они не нужны. Они говорят: «Все равно будет по-моему», но только теряют время.


«Москва слезам не верит», как любая сказка, умиляет нас счастливым финалом. В реальной жизни после свадьбы все только начинается. Да, любовь пришла. Возможно, Георгий и станет таким мужчиной, на плечо которому захочется опустить голову и почувствовать себя женщиной, но психологические особенности характера дают нам тревожный сигнал. Он - сильный, харизматичный, ответственный, но в то же время склонен доминировать. Таких людей называют нарциссами, болезненное самолюбие мешает им строить отношения. С ним хорошо в конфетно-букетный период, но в семейной жизни он будет стучать кулаком по столу и говорить: «Делай так, как я сказал». Человек с таким характером, как у Гоши, легко вызывает чувство вины у партнера. Обратите внимание, с каким достоинством вела себя Екатерина, когда осталась одна, и как теперь она пытается оправдываться и заискивает перед ним. Возможно, что через некоторое время она начнет защищаться от этого контроля и давления. Или превратится в другого человека, который перестанет быть интересен Гоше. Она нашла себе второго эгоистичного Рудольфа, только с еще большими проблемами. Он помогает, изобретает, заботится, но не может пережить конкуренции. Он обманул ее, устроив импровизированный показательный день рождения, но сам не терпит недосказанности. Обижается, как инфантильный мальчишка. Возможно, сорвавшись один раз, он так и будет уходить в запой в каждой трудной ситуации. Другая проблема - в разнице социального положения. Катерина не сможет оценить его талант слесаря, а Гоша - ее достоинства успешного руководителя. Возможно, все у них получится, но только если они будут работать над собой. Чтобы понять, как им помочь, нужно узнать детали всей истории, как говорится, с клиентом нужно работать.




«Ирония судьбы, или С легким паром!»

При всей комичности сюжета фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» затрагивает одну из самых распространенных проблем - проблему сепарации от родителей. Молодые пары должны стремиться вести самостоятельную жизнь. Родители порой не знают как общаться со взрослыми детьми, которые для них так и остаются маленькими. Главные герои - Надя и Женя - два инфантильных ребенка. Они выбирают пассивную роль жертв, предпочитают передавать ответственность за свою жизнь другим, нередко отказываются от своих желаний. Излишняя родительская забота развила в них страх самостоятельной жизни, поэтому наши герои до сих пор не женаты. Евгений - робкий, нерешительный. Эдакий середнячок - средний мужчина среднего возраста. Он живет с мамой и сильно зависит он нее, даже в баню ходит с ее согласия. И Надя психологически не отделена от матери. Она боится перемен, постоянно ждет, выслушивает нотации от своего солидного, надежного, но уж больно скучного жениха. Надя - педагог, она привыкла учить сама, а Ипполит ей постоянно говорит, что делать. Он ревнует и злится, потому что чувствует, что невеста не любит его. Их отношения построены на компромиссах: он скрашивает ее одиночество, а она принимает его возраст. Такой брак психологи называют функциональным, без близкого душевного контакта. Кроме того, парам с большой разницей в возрасте нередко сложно найти общие интересы. Если не работать над собой и не интересоваться друг другом, то с годами этот разрыв будет только увеличиваться. Часто женщины о своих возрастных мужьях говорят: «Мне с ним скучно». Они создадут отношения по типу инфантильных «ребенок и родитель», если не научатся строить партнерские отношения.


Союз Жени и Нади может стать счастливым, если они эмоционально отделятся от родителей и повзрослеют. Пока этого не произойдет, мамы постоянно будут вмешиваться в их отношения, говорить, как кормить ребенка, как готовить, как относиться к мужу, и это может разрушить любовь.




«Служебный роман»


Фильм Рязанова «Служебный роман» показывает нам гендерные стереотипы. Людмила Прокофьевна - бизнес-леди, забывшая о том, что она женщина, за глаза подчиненные называют ее мымрой. Новосельцев - ничем не приметный мужчина, сгибающийся под тяжестью бытовых проблем. Как и Людмила Прокофьевна, он травмирован разводом. Его оставила жена с двумя детьми и кошкой, а его начальница пережила двойное предательство - подруга увела любимого. Теперь эти двое боятся личных отношений, а вдруг там опять будет боль и страдание, а потому крутятся в муравейнике мелких дел и крупных цифр. Калугина видит в Новосельцеве вялого, безынициативного сотрудника, но он не так прост и безнадежен, как кажется. Нашел же он в себе силы претендовать на новую должность. Он умен, и, возможно, что еще сможет сделать блестящую карьеру.


Людмила Прокофьевна одинока и несчастна, но когда влюбляется, то меняется до неузнаваемости. Она как будто защищалась этим серым образом от других мужчин. Но теперь поверила, что может быть по-другому. Посмотрите, фильм заканчивается словами «через девять месяцев у них родился третий мальчик». Этой женщине не нужна карьера, ей нужна семья, она и сама говорит: «Как мне надоела эта работа». Женщина всегда остается женщиной. Хочется надеяться, что эти два человека начнут новый этап личностного развития в этих отношениях. А возможно, и нет, все-таки тяжелый прошлый опыт может помешать начать все с чистого листа.


Жизнь нам подбрасывает такие сценарии, что невозможно сказать, что нас ждет завтра. Нередко мы же сами программируем себя на неудачу или успех. Какие цели, какие мысли, такие и результаты. Взаимоотношения в паре - это большой труд двоих. Любой брак можно сделать идеальным, и даже самые подходящие друг другу люди могут расстаться, если перестанут работать над собой. В каждом отдельном случае все идет по своему сценарию. В этом смысле жизнь намного интереснее любого самого гениального фильма.



Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.