http://basdv.ru/

Люди, рассказывающие о человеке


Два года назад в Хабаровске впервые прозвучал «Рассказ о человеке», посвященный личности и поступку Януша Корчака, директора дома сирот, который во время фашистской оккупации Польши добровольно отправился вместе с детьми на верную смерть в концлагерь. За эти два года Наталья Лапченко и Денис Горшунов, создатели спектакля, показали его 10 раз, взрослым и детям. Кто-то плакал, кто-то спал. А зал, в котором присутствовали бывшие узники лагеря смерти, их родные и близкие, по окончанию «Рассказа» молча встал.

Вы оба работаете с детьми в археологическом музее. Почему и как вдруг
возник «Януш Корчак»?


Денис: Наталья давно интересовалась жизнью и творчеством этого человека и однажды поделилась со мной его историей. Тогда и возникла идея рассказать эту историю другим. Что, собственно, мы и сделали.



Наталья: Еще со времен учебы в университете Санкт-Петербурга у меня формировался пласт представлений о Холокосте, хотелось сделать какое-то высказывание. Я написала сценарий про детей во время войны, в том числе про детей в концлагерях. Его похвалили, но ставить не стали. С тех пор я носила в себе невысказанное. Денис подтолкнул к мысли поискать центрального героя-мужчину. Размахиваться на большое действо в тот момент мы не имели возможности, надо было справиться своими силами. Так возникла история Януша Корчака, которую мы как раз могли рассказать вдвоем.



Наталья, кто вы по специальности?

Наталья: Я редкий человек, который работает сразу по двум дипломам: «режиссер массовых праздников» и «музейное дело». Мы с Денисом не археологи, наш профиль – проведение театрализованных занятий с детьми по разным историческим и культурным темам на базе экспозиции «Лабиринты Подземья». Поэтому вполне логично, что однажды мы замахнулись на спектакль.

Денис: Но это не совсем спектакль. Мы не стали вводить игровые формы. Попытались - и отказались, потому что подумали, что они вычурно будут смотреться в связи с избранной темой. Решили максимально «высушить» нашу историю, чтобы зритель сам заполнял эмоциональные лакуны, сам решал, где в повествовании кульминация.

Приоткройте секреты вашего творческого процесса.

Наталья: Мы с Денисом по-разному мыслим. Изначально, когда мы набрали материал о Януше Корчаке, я не могла ничего написать, потому что не видела «картинку». А Денис настаивал на том, что основой должен стать текст, который повлечет за собой все остальное. Мы долго стояли на месте, пока я не поняла, что, для того, чтобы сдвинуться, надо написать хоть что-то. Когда Денис прочел то, что получилось, мы сошлись во мнении: «А на слух хорошо идет!» Еще текст написали, еще почитали – да, это оно.

Денис: Так и родилась форма рассказа. Конечно, мы сделали видеомонтаж, подобрали музыку, но по форме постановка осталась тем, чем была изначально.

Музыка, при всей ее лаконичности, воспринимается как «та самая», единственно возможная для происходящего на сцене.

Это музыка российского джазового гения Сергея Курёхина, его группы «Поп-механика». Есть такой феномен в нашей культуре. Сергей был композитором, исполнителем, автором знаменитых на все постсоветское пространство мистификаций. На концертах «Поп-механики» на сцене творилась вакханалия. Авангард, эксперименты – это все Курёхин. У меня однажды появилась его пластинка, и эта музыка сразу легла на спектакль.

Ваш спектакль, помимо своего основного назначения, дает зрителю различные направления для самоизысканий. Про музыку хочется узнать больше, про Януша Корчака почитать подробнее, ведь в постановке намечены только отдельные штрихи его личности.

Денис: Да, кроме эпизодов биографии мы частично затрагиваем и творчество Януша Корчака. Ведь он был не только педагог, но и писатель. В видеоряде показаны кадры из мультфильма «Расскажите сказку, доктор» по мотивам его книги «Король Матиуш Первый». Есть факты, что офицеры вермахта¸ садившие воспитанников приюта и их директора в вагоны, узнали в Корчаке автора книги, которую они читали своим детям. Вот такой жестокий парадокс.

Наталья:
Сама книга написана будто бы для детей, но в то же время заставляет многое переосмыслить и взрослых. В основе сюжета - взросление мальчика, который стал править, и которому приходилось принимать недетские решения. Всем рекомендую прочитать.

Денис: Или хотя бы мультфильм посмотреть.

Наталья: С мультфильмом сложнее, поскольку там идет перекличка с биографией самого писателя. С другой стороны, мультфильм интуитивно понятный. Повествование ведется даже без слов, только музыка и только куклы.



Как попасть на «Рассказ о человеке»?

Денис: Сначала мы даже не знали, где и сколько раз мы будем показывать наш спектакль. Рассчитывали на два-три показа. Но к нему просыпается интерес, о нас узнают, спрашивают, приглашают. Получается, что спектакль сам прокладывает себе дорогу.

Наталья: Мы выступаем, что называется, по запросу. Изначально предполагали, что главными нашими зрителями станут учителя, студенты педагогического вуза, старшеклассники, которые хотят пойти туда учиться. Но пока нам ни разу не удалось собрать педагогическую аудиторию.

Денис: Приходилось слышать от выпускников педуниверситета такое мнение: «Нам рассказывали, что детей надо любить, но как это делать – про это методички не давали». Наш спектакль в немалой степени как раз об этом. Нас самих эта история вдохновляет. К нам приводят группы из детских садов, школьные классы, летом разновозрастная аудитория с площадок, и порой очень сложно бывает с детьми. Поэтому нам важно понимать, что такое педагог и что такое поступок. Нет-нет, да и вспоминаешь, о чем ты, собственно, тут говоришь - ты про Корчака рассказываешь, не бесись, попробуй найти подход, люби детей! У того же Корчака не все сразу получалось. Он не за час придумал свои принципы и начал им следовать, они вырисовывались постепенно, через пробы и ошибки. Идеально не бывает. Любой педагог прокладывает свой путь, причем к каждому ребенку. Шаблона нет.

Где можно следить за расписанием показов?

Наталья: Есть группа в контакте и аккаунт в инстаграме, «Театр «Две лампы». На самом деле, это ироничное самоназвание. Сначала мы думали назваться БДТ - бюджетный драматический театр, потому что бюджет наш ноль рублей. Но потом, во время репетиций, мы обратили внимание на то, что из оснащения у нас - две лампы.

Денис: Надо быть честными, их было три.

Наталья: Да, но мы стали уже накручивать метафоры о том, что нас двое и мы сами как лампы. Поэтому все-таки две. Так и назвались.

Денис: Обычно мы показываем этот спектакль в местах, вообще не оборудованных для показа. Он и прекрасен тем, что мобилен: нужен лишь проектор. Ноутбук у нас свой, мы сами включаем музыку, нам не нужен помощник, все делаем сами. Мы играли в Библиодворе – натягивали тканевый экран, в синагоге проецировали видеоряд на стену как внутри, так и снаружи, как-то выступали в холле центра реабилитации. Где находим уголок, там и играем, для разного количества зрителей, с микрофонами или без. Рассказывать можно где угодно.

Десять раз мы показали наш спектакль, последний раз – на новой экспериментальной сцене Музыкального театра. Хотим сказать спасибо режиссеру Дарье Пантелеевой, нас приняли очень тепло и помогли сделать юбилейный показ.

Наталья: Выставили профессиональный свет - тут уж пришлось играть без наших ламп, зато с настоящими софитами. И это был уже настоящий театр.

Интересно, что мы с Денисом всегда старались не привязываться к каким-то памятным датам, максимально уйти от этого. Но даты сами привязывались к нам. Мы выбираем день, когда нам удобно, есть помещение и возможность позвать людей, которых мы хотим увидеть, смотрим на календарь – а там или День защиты детей, или День памяти жертв Холокоста…



Десять спектаклей позади, остается ли волнение?

Денис: Конечно! Каждый раз! Где-то чуть-чуть оно скрадывается, но совсем без волнения на сцену можно вообще не выходить. Это будет уже формальность.

Наталья: Самое сильное волнение было, когда нас позвали в синагогу на открытие памятника жертвам Холокоста. Никто из организаторов не видел наш спектакль раньше, пригласили просто на доверии. Мы волновались. Но затем мы увидели, кто сидит в зале: дети, их родители, и – самое главное – люди, которые были малолетними узниками концлагерей. Их посадили в первый ряд. И вот тогда, конечно, нас тряхануло. Что можем мы открыть нового в этой истории – им?

Денис: А еще в самом конце, когда мы уже сказали зрителям спасибо…

Наталья: …весь зал молча встал. Это был самый мощный отклик за всю историю спектакля.

Денис: Мы даже растерялись и не знали, что делать дальше. Какое-то молчаливое единодушие случилось в этот момент.

В этой истории важно не новое. Важна память!

Денис: Да, важно - не забывать. Ни в коем случае. В спектакле есть момент, когда мы рассказываем о камнях, на которых написано «Никогда больше!» Это история не только еврейского народа, это общечеловеческая тема. История о поступке человека. Поэтому у нас и название «Рассказ о человеке».

Наталья: Когда мы писали текст, мы попытались сделать акцент на выборе пути. Повествование ведется от детства, начинается с того, как маленький мальчик хотел переделать мир и что из этого получилось. Мы хотели уйти от стереотипа о том, что «это было с ними, где-то давно и далеко, а значит, нас это не касается». Если вдуматься, все это произошло в относительно благополучное время, когда не надо было выживать. Произошло с участием разумных людей. Откуда уверенность, что ситуация не повторится в какой-то другой форме? Холокост - страшная метафора в истории человечества. Мир не стоит на месте, и надо делать все, чтобы простые люди не становились разменной монетой в реализации чьих-то амбиций.

Есть ли у вас намерение и дальше развиваться в сторону серьезных постановок?

Денис: Есть у нас музейная задумка рассказать трагическую историю семьи немецкого пивовара Бернарда Люббэна. Он был владельцем этого самого дома, где находится археологический музей. Но пока наш замысел находится на начальной стадии, мы изучаем материалы и «примеряем» формы.

Обратитесь к зрителям?

Наталья: Приглашайте нас!

Денис: Мы очень хотим, чтобы «Рассказ о человеке» услышали как можно больше людей. Чтобы эта история упала зрителю в душу и когда-то проросла в этот мир человечным поступком.



Текст Елены Кочегаровой
Фото Ольги Левинталь и пресс-службы музея археологии

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Януш Корчак. Наталья Лапченко и Денис Горшунов, создатели спектакля