http://basdv.ru/

Мелодия хабаровских улиц


Летом наш мир особенно многозвучен. Ранним утром слышатся птичьи перепевы, в открытые окна летит трамвайный стук, шумит листва, играет музыка. Каждая улица, каждый двор Хабаровска звучит по-своему. Мелодию своего города ни с чем не спутать.


Открываем новую рубрику – «Музыка Хабаровска».


Совершая прогулку по Хабаровску, мы можем проникнуться духом Шотландии под звуки волынки, на соседней улице аплодировать дуэту скрипачей, потом заслушаться мелодией превосходно играющего баяниста, а через пару кварталов еле прийти в себя от визга расстроенной гитары. Уличная культура нашего города неоднозначна. Мы прогулялись по городу и сложили партитуру хабаровских улиц.



НАБЕРЕЖНАЯ
Виолончель
Михаил Куянов

Костюм. Виолончель. Мелодия разносится далеко по стадиону. Мимо не пройти – ноги сами несут к импровизированной концертной площадке.
На изломе набережной, прямо под утесом, играет виолончелист. Небольшой усилитель, скромный музыкальный фон и инструмент – все его оружие. Люди останавливаются послушать, а после каждой мелодии награждают музыканта аплодисментами. Толпы он не собирает, но пять-шесть человек всегда задерживаются надолго. Иногда и больше. От одной пары услышали:

- Мы специально тут по выходным гуляем, ждем этого музыканта. Нам очень нравится.

Михаил, вопреки предположению, консерваторию не заканчивал, а играть на виолончели стал десять лет назад. Вернее – начал учиться.

- Первые два года был сплошной скрежет, потом начало что-то получаться. Причина – желание научиться. Когда есть цель и хороший педагог, никогда не поздно. Я пошел в музыкальную школу в 26 лет.

Музыка, конечно, не балет, но считается, что учиться играть нужно с пяти лет. Хотя степень привязанности таких детей к «нотной дороге» зачастую невероятно мала. А Михаил музыку любит. Репертуар у него самый разный: «The Lady In Red» и саундтрек к «Игре престолов», тут же классические произведения и «Осколок льда» группы «Ария». Почему улица?..

- Я не считаю себя только уличным музыкантом и не делаю разницы между уличной или не уличной игрой. И то и другое – работа, поэтому мне нравится играть и на улице, нравится играть и на свадьбах, и в ресторанах. Везде.



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПЛЯЖ
Флейта, гитара

Дуэт - Константин Бердников и Светлана Куракова

Знакомая песня «Алые паруса» в их исполнении звучит как что-то ностальгически-детское, простое и приятное. Репертуар у дуэта разный – от песен «Наутилус Помпилиус» до «Кузнечика». Но каждый раз льющаяся мелодия заставляет улыбнуться. Играют обычно напротив центрального пляжа по выходным и в будние дни, в хорошую погоду. Он на флейте, она на гитаре.

Эти музыканты тоже самоучки. Говорят, что играть нравится, но в первую очередь это способ заработать. Для души у них отдельный проект – группа «Раффлезия-Арнольди» в стиле арт-рока. Как и все современное искусство, арт-рок – музыка на любителя. Некоторые называют ее депрессивной, хотя стилистически это направление очень разнообразно и включает элементы джаза, фолка, этники и так далее. На вопрос: почему не играете такую музыку на улицах, отвечают, что пока рано, народ не поймет. Может, в следующем году?


КАРЛА МАРКСА Дудук, флейта
Журабой

Дудук – небольшая дудочка родом из Армении с низким, по-настоящему магическим звучанием. Если он вас не заворожил, вы плохо слушали. Есть легенда, что дудук изгоняет болезни, так что «поймать» его на хабаровских улицах – хорошая примета. Мастера зовут Журабой, играет он на дудуке и флейтах, их у него несколько. Включает музыкальную дорожку, закрывает глаза и, как заклинатель змей, покачивается в такт музыке. Люди останавливаются, хлопают, а иногда даже плачут. Звук у дудука тягучий, печальный, самобытный. Закроешь глаза – и представляются горы, предгорья и луга до горизонта. Наверное, настоящее искусство таким и должно быть.

Мастер учился играть не в музыкальной школе. Особый подход к исполнению, умение играть с душой передается в их семье из поколения в поколение. Поэтому, видимо, и звучит дудук так искренне.

Обычно музыкант играет на Карла Маркса, находя себе место по душе между двумя площадями.



УТЕС
Волынка
Алексей Квитков

- Это у вас гусли или волынка? А она настоящая? – самые популярные вопросы у прохожих. Шотландский народный инструмент вообще-то трудно не узнать, но хабаровчане иногда до последнего не верят глазам. Алексей подтверждает: «Да, волынка». Уходят слушатели под впечатлением. В Хабаровске он один из трех исполнителей, кто профессионально играет на волынке. Причем учился сам, до этого освоил этнические барабаны. Тот случай, когда терпение и труд на самом деле «перетерли» отсутствие музыкального образования. В магазине волынку не купить, инструменты заказывает через «знающих людей». Про хабаровских слушателей говорит:

- За два года агрессивных граждан нашлось всего двое, да и эти были нетрезвы. Забавно реагируют дети – или танцуют, или стоят удивленно, рты разинувши.

На улице Алексей одновременно репетирует и зарабатывает. Считает, что живая оригинальная музыка обязательно должна быть в красивых больших городах. Но только – качественно исполненная. Играет всегда без подзвучки, чтобы слышен был только чистый звук инструмента. В репертуаре в основном традиционные и фолковые мотивы. Изредка можно узнать и что-то из современной популярной музыки. Главная трудность – на таком инструменте долго не поиграешь:

– Самое необычное в волынке, помимо специфической техники игры, – если уже надул, то играй, не ослабляй нажим. Играть потише и погромче невозможно. Можно только непрерывно. В лучшие дни играю до трех с половиной часов. С пятиминутными паузами каждые двадцать минут. Иногда один, а бывает нас три-четыре человека. Вот тогда получается действительно мощно!

Увидеть музыканта можно на набережной или возле детского парка.

И будьте уверены, волынка настоящая.


НАБЕРЕЖНАЯ
Волынка, колесная лира
Илья Попудрибко

Гитара, флейта, баян… Что еще приходит в голову, когда говоришь «уличные музыканты»? Конечно, список гораздо больше, но, скорее всего, ни один хабаровчанин с ходу не назовет харди-гарди. Это средневековый инструмент, похожий по принципу действия на шарманку. Илью, обладателя этого редкого инструмента, справедливо можно назвать «человек-оркестр». Он играет на лире недавно, до этого освоил флейту, гитару, волынку, мандолину, этнические барабаны. И не собирается останавливаться:

- Скопил определенную сумму и раздумывал, какой инструмент взять – новое банджо в музыкальном магазине или бэушную виолончель с рук. Наткнулся на объявление о продаже мастеровой (впрочем, их заводских не бывает) колесной лиры. Продавцом оказался Дмитрий Пьянков, замечательный мастер из Кемерово. Купил и научился играть. Теперь подумываю начать самому их изготавливать. А в ближайшем будущем хочу сделать африканскую арфу Кору, восхитительный инструмент с необыкновенным звучанием, совсем нетипичным для классических арф.

А пока на улицах Хабаровска можно увидеть музыканта с… волынкой. Порой в дуэте со вторым волынщиком, Алексеем Квитковым. Илья играет нечасто, это скорее разминка для концертов. Лира до «улицы» пока не добралась, зато ее можно услышать на выступлениях:

- У меня своя группа – «Скогенвард», исполняем фолк. Инструментов у нас много, и все редкие – и лютни, и флейты, и барабаны с бубнами. Теперь используем еще и харди-гарди.

Музыкант крутит колесо, которое задевает сразу несколько струн, а другой рукой перебирает остальные струны, создавая мелодию. Звук получается грустный, нежный и необычный. В составе группы или в одиночку, но очень хочется услышать эти средневековые ноты на улице.

После такого инструмента трудно представить, что в Хабаровске найдется что-то более удивительное. Мастера говорят, что главное не на чем играешь, а как. Ирландская арфа, африканские барабаны, банджо – все это было и есть в нашем городе. Правда, в этот сезон некоторые музыканты решили устроить каникулы, так что каких-то инструментов мы все-таки не досчитались. Что же касается следующего года, то кто знает, какой будет музыка хабаровских улиц.


Однажды в Америке...

Скрипач Джошуа Белл спустился в переход метро и стал играть сложнейшие произведения Баха. За час остановились его послушать несколько человек, а в кофре набралось только 32 доллара. Никто из прохожих не узнал в уличном скрипаче одного из величайших музыкантов мира.
Билет на его концерт стоит более 100 долларов. А скрипка, которая звучала в тот день, оценивается в 3,5 млн долларов.

Когда он закончил выступление в метро, оваций не последовало, музыкант сложил скрипку и ушел.


Анастасия Рыбакова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Илья Попудрибко, Алексей Квитков, Константин Бердников и Светлана Куракова, Михаил Куянов