http://basdv.ru/

Метеозависимые


«Сидишь в офисе, работаешь, а душу греет то, что у тебя в багажнике лежит настоящий летательный аппарат. Сдал отчет, рванул за город, расправил крыло и полетел. Небо - другое измерение!». Пилот хабаровского клуба «МотоПилотДВ» Сергей Новиков больше десяти лет увлекается полетами на мотопараплане. О своей метеозависимости и полетах без риска он рассказал «Образу Жизни».


Виды парапланов


Парапланы бывают с моторами и без (для свободных полетов). Основа у всех одна - купол, мы его называем крылом. Свободные парапланеристы в основном летают в горной местности, либо на плоскогорье с лебедкой. За счет восходящих потоков они набирают высоту и могут пролететь несколько десятков километров. Для мотопараплана нужна моторная установка (двигатель, редуктор, пропеллер, бак с бензином).


Купол сделан из воздухонепроницаемой ткани, поэтому мы не падаем вниз как парашютисты, а парим. Чтобы взлететь, нужно несколько метров пробежать, разогнаться. С 35-ти килограммовым ранцем за спиной не каждому это под силу. Но по-другому никак, пока купол не наполнится воздухом, вы не взлетите. Те, кому здоровье не позволяет бегать с тяжелым ранцем, используют моторную установку с тележкой. Она более габаритная, дольше собирается, зато не требует дополнительных усилий на взлете. С таким устройством можно летать и в 70, как наш легендарный Кирилыч.


Главное – не адреналин


К нам часто приходят парни с горящими глазами - мечтают о таких полетах, чтобы адреналин зашкаливал. Приходится их останавливать. Потому что главное – не адреналин. Самое интересное в полетах - созерцать землю с неба. Река бежит, лес шумит, люди в полях работают. Это наш образ жизни. Когда из ходячего, бродячего существа ты превращаешься в летающее. Те, кто громче всех заявляют, что хотят экстремальных полетов, как правило, быстро перегорают. Несмотря на то, что статистика несчастных случаев говорит, что ходить по земле опаснее, чем парить в небе, торопиться не стоит. Мы за безопасные полеты.
Был у нас ученик, который насмотрелся роликов на YouTube и решил хапнуть адреналина. Бился об заклад, что через пару месяцев будет в небе крутить спирали. Он прошел курс обучения, сдал все тесты. Подняли его наверх на лебедке, а он как заорет: «Спустите меня!». У него началась паника. Спустился, сел в машину и больше мы его не видели.


Первый полет


Перед первым полетом каждый новичок должен пройти двухмесячный курс обучения. Сначала мы изучаем теорию, затем проходим наземную подготовку, тренируемся с лебедкой. Учимся раскладывать купол на земле, при определенной скорости ветра поднимаем, управляем, как воздушным змеем.
Иногда летаем в тандеме на двухместной установке, как вторые пилоты на мотоцикле. Самостоятельный полет - другое дело. Помню, как приехали на поле и инструктор говорит: «Сегодня полетишь сам». От страха все в голове смешалось. Еще и в ухо орут по рации, что делать. Эйфория от полетов приходит позже, когда уже все действия доведены до автоматизма и можно спокойно наблюдать за тем, что происходит внизу.


Метеозависимые


Мы все метеозависимые. Не в том смысле, что реагируем на перепады температур и давления. Мое утро всегда начинается с просмотра прогноза погоды: хочу понять, есть ли смысл сегодня планировать полет. В одиночку мы никогда не летаем. Мало ли что может случиться - двигатель откажет, ногу подвернешь и будешь сутки ползти до ближайшей дороги. В паре, даже если мы разлетелись в разных направлениях, можно дождаться, пока второй пилот приземлиться, и связаться с ним по рации.
Тряпочная авиация


В профессиональном сообществе нас называют «матрасниками» или «тряпочной авиацией» в противовес самолетам, у которых жесткое крыло. Купол площадью 20- 30 метров шьют из специальной ткани. Это мягкое крыло. Для нас даже кузнечик представляет опасность. Если на закате собирал купол и не доглядел, то насекомое может прогрызть дырку, а тебе потом ремонтировать.


Главное, что параплан легко транспортировать. В любой момент уехал за город, разложил крыло, разбежался и полетел. И так километров 20 летишь, летишь… Время полета ограничивает только количество топлива и погода. Одного бака без дозаправки хватает в среднем на 1,5 часа полета.


Никакого экстрима


В нашем клубе летают люди разных профессий. Есть военные, врачи, менеджеры, бизнесмены. Приходят к нам и пилоты самолетов. Казалось бы, зачем им параплан, когда есть самолет? Потому что это совсем другие ощущения. Ты летишь относительно медленно - со скоростью 40 километров в час. С высоты 150 - 300 метров землю видно в деталях. Небо - это совсем другое измерение, в нем действуют другие силы. Я люблю наблюдать за лисами, погонять фазанов, встречаются в межсезонье и утки, и соколы. Безумный восторг вызывает встреча с фермерами или работниками на полях. Если бы на земле к ним подошел знакомиться, эффект был бы другим. А когда пролетаешь мимо - они машут, подкидывают вверх кабачки, тыквы, забирай! Но не все, конечно, нам рады. Были случаи, когда возникали конфликты. Из любопытства или зависти один отдыхающий кинул камень в моего приятеля и попал в винт. А он крутится со скоростью семь тысяч оборотов в минуту. Винт разлетелся в щепки, но друг не пострадал. Теперь у нас негласное правило: не летать низко над базами отдыха, там, где выпивают крепкие напитки.


Мечта всей жизни


Самое главное, что нужно для полета - это желание. Нередко слышу: «Я всю жизнь об этом мечтал», а как дело доходит до обучения, запал куда-то пропадает. Да, увлечение это не дешевое, в среднем параплан стоит как подержанный автомобиль. Но мало купить аппарат, нужно еще и время для полетов найти. Чтобы час полетать, придется потратить часа четыре на дорогу и сборы. В черте города летать запрещено. Вот и получается, что 80% времени занимает подготовка и ремонт. Родственники не всегда относятся с пониманием. Жена возмущается, ведь как погода хорошая, так я в полях. А в пасмурную погоду, как перед тайфуном, так не прочь с ними прогуляться.
В небе всегда прохладнее, чем на земле. При температуре +7 уже надеваю термобелье и лыжный костюм, чтобы встречный ветер не пробирал насквозь. Сезон полетов заканчивается с наступлением холодов. Как бы ты тепло не одевался, при больших минусах околеешь мгновенно. В небе -20 С? ощущается как -35 С?, поэтому зимой не летаем. Летом летать тоже не слишком комфортно: воздух нагревается, становится разряженным и для того, чтобы взлететь, нужно больше усилий приложить, дольше бежать. Самое комфортное время - осень и весна.
Думаю, не так важно, какое время года, сколько вам лет и чем вы занимаетесь, небо дает возможность почувствовать себя мотопилотом. Главное - верить в свою мечту.



Текст Марины Шабаловой
Фото Владислава Стефаненко

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
О видах парапланов и не только рассказал пилот хабаровского клуба «МотоПилотДВ» Сергей Новиков