Общественное ретро

Громоздкие и неповоротливые пассажирские автобусы – едва ли не самые заметные участники дорожного движения. Только на них мало кто сегодня обращает внимание – автобус он и есть автобус. Но так было не всегда. Несколько десятков лет назад на общественный транспорт стоило посмотреть: в городском автопарке встречались не только весьма интересные, но порой и крайне редкие образцы. На чем же ездили пассажиры в Хабаровске полувековой давности?


«Красный монстр»

Современные хабаровские автолюбители до сих пор вспоминают истории о «красном автобусе», услышанные от старших товарищей. И неудивительно: уж больно впечатляюще выглядело это транспортное средство! Огромный – более 13 метров в длину! – ярко-красный «Мерседес-Бенц О‑10000» (омнибус) прибыл в Хабаровск в конце 40‑х годов в качестве военного трофея. И не только он. Личные и общественные автопарки практически всех российских городов после войны обширно пополнились «пленными» автомобилями всех типов – от легковых до грузовых.

«Мерседесы»-автобусы «О‑10000» выпускались в Германии с 1938 по 1942 год. В зависимости от модификации они могли размещать в себе от 46 до 54 пассажиров. Для сравнения: популярное в СССР детище венгерского автопрома – «Икарус» с резинкой посередине – имел лишь 45 сидячих мест. В Европе «О‑10000» часто служили не только общественным транспортом, но и переоборудовались под другие нужды. Например, становились передвижными почтамтами.

«Красный монстр» ездил по Хабаровску в 50‑х годах. Его маршрут пролегал по центру города: Комсомольская площадь – железнодорожный вокзал, а затем обратно. «Мерседес» весил более 18 тонн и разгонялся максимум до 65 км/ч, и то, если не был перегружен. При этом автобус отличался завидной неуклюжестью, что при его габаритах создавало колоссальные проблемы для остальных участников движения. Соседям по потоку приходилось останавливаться на безопасном расстоянии и дожидаться, пока «Мерседес», наконец, повернет – весь и окончательно – и только потом уже продолжать движение. Благодаря этой особенности транспортное средство даже легло в основу местного народного фольклора. Автолюбители вспоминают, что в те времена существовало выражение «ушибленный красным автобусом», означающее чью-либо неадекватность.

Более десяти лет трудился «монстр» на благо хабаровчан, прежде чем вышел на пенсию. К сожалению, для потомков, несмотря на редкость, его не сохранили. Автобус без всякого пиетета закончил свои дни, брошенный на обочине дороги.


«Голубой вагон»

Стоя на остановках, современники «красного монстра» могли дождаться не только его, но и ЗИЛ‑158 (впоследствии переименованный из-за передачи другому заводу в ЛиАЗ‑158). Округлый и «глазастый», этот автобус на протяжении почти двух десятилетий, с 1957 по конец 70‑х, был самым популярным в парках общественного транспорта по всей России. Как правило, этот автобус красили в бело-голубую гамму, а своей формой он несколько напоминал железнодорожный вагон.

ЗИЛ‑158, как и большинство его современников, имел две пассажирских двери. Только по прихотливому замыслу конструктора они открывались не вовнутрь, а наружу, чем создавали большие неудобства. Особенно в час пик, когда в салоне сложно было даже шевельнуться, а приходилось, приложив усилия, выталкивать двери. Электропривод, позволяющий водителю автобуса закрывать и открывать пассажирские двери, в то время еще не изобрели. ЗИЛ‑158 имел 32 пассажирских места и по документации мог вместить не более 60 человек. На практике же хабаровчане 60‑х могли наблюдать, как «голубой вагон», крепко просевший на осях и принявший крен на бок, тяжело отдуваясь и кряхтя, с трудом отъезжает от остановки, увозя более 200 пассажиров. Длина автобуса составляла 9 метров, ширина – 2,5. Считалось, что это транспортное средство способно разогнаться до 65 км/ч, однако обычно оно двигалось со скоростью, не превышающей 40 км/ч, и даже меньшей в зависимости от нагрузки.



Ревущая «коробочка»

Другое общественное ретро – автобусы КаВЗ нескольких модификаций – многие хабаровчане не только видели своими глазами, но и имели возможность испытать. Еще в 90‑х годах несколько «коробочек», как в обиходе прозвали эту модель, отважно передвигались по дорогам Хабаровска, распугивая пассажиров громким ревом и черным дымом. Изначально «кавзики» производились в городе Павлово-на-Оке Нижегородской области на том же самом заводе, где прежде делался слесарный инструмент. За годы войны будущий ПАЗ взял на себя часть функций автомобильного и стал выпускать штабные машины на базе заготовок соседнего Горьковского автозавода. Война закончилась, и уцелевшая техника отправилась искать свое место в мирной жизни. На удивление часть Павловских машин пришлась по вкусу в провинции. Там они отлично использовались в качестве рейсовых автобусов, способных преодолевать длительные забеги по бездорожью. Но в 1957 году производство было передано Курганскому автобусному заводу, который уже целенаправленно выпускал автобусы и стремился их совершенствовать и улучшать. В 70‑х годах «коробочки» имели усиленную раму и подвеску, 20‑местный теплый салон с удобными поручнями и хорошей вентиляцией и отгороженное от салона водительское сиденье. Для своего времени это были достаточно комфортные, а главное, крепкие автобусы, за что они в 1977 году и завоевали советский «Знак качества».



Юркий вездеход

Высокий ПАЗ‑672 с колесами, похожими на грузовые, внешне напоминал скорее вездеход, чем пассажирский автобус. И он действительно славился своей проходимостью. Павловский автобус, появившийся на свет все в том же Павлово‑на-Оке, был способен, дрожа и подскакивая, преодолевать даже трясину. При этом он мог двигаться с ранее недостижимой для автобуса скоростью – около 80 км/ч. «Пазик» уверенно справлялся с грязью, но обледеневшие в межсезонье гористые подъемы к центральным Хабаровским улицам штурмовал уже далеко не так уверенно. Впрочем, впоследствии после появления полноприводной модификации и ледяные препятствия стали преодолеваться гораздо легче. В длину ПАЗ достигал всего 710 см, в ширину – 240 см. В нем имелось 23 пассажирских сиденья, всего же разрешалось перевозить 45 пассажиров. Однако благодаря достаточно просторному салону с высоким потолком там могло уместиться гораздо большее количество человек. При этом они не испытывали такого чудовищного дискомфорта, как при поездке в «голубом вагоне». Автобусы ПАЗ‑672 выпускались с 1957 по 1989 годы и продолжали трудиться в российских автопарках десятилетие спустя после того, как перестали выпускаться.


Паровозная гармошка

Отдельного упоминания заслуживает «Икарус‑280» – символ пассажирских перевозок советских лет. Как только ни называли эти душные, тряские, соединенные воедино резиновой перемычкой длинные венгерские автобусы! И гармошка, и кишка, и колбаса, и паровоз из-за того, что во время движения транспорт издавал громкий рев и чадил смоляным дымом. С 70‑х по 90‑е годы по России сновало более 150 тысяч «Икарусов» разных модификаций, хотя в целом автопарк пополнялся крайне неспешно. Автобус был довольно вместительным, но имелись у него недостатки гораздо худшие, чем просто физические неудобства для водителя и пассажиров. При повороте автобуса «Икарус‑280» нередко случались неприятности: «хвост» порой сметал не только зазевавшихся пешеходов, но и легковые автомобили, которые не успевали увернуться. Бывали и более печальные случаи, когда резинка-перемычка разрывалась во время движения.


Старые автобусы, отслужившие свой век, обычно отправлялись в утиль, за исключением нескольких экземпляров. Такая участь постигла и большую часть хабаровских общественных представителей автостарины.

Юлия Михалева

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.