http://basdv.ru/

От «поцелуя смерти» до матового шика

Во все времена женщины хотели выглядеть привлекательно, для чего что только не использовали. Губная помада официально признана самым популярным видом косметики. Мы решили посмотреть, как она эволюционировала и дошла во всей своей красе до сияющих витрин современных магазинов.


Привет из Месопотамии

История губной помады переносит нас на 5000 лет в прошлое, ведь ее изобретателями были женщины Месопотамии. Они использовали крошку полудрагоценных камней для украшения своих губ и даже области вокруг глаз. Женщины цивилизации долины Инда, существовавшей приблизительно 3000 лет до нашей эры, окрашивали свои губы красной глиной и ржавчиной. Красотки Древнего Египта использовали пурпурно-красный краситель, взятый из морских водорослей, с добавлением йода и брома. Так как бром был ядовит, косметическая смесь получила название «поцелуй смерти». Также египтянки использовали хну. Для мерцания в помаду добавлялась рыбья чешуя. Помада Клеопатры была сделана из пунцовых жуков и яиц муравьев, служивших основой. Египетская царица Хатшепсут в 1450 году до Рождества Христова организовала большой военный поход в страну Пунт в Восточной Африке. Владычица хотела получить там безопасную краску для уст кармин, который изготовляли из мелких насекомых. Маленьких жучков вываривали, растирали с козьим жиром и разливали в маленькие глиняные каганцы. Египтянки настолько любили губную помаду, что брали ее с собой в загробный мир, чтобы даже после смерти выглядеть красиво.

Пользовались помадой и в Древней Греции. Известный миф о яблоке раздора говорит о том, насколько она была популярна. Царевич Парис решал спор между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой - кто из них красивее. Победу он присудил последней, а потом выяснилось, что богиня любви выиграла хитростью, применив пудру и губную помаду. Хранили ее гречанки в маленьких золотых коробочках, а губы подрисовывали специальными палочками или пальцем. Римские девушки и матроны начали разводить кармин свинцовыми белилами. Цвет губ становился естественнее, но из-за такой помады женщины часто травились солями свинца. Римский врач Гален писал, что от помады у женщин дыхание становится нечистым, а губы покрываются язвами.

В Древней Руси красны девицы тоже любили себя украсить, но их помада не была «убийственной». Губы красили с помощью толченого кирпича, свеклы, клубники и малины.

Ведьмина краска

В ХVI столетии во время правления Елизаветы I помада стала довольно популярна в Англии. Она ввела тенденцию меловых белых лиц и кроваво-красных губ. В это время помада изготавливалась из воска и красных красителей растительного происхождения (высушенные цветы, такие как роза, герань).

В 1770 году парламент Англии принял закон против губной помады, заявляя, что «искусственные» женщины были ведьмами, которые пытались соблазнить мужчин для брака. Они могли быть сожжены на костре. В 1800 году даже королева Виктория выступила против макияжа и помады и сослала ее на уровень женщин легкого поведения. Английские законы позволяли мужчинам даже разводиться со своими женами, если после свадьбы обнаруживалось, что женщина без косметики выглядит намного хуже. Во Франции во второй половине ХVIII века помада предназначалась исключительно для мужчин. Появлению губной помады в ее нынешнем виде мы обязаны кардиналу Ришелье, имевшему слабость к яблочному аромату. Он любил его настолько, что поручил своему лекарю сделать душистую мазь с ароматом яблока. И назвал эту мазь помадой (от французского pomme - яблоко). Когда мазь была готова, он наносил ее на кончик носа и верхнюю губу. Помада была бесцветной, но добавить красящее вещество - это уже пустяки.

И только актрисам по-прежнему было разрешено носить макияж, но исключительно на сцене. В 1880 годах Сара Бернар начала носить макияж в общественных местах.

В это время губная помада еще не была в тубе. Краситель наносился с помощью кисти. Стоил он дорого, и женщины среднего достатка не могли себе позволить такую роскошь. В 1884 году в Париже появилась первая современная помада, которая была завернута в бумагу и шелк и содержала олений жир, касторовое масло и воск. Но такую помаду невозможно было носить в кармане или сумочке, а значит, женщины могли нанести макияж дома, а вот поправить его возможности не имели. В 1903 году на Всемирной выставке в Амстердаме, где, помимо прочего, была продемонстрирована косметическая новинка кремовой текстуры, предназначенная к нанесению на губы для придания им цвета. Тогда помаду по достоинству оценила знаменитая актриса Сара Бернар.


Привилегия актрис

Большую роль в популярности губной помады среди женщин сыграли в первой половине ХХ века киноактрисы, в числе которых Глория Свенсон, Мэри Пикфорд, Лара Тёрнер и Марлен Дитрих. Благодаря им произведенные в то время новинки наподобие недорогого тюбика помады за 2 доллара от Helena Rubinstein «Valaz Lip-Listre» мгновенно раскупались на прилавках косметических магазинов. Цветовая гамма помад в то время была, конечно, скудна. Марка Helena Rubinstein выпускала только три оттенка помады, а Elizabeth Arden – шесть. Интересно, что все оттенки выпускаемых помад были вариантом красного. Стоит отметить, что уже тогда цвет помады создавался с учетом цветотипа женщины. У шатенок, блондинок и брюнеток была возможность выбрать свою красную помаду.

Примерно в 1915 году помада начала продаваться в металлических контейнерах с крышкой с разными выдвижными трубами. Первая поворотная трубка была запатентована в 1923 году в Нэшвилле штата Теннесси. Это позволило производителям губной помады предлагать свою продукцию в стильной и удобной упаковке. Привычную для нас форму помада приобрела именно в ХХ веке, когда фирма Roger & Gallet поместила красящую массу в коробочку цилиндрической формы.

Начинается мода на определенный контур губ: женщины рисуют контур «бутон розы», «укушенная пчелой», «дуга Купидона», каждая хочет быть особенной и неповторимой. Негласное соревнование идет не только между обладательницами заветных тюбиков, но и между их производителями, среди которых Элена Рубинштейн, Элизабет Арден и Макс Фактор. Рубинштейн стала первой, кто рекламировал губную помаду с компонентами, защищающими от солнца.

Киноиндустрия стимулировала спрос на помаду. Женщины хотели выглядеть как Луиза Брукс, Клара Боу и другие звезды экрана. Такие бренды как Max Factor и Tangee обещали женщинам, что они могут выглядеть как звезды кино благодаря нанесению косметики. В 1930 годах компания Hazel Bishop выпустила стойкую помаду.

Помада как оружие

Во времена Великой депрессии и Второй мировой войны спрос на помаду не снизился, а вырос на 30 %. Этот удивительный факт объясняется тем, что в период финансовых трудностей и нервного напряжения стремление к роскоши и желанию чувствовать себя красивой и ухоженной только увеличивается.

И поэтому женщины стали «защищать» себя по-женски изобретательно и трогательно. Покупая дешевую помаду и крася губы, они поднимали самооценку, чувствовали себя красивыми и ухоженными, спасаясь от депрессии и ужасов войны с помощью маленького тюбика губной помады. Эта тенденция до сих пор актуальна, экономисты называют ее «опережающий индекс губной помады». Если женщина хочет быть красивой, она пускает в ход завидный ум, смекалку, упорство и изобретательность. Одна из этих женщин, Хейзел Бишоп, была по профессии химик-органик из Нью-Джерси. В конце 1940 г-жа Бишоп на собственной кухне создавала и тестировала губные помады. В общей сложности она провела более трехсот экспериментов, изобретая различные типы помад, доводя до совершенства формулу и цвет. В результате Хейзер Бишоп выпустила собственную линию помады, которая стала очень популярной из-за ее высокого качества и сравнительно невысокой стоимости.

После Второй мировой войны косметический расцвет продолжается: в 1947 году в Париже появляется помада «Le Rouge Baiser», которая «позволяет женщинам целоваться». Помимо обещанной стойкости, у помады было и другое важное преимущество — богатая цветовая палитра. Теперь использование помады стало привычным: губы красили не только для вечернего выхода, но и, например, во время похода по магазинам. К 1950 годам темно-красная помада была снова в моде благодаря таким актрисам как Мерилин Монро и Элизабет Тейлор. В эти годы самыми крупными брендами были Revlon и Hazel Bishop.

В 1960 начали меняться цвета помады, когда изменились тенденции в одежде и другой косметике. В моде стали легкие матовые помады в таких цветах как бледно-розовый, лавандовый и даже белый. 70-е годы вместе с панк-движением принесли черные и темно-фиолетовые оттенки. В то же время глэм-рокеры, такие как Дэвид Боуи, бросили вызов культурным нормам с помощью помады. Так началась эра «manstick» (помада на мужчинах).

В 1973 году компания Bonne Bell создала бесцветный блеск для губ с сильным, как правило, фруктовым ароматом. Блеск имел большой успех у девочек-подростков.

Губная помада 80-х годов обычно была ярко-оранжевой, коралловой, цвета фуксии и красной, которая сочеталась с яркими тенями для век, тушью на ресницах и тяжелым румянцем. Оттенки помады менялись и в течение 90-х годов. Первоначально они были матовыми и темными, контрастируя с более легким макияжем глаз и кожи лица.

Постепенно помада стала включать модные естественные компоненты и более нежные формулы. В составе были витамины и травы.

Сегодня можно найти множество оттенков губной помады от бледных пастельных до багряно-черных.

Василиса Светлая

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Помада. Ведьмина краска или оружие? Ответы в журнале "Образ Жизни" март 2017