№10 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Постой, паровоз!

Электровоз бойко бежит по рельсам. Подъезжая к станции, дает сигнал и уходит на запасный путь, уступая дорогу встречному составу… Управляет всей этой сложной системой один человек – заведующий музеем истории депо «Хабаровск‑2» Александр Затолокин. Он всю жизнь посвятил железной дороге: 20 лет водил настоящие локомотивы, а сейчас отправляет в путь их миниатюрные копии.

Железнодорожник + художник

Миниатюрные вагончики и паровозики неотъемлемо ассоциируются с детством. У многих из нас когда-то была сборная модель железной дороги. Александр Затолокин давно не ребенок, но крохотные паровозики присутствуют в его жизни каждый день!

А. Затолокин: «Я с детства увлекался моделизмом: собирал модели самолетов, машин. А вот поездов у меня не было, хотя и очень хотелось. Железнодорожный моделизм, что во времена моего детства, что сейчас, не слишком развит. Скорее всего, дело в том, что макеты железных дорог занимают немало места. Не в каждой квартире можно найти свободный уголок для полноценной модели с несколькими локомотивами, станцией, туннелем, мостом и так далее. Поэтому больше всего железнодорожных моделистов живут в Европе. Там у каждого пятого есть домашняя железная дорога.
В Швейцарии живет мой друг Беат Мюллер. По профессии он бухгалтер, хотя с детства хотел стать железнодорожником. Уже много лет он собирает железнодорожные макеты. У него в доме под хобби отведена отдельная комната – 36 кв. метров. Согласитесь, у нас немногие могут себе это позволить. Я приступил к строительству миниатюрной железной дороги, только когда начал работать в музее».
По признанию Александра Затолокина, на железную дорогу его привел случай. На следующий день после получения аттестата о среднем образовании ему на глаза попалась газета с объявлением о наборе в профтехучилище на специальность «помощник машиниста».


А. Затолокин: «В кабине электровоза я провел 20 лет. Потом по медицинским показаниям перешел в ремонтный цех, а затем – в музей. Такой необычный виток в карьере стал возможным благодаря моему умению рисовать. Еще в школьные годы я окончил художественную школу, и это мне здорово пригодилось. В армии, а потом на предприятии я постоянно рисовал плакаты и участвовал в выпуске стенгазеты, оформлял стенды и выставки. В музей я тоже пришел как художник-оформитель. В тот год депо отмечало 70‑летие со дня своего основания. К этой дате была приурочена выставка, к созданию которой меня и привлекли. А когда предыдущий директор музея уходил на пенсию, он передал мне ключи со словами: «Ты должен здесь работать».

Когда в 2005 году Александр Затолокин пришел работать в музей, его экспозиция выглядела более чем скромно. Кроме фотовыставки «Создатели дальневосточной магистрали» и полупустых витрин, смотреть было особо не на что. В пустое помещение так и просился какой-нибудь объемный макет!


А. Затолокин: «Я считаю, что время статичных экспонатов уже прошло. Современный музей должен быть технологичен. Мне захотелось сделать нестандартную, движущуюся экспозицию. Работу железной дороги я знаю, собирать модели могу, почему бы не соединить знания и умения? С этой идеей я пришел к руководству депо и в профсоюзный комитет. Меня поддержали и выделили «стартовый капитал». Подвижной состав был заказан в Гонконге, а ландшафт я полностью сделал сам из подручных материалов.
Кроны деревьев – из губки для мытья посуды, насыпь – из шпаклевки, мраморной крошки и крашеных опилок, асфальтное полотно автодороги – из наждачной бумаги. Здания станций создал из пластика: отверткой процарапывал кирпичики, рисовал окошки… Мелкие детали требуют много времени. Сделать 20 деревьев – это целый день работы, а «садишь» их на макет, он как был пустой, так и остался».

Игрушка на миллион

В результате двух лет кропотливой работы у Александра получилась целая страна в миниатюре. Рассматривать макет можно часами: под елями растут грибы, на платформе у дачников в руках – садовый инвентарь, а если рыбак, то с удочкой. Ювелирная работа!


А. Затолокин: «Железнодорожное моделирование – это не только поезда, но и все железнодорожное хозяйство. Еще это автомобили, здания, ландшафты. Они нужны для того, чтобы придать колорит и схожесть с реальностью. Моделисты создают не только дорогу, но и все то, что пассажиры видят из окна поезда. Настоящая жизнь в масштабе 1:87!
Когда у меня появилась цифровая модель «Сапсана», пришлось сооружать отдельное кольцо. Железнодорожное моделирование предполагает знание всех аспектов техники. Я старался воссоздать как можно больше составляющих железной дороги. Получилось своеобразное учебное пособие, потому что все железнодорожные знаки, семафоры, контактные сети, платформы и все прочее установлено согласно всем правилам и инструкциям».


Первыми посетителями обновленного музея стали железнодорожники и их дети. Они по достоинству оценили работу своего коллеги. Малыши от оживших поездов были в полном восторге! Каждый захотел такую «игрушку» себе домой. Побывал в Хабаровске и швейцарский друг Александра. Его поразило рукотворное творчество нашего мастера. Он сравнил работу миниатюрной железной дороги с совершенным механизмом швейцарских часов.

А. Затолокин: «Зарубежные моделисты пользуются готовыми наборами. Весь интерес: купить и собрать. Макеты типовые, в них нет эксклюзивности. Я все делаю сам, то есть мне интересен не только конечный результат, но и сам процесс. Когда я работаю над макетом, то чувствую себя Гулливером: такое все вокруг маленькое, но правдоподобное. Сначала придумать, а потом воплотить в реальность – вот настоящее творчество!»
Помимо железной дороги, созданной фантазией Александра, он воспроизвел точную копию родного депо. Здесь особо не покреативишь: все объекты локомотивного депо расположены точно по схеме, масштаб 1:120, даже количество деревьев и опор ЛЭП соответствует действительности. Но художник все равно оживил свое творение. Возле административных зданий стоят миниатюрные модели машин, к продуктовому киоску бежит маленькая рыжая собачка…


А. Затолокин: «На территории депо есть киоск. Как только там появляется свежая выпечка, местная собака тут как тут. Я не раз наблюдал эту картину, поэтому решил изобразить на макете.
Вице-президент ОАО «РЖД» Алексей Воротилкин во время своего посещения нашего депо увидел макет и пошутил: «Зачем нам ходить по всему депо, здесь и так все хорошо видно».


Но почивать на лаврах Александр не собирается, у него уже новые планы. В музее есть макет ретропаровоза, а современного локомотива – нет. Чтобы устранить историческую несправедливость, Александр намерен создать макет магистрального электровоза «Ермак». Мини железная дорога должна развиваться, как и реальная!


Елена Козыряцкая

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.