http://basdv.ru/

100 лет, согласитесь, внушительный возраст. Хотя сейчас первому заводу Хабаровска было бы 116. Он образовался из маленьких мастерских на берегу Амура и пережил несколько войн, сменил три названия и когда-то выполнял заказы из 30 стран мира. «Дальдизель» - промышленный гигант.



Первые мастерские


В 1883 году на южном склоне Артиллерийской горы на берегу Амурской протоки появилось два небольших здания - каменное и деревянное. Это были первые корпуса Артиллерийского склада, образованного после перевода артиллерийских частей из Николаевска-на-Амуре в Хабаровку. Спустя 5 лет при складе были образованы мастерские, занимавшиеся ремонтом орудий и зарядных двуколок. Они были неплохо оснащены, так что посетивший в 1891 году Хабаровск цесаревич Николай Александрович отметил, что на окраине России сумели организовать хоть небольшое, но передовое производство.


Совершенствование мастерских началось после прибытия в Хабаровск из Ташкента полковника Симеона Николов Ванкова, которого на русский манер называли Семеном Николаевичем. Он был назначен начальником Хабаровской окружной артиллерийской мастерской, образованной 7 июня 1898 года. Обладая инженерным образованием, Семен Николаевич взялся за преобразование вверенного ему производства. Так, в мастерских были смонтированы 14 паровых агрегатов мощностью в 16 лошадиных сил, лесопильня, металлорежущие станки, четыре горна для плавки металла и первая в Хабаровске вагранка (прим. - печка для плавки чугуна). Впрочем, изменения, происходившие при Ванкове, были не только техническими - мастерские стали работать и на гражданские нужды. Был налажен выпуск различного оборудования для судоходства, лесопилок, мельниц. Вскоре прежними силами справиться с нахлынувшими заказами стало невозможно, и Семен Николаевич предложил построить завод.


В 1899 году было принято положительное решение по вопросу о строительстве завода. 27 мая 1900 года состоялась его закладка, а в августе 1902 года работы в старых мастерских были приостановлены для переноса оборудования на новое место. В это же время из Петербурга стали поступать новые станки и машины. В конце октября все работы по строительству и монтажу оборудования были завершены. 21 ноября 1902 года состоялось торжественное открытие новых корпусов Хабаровской окружной артиллерийской мастерской.


Уже в те годы завод занимал приличную территорию. На ней находились водонапорная башня, кухня, казармы, ведь изначально на заводе работали только солдаты, а также канцелярия и церковь. Работало несколько цехов - литейный, кузнечный, токарный, слесарный, механический, лесопильный, столярный и сборочный. К прежним паровым машинам добавились более мощные - в 25 лошадиных сил. Два паровых котла обеспечивали работу динамо-машины и трех кузнечных молотов. В 1908 году мастерские были переименованы в завод «Арсенал».


Семен Николаевич много сделал для развития предприятия. Он построил производство и открыл ремесленную школу для детей рабочих завода. Таким образом, продукция хабаровского «Арсенала» стала успешно конкурировать с импортными товарами, поставляемыми в город фирмой «Кунст и Альберс». Теперь плуги, рубанки, кровати можно было приобретать местного производства. А вооруженные силы по-прежнему снабжались винтовками. В годы Русско-японской войны завод также поставлял снаряды для артиллерийских орудий и осуществлял ремонт самой артиллерии.



Деятельность Ванкова в Хабаровске не ограничивалась работой завода. Он активно участвовал в развитии городской инфраструктуры: отстаивал идеи по созданию водопровода и электрификации города. Кстати, корпуса завода, казармы и квартиры заводского начальства были первыми обеспечены электрическим светом. Благодаря его усилиям в Хабаровске была построена первая электростанция, давшая 1 ноября 1906 года первый ток. Семен Николаевич вел активную общественную деятельность, с 1907 года он возглавлял совет Приамурского отдела Императорского географического общества и Приамурский отдел Русского технического общества. Ванков был почетным председателем и общественным директором Хабаровского краеведческого музея и содействовал Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву в организации экспедиций для изучения Приамурья. Однако в 1913 году он покинул Хабаровск в связи с назначением начальником Брянского арсенала.


Возродиться из пепла


Вопросов с самоопределением в годы революции и гражданской войны у «Арсенала» не было. За красных! Ведь еще в 1905 году во время первой русской революции на заводе была образована социал-демократическая группа. Рабочие «Арсенала» одними из первых поддержали переход власти в руки большевиков и приняли активное участие в установлении в городе Советской власти. В годы гражданской войны «Арсенал» продолжал производить оружие для красноармейцев, поддерживая их в борьбе с интервентами. Конечно, в период, когда Хабаровск был захвачен атаманом Калмыковым, «арсенальное» вооружение попадало и в руки белых. Но, по возможности, рабочие саботировали выполнение заказов калмыковцев и японцев, утаивая оружие для партизан.


За эти годы завод оказался на грани выживания. «Арсенал» потерял свои квалифицированные кадры и к окончанию гражданской войны оказался в полузаконсервированном состоянии. Цеха были пусты, сырья для работ не было. Несколько раз поднимался вопрос о закрытии завода. Спасли его сами рабочие: деньги, полученные ими, они превратили в оборотный капитал предприятия. Завод был переведен на коммерческое начало. Как и в первые годы работы мастерских, стал «Арсенал» не только выполнять военные заказы, но и частные - на металлические, деревянные и шорные изделия (прим. - ремни, сумки, упряжь). В те годы сотрудники завода брались за любые заказы и производили даже рамочные ульи, бочки для кеты и другую подобную продукцию.


К счастью, местные власти перевели завод в число гражданских предприятий и поручили изготовление сельскохозяйственных машин. Вместе с этим в 1924 году пришло и новое название - «Дальсельмаш». Невероятно, но сырье для своих первых машин рабочие искали буквально под ногами - сами собирали металлический лом, бракованные вагонные оси, старые бандажи, негодные стволы от орудий. В первый год работы в подобном режиме завод изготовил продукции на 60000 рублей, во второй - в 6,5 раз больше. Кстати, в 1923 году продукция «Дальсельмаша» демонстрировалась на Всероссийской выставке в Москве и получила диплом I степени.


В 1924 - 1925 годах завод произвел 843 плуга, 215 соломорезок, 124 молотилки, 70 окучников, 174 веялки.


Индустриальная гордость


За годы первых пятилеток «Дальсельмаш» стал предприятием не только краевого, практически республиканского значения. Улучшались конструкции тракторных молотилок и других машин, совершенствовались технологии производства. Сельскохозяйственная техника с завода шла не только на поля края, но и в другие области. И даже за границу. Так, в 1928 году завод получил заказ из Китая на изготовление бобовых молотилок.


В 1934 году на «Дальсельмаше» провели техническую реконструкцию. А в 1935 году дали новое имя - «Хабаровский государственный механический завод имени В. М. Молотова». Но это были не единственные изменения. Из-за вооруженных конфликтов с Японией завод также решили готовить к возможной войне и начали перепрофилировать под новые задачи - на ремонт и производство военной техники.


В начале Великой Отечественной вой-ны на фронт с предприятия ушли 374 квалифицированных работника. Их места заняли новички, среди которых 472 женщины и около 600 подростков в возрасте 15-17 лет. Работали по-стахановски: с субботниками, воскресниками, сверхурочными. Рабочий день токаря составлял 12,6 часа, слесаря - 13,4, фрезеровщика - 12,8, сверловщика и сварщика - 11,3.


В годы войны завод производил двигатели внутреннего сгорания, выпуск которых был налажен еще в предвоенный период. А в 1945 году было выпущено два первых модифицированных двигателя А-22. Но не только двигатели! Для фронта производилось артиллерийское вооружение и боеприпасы - мины, снаряды, гранаты, а также тележки для минометов. Но главной продукцией стала 76-миллиметровая пушка ЗИС-3.


С окончанием войны завод вернулся к мирному производству. Вначале это были привычные сельскохозяйственные машины. Но с 1950 года новой профильной продукцией стали дизельные двигатели, которые и дали заводу новое название - «Дальдизель» (прим. - переименован в 1960 году). Начав с 25-сильных двигателей внутреннего сгорания, в 70-е годы завод производил двигатели мощностью до 400 лошадиных сил. Предприятие не только снабжало судовыми двигателями и генераторами полстраны, но и поставляло их за рубеж. Продукция завода участвовала в международных выставках и ярмарках. Она была востребована в 30 странах мира!


Чего не смогли революции и войны - сделали реформы. «Дальдизель» пережил революции и гражданскую войну, Русско-японскую и две мировые вой-ны, и всегда, даже в самых тяжелых условиях, сохранял свое производство. Впрочем, годы российских реформ завод пережить не смог. В 90-е годы завод был приватизирован и преобразован в ОАО «Завод Дальдизель». Новая форма существования успеху не способствовала. Тогда остановились многие производства, закрылись на консервацию цеха, а часть помещений стали сдавать в аренду под автостоянки и ремонт машин. Еще в 1990 году на предприятии работали 2400 человек, но к 1999 году остались только 1100. Рабочие вновь стали браться за любые заказы: ремонтировали поршни, изготавливали мотокультиваторы, выполнили художественное литье для нового моста через Амур, отлили памятник маршалу Родиону Яковлевичу Малиновскому, установленный на стадионе имени Ленина, и продолжали выпускать дизели. Еще в 1999 году было выпущено почти полторы сотни дизелей.


С 2000 по 2004 годы «Дальдизель» полностью прекратил производство. В 2007 году завод был ликвидирован, а в 2009 году здание и оборудование ушли с аукциона. Сейчас на бывшей заводской территории трудится несколько маленьких предприятий - это все, что осталось от одного из гигантов промышленности Хабаровска.



Василий Кузьмин

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
25.01.2021 21:17
Гость
Врать не надо. Литьё для моста Энергомаш изготовил
Ответить
100 лет, согласитесь, внушительный возраст. Хотя сейчас первому заводу Хабаровска было бы 116. Он образовался из маленьких мастерских на берегу Амура и пережил несколько войн, сменил три названия и когда-то выполнял заказы из 30 стран мира. «Дальдизель» - промышленный гигант