№10 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Прадедушка «Мазерати»

Возможно ли это – вести машину, сидя на заднем сиденье, да еще и напротив пассажира? Или во-
дить автомобиль вообще без руля? Кто-то скажет, что за безумные вопросы?! Однако чуть более сотни лет небольшая группа начинающих автоконструкторов не только нашла на них неожиданные ответы, но и продемонстрировала наглядные результаты. Произошло это в компании «фиат», той самой, которой сегодня принадлежат такие всемирно известные марки, как «феррари» и «мазерати».

Только вперед

В отличие от многих других отцов‑основателей автопрома, итальянец Джованни Аньелли не болел с детства мечтой о самоходных повозках. Этот увлекающийся человек к своим 30 годам успел попробовать многое, последовательно становясь то военным, то юристом, то бизнесменом. В последнем из этих занятий ему, наконец, удалось отыскать себя. Стремление иметь собственное дело, перспективное и приносящее доход, в самом конце ХIХ века навело Джованни на мысль о производстве автомобилей. В то время, на заре автопрома, реализация такого желания была сопряжена с большим риском. «Самодвижущиеся повозки» только начинали свое шествие по планете, и далеко не все верили в то, что им уготовано светлое будущее. Наоборот, многие скептики считали, что не пройдет и десяти лет, как идея угаснет, и все снова вернутся к передвижению на старых добрых лошадях.

Но Аньелли придерживался противоположного мнения. Считая, что ничто не в силах остановить прогресс, он принялся искать единомышленников, в том числе тех, кто смог бы поддержать его начинание финансами. Процесс занял несколько лет, но в итоге увенчался успехом, и летом 1899 года в городе Турин открылось новое предприятие. Оно называлось «Фабрика итальянских автомобилей Турина» («Fabbrica Italiana di Automobili Torino»), сокращенно – привычный слуху «Фиат».

И вскоре жители Турина увидели первый результат работы завода – «3 1/2 (4) HP». Он представлял собой небольшую открытую повозку с тентом на случай дождя и деревянными колесами на спицах. Внутри напротив друг друга располагались два ряда диванов на четырех человек, между ними, чуть справа – хитрый механизм управления с ручками и рычагами, а под ним – две педали. Руля же на первом «Фиате» и вовсе не имелось, его еще просто не придумали! Водитель размещался на заднем сиденье напротив двух пассажиров, сидящих против движения. Вес экипажа достигал всего 420 кг (для сравнения, легкий современный малолитражный автомобиль «Ниссан Марч» весит более 950 кг). Его приводил в движение и разгонял до максимальных 33 км/ч мотор мощностью 3,5 л. с. и объемом 0,6 л. Автомобиль имел три передачи, но задней среди них не имелось: развернуть первый «Фиат» можно было только вручную.

Но этот диковинный автомобильчик не был воплощением идей Аньелли. Его придумал и создал инженер Джованни Кейрано в собственной мастерской, в которой до этого собирал велосипеды. Предприимчивый Аньелли лишь купил машину для «Фиата» вместе с крошечной фирмой Кейрано, вошедшей в состав Туринской фабрики.

Первых «Фиатов» было произведено всего 26 штук, и четыре из них дожили до наших дней, став редкими экспонатами музеев мира.

От двух до миллиона

Следующие «механические дети» Аньелли, благодаря которым итальянская компания приобретала все большую известность, целиком и полностью придумывались уже на самом «Фиате».
Сначала, в первом десятилетии ХХ века, появилось несколько усовершенствованных «НР», причем некоторые из них создавались всего в нескольких экземплярах. Увеличивалась мощность их двигателей, скорость, происходили принципиальные изменения конструкции. Диваны стали помещаться в два ряда друг за другом, появился руль.

В 1911 году увидел свет автомобиль, из-за которого о компании «Фиат» заговорили во всем мире, «самый быстрый на свете» «S‑76». Этот спортивный авто имел двигатель объемом 28,5 литра и мощностью 290 л. с. и смог разогнаться до «невозможных» 217 км/ч. Как и многие ранние «Фиаты», «S‑76» оставался штучным товаром – итальянцы собрали всего два экземпляра.

И, наконец, в 1912 году сошел с конвейера автомобиль, поступивший в серийное производство и принесший прибыль своим создателям. Им стал «12/15 HP», более известный как «Фиат Зеро». Внешне он уже напоминал настоящий автомобиль и мог двигаться со скоростью до 70 км/час.

На замену «нулю» в 1919 году пришел «Фиат 501», закрепивший успех компании. В последующие годы за руль этого автомобиля сели около 50 тысяч итальянцев, а «Фиат» на своей родине был признан лидером автопрома.

С годами модельный ряд пополнялся, улучшались и дизайн, и характеристики машин, увеличивались темпы производства и продаж. В 1932 году нашли своих новых владельцев уже 113 тысяч «Фиат Балилла/508». А в 1936 году увидело свет очередное успешное детище – «Фиат 500» («Тополино», что в переводе значит «мышонок»).

Но настоящий успех, поставивший итальянскую компанию в один ряд с мировыми лидерами автопрома, пришел к ней в середине прошлого века. Кропотливая работа по усовершенствованию стала результатом появления в 1955 году «Фиата 600» («Сейченто»). Двигатель этой компактной машины располагался, по автомобильной моде тех лет, сзади. «Тираж» этой крошки перевалил за два миллиона. Она стала считаться одним из неофициальных символов Италии. С этого момента «Фиат» стал четко ориентироваться на изготовление именно городского автомобиля – маленького и маневренного.

Союзный «Фиат»

В наши дни представители прошлого века, сделанные на «автомобильной фабрике Турина», на дорогах России – огромная редкость. Особенно сложно встретить их на Дальнем Востоке, в том числе и в Хабаровске. Но тогда, когда прошлое было настоящим, дела обстояли иначе. Ведь в 1966 году в Тольятти открылся новый автомобильный завод – «ВАЗ». Российское предприятие на самом деле представляло собой совместное с «Фиатом» производство. На итальянском оборудовании в первые годы там создавались ВАЗ‑2105 и ВАЗ‑2106, практически ничем не отличимые от «Фиата 124», признанного автомобилем 1967 года. Это были всем знакомые «Жигули»-«копейка».

«Фиат» же продолжал двигаться своим путем. В 1980 году на рынок вышла очередная успешная новинка – «Панда»: сверхмаленькая полноприводная машина, усовершенствованные модификации которой выпускаются и сегодня. Недорогая и простая в обслуживании и ремонте, она была очень популярна как в Италии, так и за ее пределами. Общий выпуск «Панды» перевалил за 4 миллиона.

Созданный в конце ХIХ века, «Фиат» продолжает свое успешное шествие по планете и в ХХI. Кроме собственного производства, он имеет по-настоящему выдающуюся дочернюю сеть, состоящую в том числе из поглощенных фирм. В нее сегодня входят многие всемирно известные компании, чьи названия давно стали именами нарицательными: «Феррари», «Мазерати», «Альфа Ромео», «Крайслер» и несколько менее известных марок.


ТЕХПАСПОРТ

Марка: «Фиат» – «3 1/2 HP» («Fiat 3 1/2 НР»)
Год выпуска: 1899
Тип кузова: кабриолет
Длина кузова: 230 см
Ширина кузова: 142 см
Двигатель: двухцилиндровый, карбюраторный
Литраж: 0,67 л
Максимальная мощность: 3,5 л. с.
Коробка передач: механическая, трехступенчатая
Привод: задний
Контрольный расход топлива: 8 л на 100 км
Максимальная скорость: 33 км/час


Юлия Михалева

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.