http://basdv.ru/

Мозг - это энергия, которую можно направлять и приумножать в любом возрасте. Как и любая энергия, он развивается по определенным законам. Главный из них - закон активного действия! Как стимулировать ум и можно ли воспитать гения, рассказывает нейропсихолог центра по уходу и развитию детей «Планета ангелов» Елена Латышева.



Развитие


Нейропсихолог работает с детьми и взрослыми, которые хотят развить свои интеллектуальные способности, стать умнее, внимательнее, эффективнее. Причина низкого IQ может быть как в органических поражениях мозга, травмах, так и в ошибках воспитания. Мы не рождаемся гениями, мозг развивается поэтапно. Нейропсихолог помогает найти «ленивые» отделы головного мозга. Их стимуляция помогает развить психические функции, например, внимание, речь, память, интеллект.

0-3 года

В первый год жизни развиваются подкорковые структуры.


До 3 лет активно развивается мозжечок, который отвечает за работу вестибулярной системы, равновесие и координацию. Ребенок учится ползать и ходить. В это время развитие мозга тесно связано с двигательной активностью. Детям нужно много гулять, ползать, лазить на площадках, крутиться, вертеться. Музыка способствует в этом возрасте ритмизации мозга. Мелодия задействует правое полушарие, а так как развитие мозга идет справа налево, то сначала ребенок усваивает музыку, а потом уже речь.


В этот период активно развивается тактильная сфера, поэтому ребенку полезно играть с предметами разной текстуры, сыпучими материалами (песок, крупы), рисовать пальчиковыми красками. Полезно маме делать массаж малышу. Он не только выравнивает тонус мышц и нормализует эмоциональный фон. Так ребенок учится чувствовать свое тело. В этом возрасте он изучает пространство вокруг, выстраивает сенсорные образы предметов. Когда мы говорим «апельсин», то представляем его цвет, запах, форму. Если родители используют методику раннего развития «чтение с пеленок», ребенок рано узнает слова, но не понимает содержания, не понимает, как выглядит сам предмет. Такая инверсия может привести к задержке развития. Чтобы не травмировать ребенка, важно в разные периоды его жизни выбирать для него нужные игры и занятия. Если в три года учить читать и не дать вволю набегаться, то не сформируется база, и ребенок будет отставать по другим психическим показателям. Зоны мозга, ответственные за движение, находятся все рядом. Развивая крупную и мелкую моторику, мы развиваем речь.

3-5 лет

С 3 до 5 лет дозревает промежуточный мозг и активно формируются затылочные, теменные зоны правого полушария и верхний висок слева. Происходит согласование иммунной, нервной и гормональной систем. В этом возрасте ребенок впитывает все, что видит и слышит, как губка, это и есть непроизвольная память. Запоминает слова и названия, которые станут фундаментом для мышления. Формируется правое полушарие, которое отвечает за ощущение пространства вокруг, между предметами и на листе бумаги. Если эта структура будет развита плохо, то могут возникнуть трудности при письме, когда строка уходит вверх или вниз, пишут зеркально, в обратную сторону.

5-7 лет

Развиваются височные и теменные отделы мозга. Левое полушарие ответственно за знаковые системы, правое - ритм, рисунок, музыку, логоритмику (сочетание речи и движения). Поэтому дошкольники часто любят рисовать. К пяти годам мозг ребенка готов осваивать знаковую систему, учиться читать и считать. Занятия нужно чередовать с игрой, так как через движение мозговые процессы активизируются.

7-12 лет

Контроль за деятельностью мозга передается премоторной коре лобных долей. Это период развития произвольной учебной деятельности. Если возникают сложности, возможно, игрового и сенсомоторного развития раньше было недостаточно.

Повышаем IQ


Прийти на диагностику и получить рекомендации специалиста можно в любом возрасте. Но наиболее пластичен мозг в возрасте с 3 до 12 лет, и результаты достигаются быстрее. Далее идет не коррекция, а реабилитация сформированного мозга.


Психологическая коррекция основана на прохождении всех этапов развития, но в уже более осознанном состоянии. Например, ребенок не ползал, и механизмы, которые должны были запуститься в этот период, не были запущены. Когда активизируется нижележащий уровень психики, то и верхний уровень начинает работать лучше. Мозг «включается», когда мы сочетаем разнонаправленные движения глаз, языка, рук.


Любые занятия спортом помогают развивать мозг. Это дисциплина и самоконтроль, ощущение собственного тела и пространства. В движении ребенок ощущает мышечное напряжение, и это помогает ему прочувствовать свое тело. Память, внимание, мышление надстраиваются на основу - вестибулярную систему. Проверить, как работает вестибулярный аппарат, очень просто - постойте на одной ноге. Для каждого возраста есть своя норма по времени. Если есть нарушения, на занятиях нейропсихолог применяет методы мозжечковой стимуляции. Кстати, их можно легко повторить и в домашних условиях. Попробуйте на балансирующей поверхности выполнять различные упражнения, например, подкидывать мяч.


Наше тело и ум неразрывно связаны. Поэтому «зарядить мозги» помогают и дыхательные упражнения, и массаж, и игры. Все это активизирует подкорковые структуры головного мозга. Ласки и поглаживания матери - это тоже массаж и хороший стимул для мозга. В нашем детстве, когда были популярны дворовые игры, у детей редко встречались отклонения, а если и были, то в играх психоэмоциональный фон выравнивался.


В игре нужно следовать правилам (навык произвольности), уклоняться от меча (ощущение пространства и тела), уметь договариваться (социальное взаимодействие). С появлением гаджетов (это замечаю я и мои коллеги - логопеды, психологи) детей с нарушением речи и задержкой развития стало в разы больше.


В современных мультиках и фильмах много агрессии и скрытых смыслов. А негативные эмоции также влияют на снижение интеллектуального развития.


Ребенку нужно предложить для выбора разные кружки и секции. Новый опыт - это новые нейронные связи, которые помогут реализовать себя в будущем. В то же время не забывайте, что у каждого человека есть свой энергетический запас. Оставляйте время для отдыха и сна, они тоже помогают «перезагрузить» мозги.


Перезагрузка. Советы для взрослых


Тренировать мозг можно в любом возрасте. Любые физические нагрузки - это не только фитнес для тела, но еще и ума. Не зря говорят «движение тела - движение мысли». Серия упражнений требует быстрого переключения внимания. Идет активация участков мозга, которые отвечают за память. Через механические движения развиваются и зеркальные нейроны, которые отвечают за эмпатию. Ученые доказали, что у футболистов, которые мысленно представляют, что забивают гол, работают те мышцы, которые и задействованы на тренировке.


Взрослые могут тоже улучшать связь между полушариями через разнонаправленные движения. Например, правой рукой рисовать квадрат, а левой - круг. Рисовать левой рукой, если правша, и правой, если левша. Пробовать писать или рисовать одновременно двумя руками. Любое новое направление - изучение языка, настольные игры, даже новый маршрут на работу - влияет на формирование новых нейронных связей. Поэтому у педагогов и у людей интеллектуального труда практически не бывает деменции (прим. - старческого слабоумия), они постоянно изучают новое.


Больше двигайтесь, прыгайте на батутах, устраивайте соревнования на меткость! И не забывайте, что позитивные эмоции - это главный аккумулятор для самого важного органа!



Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
22.11.2020 06:27
саша
знания это сила
Ответить
Мозг - это энергия, которую можно направлять и приумножать в любом возрасте. Как и любая энергия, он развивается по определенным законам. Главный из них - закон активного действия!