Ранний старт – удачный взлет!

«Что с него взять, молодой еще!» – кто не слышал эту фразу, произнесенную пренебрежительным тоном в отношении юных телом и душой. Молодости всегда ставят в укор отсутствие опыта, но разве только опыт помогает добиться успеха?

Перед вами – четверо хабаровчан, которые смогли доказать собственным примером, что для успешной предпринимательской деятельности возраст – не главное.

Павел Сливняк, владелец интернет-магазина и салона «Напольные покрытия»

Идея открыть интернет-магазин возникла на третьем курсе университета. Я всерьез увлекся программированием и решил, что это будет самым подходящим для меня делом. Об ассортименте тогда не думал, по большому счету мне было все равно, чем заниматься, главное, чтобы это было собственное дело.
Никаких страхов и сомнений по поводу, что что-то может не получиться, у меня не возникало. Настрой был такой – либо пан, либо пропал. Не вышло бы с магазином, я обязательно придумал бы что-нибудь другое. Уверен, что такой азарт присущ именно молодым людям. Зрелым труднее решиться на риск, у них больше сомнений и колебаний.

Мой интернет-магазин «открыл» свои двери ровно через год после того, как я его задумал. Почему решил заняться именно напольными покрытиями? Нужен был продукт, приносящий быструю прибыль. Проанализировав хабаровский рынок, я сделал вывод, что таким товаром является бытовая техника либо стройматериалы. Но магазинов бытовой техники в городе много, а вот напольные покрытия оказались наиболее конкурентоспособным товаром.

Деловых партнеров мой возраст не смущал. Я даже думаю, что некоторые мне завидовали – возможности учиться, набираться опыта, совершать и исправлять ошибки. Мне же общаться с опытными, знающими свое дело людьми было интересно и полезно. Единственный минус бизнеса в молодом возрасте – отсутствие начального капитала. Взять кредит в банке практически нереально, поддержка от властей совсем незначительная. Стартовые деньги я сумел заработать сам, делая на заказ сайты.

Несмотря на красный диплом и экономическое образование, мне многому пришлось учиться: из всех знаний, полученных в университете, лишь 10–20 процентов имели практическое применение. На первых порах у меня не было ни юриста, ни бухгалтера, во все тонкости ведения бизнеса нужно было вникать самому. В этом плане самообразование – очень ценная вещь. Я изучал зарубежные техники ведения бизнеса, выискивал нужную мне информацию везде, где только можно.

И самое главное: я постарался нейтрализовать основной недостаток интернет-торговли – невозможность увидеть товар воочию. Менеджеры нашего магазина по желанию клиента могут приехать к нему домой или в офис и привезти образцы продукции. И все-таки большая часть хабаровчан по-прежнему предпочитает реальные покупки, поэтому несколько месяцев назад я открыл офлайн-салон «Напольные покрытия». В дальнейших планах – создание сети магазинов.

Обеспечив финансовую «подушку», теперь я могу позволить себе не думать о материальной стороне дела. Я работаю не только ради прибыли, мне действительно интересно то, чем я занимаюсь! Желание реализовать свою мечту – это и есть моя самая сильная мотивация.


Виктория Сажина, директор магазина «Спасибо, мамочка!»

Таких предпринимателей, как я, обычно называют бизнес-мамами. По специальности я инженер-землеустроитель. Находясь в декретном отпуске, я решила кардинально изменить свою жизнь и заняться собственным делом. Почему именно в это время? Наверное, потому, что женщина, став матерью, заново открывает для себя мир, смотрит на него совсем по-новому, удивляется всему вместе с малышом: первый снег, первая травка, первый дождик… Именно поэтому многие мамы в декрете находят хобби по душе, а Джоан Роулинг именно так придумала своего «Гарри Поттера».

Я уверена, что самый лучший учитель для ребенка – его мама. Именно она помогает ему развиваться в разных направлениях, раскрывать способности и таланты. Занимаясь со своим маленьким сыном, я наткнулась на интересную программу раннего развития «Умница». Это комплекс готовых занятий для детей от рождения до трех лет. Программа состоит из комплектов: «Чтение с пеленок», «Говорим с пеленок», «Математика с пеленок», «Творчество с пеленок» и так далее.

В Хабаровске купить эти наборы было непросто. Когда мой сын в год уже знал все буквы и цифры, а в три свободно читал и считал, я подумала: «Почему бы не заняться продажей развивающих игрушек, ведь в нашем городе таких товаров немного». Муж поддержал мое начинание, и мы вместе принялись строить наш семейный бизнес.

Основы предпринимательства я изучала на семинарах для начинающих предпринимателей при краевом центре содействия предпринимательству. Потом мы с мужем составили бизнес-план и подали заявку на грант в краевой фонд поддержки малого бизнеса. Получив стартовый капитал, открыли свой первый магазин.
Конечно, не все было гладко. В первый же год мы поняли, что неудачно выбрали место для торговли. Рядом с нашим магазином находились детские сады, и нам казалось, что от покупателей отбоя не будет. Но не тут-то было: родителям некогда было зайти в магазин: утром они спешили на работу, вечером – домой. К тому же рекламное агентство, услугами которого мы воспользовались, неудачно оформило витрины: наши большие панорамные окна заклеили невыразительными картинками. Но мы не унываем и учимся на своих ошибках. Сейчас у нас новый адрес – в людном, оживленном месте. Ассортимент расширен за счет игрушек из дерева и других экологических материалов.

Я считаю, что молодой возраст для предпринимательства – это несомненный плюс. Даже психологи отмечают, что чем человеку меньше лет, тем шире он видит свои горизонты. Конечно, шансы на успех есть у людей абсолютно всех возрастов, но двигаться вперед и вверх молодым людям намного удобнее.
В последнее время мы с мужем все чаще задумываемся о создании настоящего семейного клуба, где можно будет проводить занятия для детей и лекции и семинары – для родителей. Пока это только мечты, но мы уверены, их воплощение – дело времени. А у нас впереди его много!


Руслан Шарипов, директор компании «Строим вместе ДВ»

Свою фирму я организовал около трех лет назад, хотя путь к самостоятельному бизнесу начал давно. Я родился в небольшом селе района имени Лазо и привык трудиться с самого детства: ребенком работал на полях у корейцев. В 14 лет меня назначили старшим в бригаде, состоящей из восьми взрослых мужчин, к тому же любителей выпить. Как ни странно, именно тогда я приобрел первые навыки руководителя. Опыт работы таким непростым коллективом впоследствии мне очень пригодился.

Жизнь в деревне перспективами не блещет: либо работа вахтовым методом, либо безработица и пьянство. Поскольку меня ни один вариант не устраивал, то, отучившись 9 лет, я приехал в Хабаровск и устроился работать на стройку. С 16 до 18 лет трудился разнорабочим: таскал кирпичи, замешивал раствор и т. п. За это время, изучив различные строительные специальности, понял, что моих знаний и умений достаточно, чтобы самостоятельно заниматься комплексным ремонтом и внутренней отделкой квартир.

Вскоре оформил ИП и начал работать на себя. Мой возраст не смущал заказчиков, наоборот, многие из них относились ко мне, как к сыну. Думаю, не последнюю роль здесь сыграло мое умение ладить с людьми. Некоторые сложности возникли, когда мой бизнес начал расти и я стал нанимать рабочих.

Мои подчиненные были старше меня, и не всем это нравилось. Особенно приезжим из Средней Азии. В их культуре заведено, что молодой человек должен беспрекословно слушать старших и говорить лишь тогда, когда его спрашивают, а я взялся указывать, что и как делать! Я же считаю, что хорошим специалистом можно быть в любом возрасте. Я говорил рабочим: «Вы не смотрите, что я молодой, опыта работы на стройке у меня не меньше вашего. Сомневающимся могу хоть сейчас продемонстрировать!» И порой демонстрировал! 40‑летние мужики краснели, когда я учил их работать с новыми материалами. Хотя чему тут удивляться – когда они учились строительному делу, шурупы еще крутили отверткой.

У молодости много преимуществ, а отсутствие некоторого жизненного опыта с лихвой компенсируется энергией и работоспособностью. Я всегда слежу за развитием строительных технологий, не боюсь пробовать что-то новое, легко и быстро учусь. Считаю, что именно это позволяет фирме, которой я руковожу, успешно работать и развиваться. Судите сами, на сегодняшний день мы предлагаем весь комплекс ремонтных работ в квартирах, коттеджах и офисах, производим электромонтажные и сантехнические работы, занимаемся отделкой балконов и лоджий. Мы используем разнообразные современные материалы, пластиковые окна и натяжные потолки производим сами.

Я не строю грандиозных планов по завоеванию рынка, но стараюсь соблюдать правило: каждый новый год должен быть лучше предыдущего. Пока у меня получается. За последние три года мы с женой обзавелись собственными машинами, приобрели жилье, теперь планируем рождение ребенка.

Если ставить перед собой реальные цели, добиться их не так уж и сложно. Я не мечтаю жить на экзотических островах, но очень хотел бы из городской квартиры перебраться в просторный загородный дом с садом. Уверен, что к 35 годам моя мечта осуществится.


Анна Архипова, директор студии букетов «Salad»

О своем деле я мечтала с института. В свое время пыталась открыть и PR-агентство, и магазин одежды. Но все как-то не выходило, то ли опыта не хватало, то ли просто это было не мое. Потом устроилась работать маркетологом в крупную, солидную компанию и погрузилась в рутину рабочих будней. Но в душе продолжала мечтать о чем-нибудь творческом и интересном.

Цветами меня заразила моя подруга и коллега по работе. Мы планировали вместе заняться цветочным бизнесом, но обстоятельства сложились так, что подруга переехала в другой город. Я же решила не останавливаться на полпути, потому что чувствовала: вот оно – мое дело!

Все начиналось как хобби, я «букетила» в свободное от работы время. Потом заказов стало поступать все больше и больше, и совмещать работу с составлением букетов стало невозможным. И я сделала выбор в пользу любимого дела. Придумалось удачное название студии – «Salad». Я считаю, что букет, как и салат, состоит из разных, иногда на первый взгляд несовместимых ингредиентов, которые в итоге рождают что-то красивое, гармоничное и стильное.

Страхи и сомнения, конечно же, были, ведь приходилось оставлять хорошую должность, высокую зарплату, дружный коллектив и понимающее руководство. Но я придерживаюсь принципа, что лучше попробовать и жалеть, чем не попробовать и винить себя за это. Подумав, решила рискнуть! В конце концов, на работу вернуться можно всегда, особенно если ты хороший специалист.

Первое время мне было трудно привыкнуть к тому, что нет надзора «сверху», что нужно быть очень дисциплинированным человеком, чтобы наладить все рабочие процессы, поставки, заказы и прочее. Но сейчас, когда вокруг меня уже сформировался коллектив, отлажена система работы, есть партнеры, я понимаю – это был период, который надо просто пережить.

Отношения с партнерами складывались всегда хорошо. Во‑первых, потому, что специфика деятельности позволяет выбирать людей, с которыми комфортно работать. Во‑вторых, ситуация на рынке сегодня такова, что бизнес-сфера, в которой я работаю, представлена в основном молодыми людьми, которые также ищут партнеров и легко идут на контакт.

В молодом возрасте ты более мобилен, более общителен, тебе легче воспринимать других людей и строить отношения. Если честно, временами я жалею, что начала заниматься своим делом только сейчас, а не раньше. Но с другой стороны, анализируя, почему не получилось добиться успеха сразу после института, понимаю, что, возможно, тогда мне не хватало уверенности в своих силах. Это очень важно!

После пяти лет работы в маркетинге многие бизнес-задачи даются мне намного легче и быстрее. Маркетинг очень важен в плане продаж и продвижения концепции своего дела. Поэтому мой совет потенциальным предпринимателям: не стоит затягивать с организацией своего дела, но и торопиться тоже не надо, чтобы не наломать дров. В общем, как всегда, золотая середина лучше всего!

Я горжусь тем, что мне удалось с нуля организовать успешно работающее предприятие. Сегодня мы не просто делаем букеты, мы проводим мастер-классы, участвуем в различных творческих проектах, у нас много партнеров, которые сами хотят с нами сотрудничать и сами выходят на нас с предложениями. И это очень приятно.

Клиентов становится все больше, но особенно радует, что многие переходят в категорию постоянных. Люди возвращаются к нам, советуют друзьям, пишут отзывы на сайте и в соцсетях, пользуются бонусными картами, что говорит о том, что они ценят нашу работу. Это вдохновляет и помогает идти дальше!


Истории записала Елена Козыряцкая

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.