Рисующая огнем

Блокнот может быть большим, чем просто скрепленные между собой листки бумаги. Он может стать стильным, оригинальным аксессуаром, говорящим о статусе и вкусе своего владельца. Именно такие письменные принадлежности делает хабаровчанка Татьяна Серебренникова. Ее блокноты заключены в деревянные обложки с выжженными узорами. Такая техника декорирования называется пирографией, что означает рисование огнем.

Универсальное искусство

Выжигание – древний традиционный способ декорирования изделий из древесины. Искусство выжигания зародилось, когда человек заметил, что прикосновение раскаленного металла оставляет на древесине след: точки, пятна, линии...

Татьяна Серебренникова: «До недавних пор я не увлекалась рукоделием. Только в детстве научилась немного шить и вязать. По образованию я педагог, но с самого окончания вуза работаю журналистом.

На творчество меня вдохновила подруга Антонина Климина. Вот она – человек с богатой фантазией и морем энергии! Антонина постоянно что-то мастерит. Однажды, забежав к ней в гости, я увидела, что она выжигает рисунки на березовой фанере. Меня так заворожил этот процесс, что я решила тоже попробовать. Купила выжигатель, в строительном магазине запаслась фанерой и взялась за дело. Когда у меня накопилось достаточное количество дощечек с рисунками, встал вопрос: куда их девать, как их можно применить практически? На одном из сайтов профессиональных художников-пирографов я подглядела идею создания блокнотов с деревянными обложками. Дощечки соединяются между собой кольцами, а внутрь вставляется бумага».

Дым без огня

Мастер-пирограф с помощью огня и дерева выражает свои мысли и чувства. Выжиганием по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет – шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску и даже предмет мебели: табуретку, полку, стол. А еще кропотливый процесс работы с деревом можно сравнить с медитацией.

Технология выжигания несложная. Дощечка или фанера должна быть ровной, чистой, без сучков и трещин и обязательно сухой, иначе при выжигании она покоробится. Лучшим материалом для выжигания является светлая древесина с однородной структурой. Рисунок на фанеру переводят с помощью копировальной бумаги и остро заточенного карандаша. Выжигание производится электровыжигателем – удобным прибором и абсолютно безопасным при соблюдении правил эксплуатации.

Выжигание по дереву можно сравнить с рисованием мягким коричневым карандашом. В зависимости от положения иглы, степени ее накала и силы нажима образуются выжженные точки или линии различной глубины и толщины. Тонкую линию проводят при слабом накале иглы, еле касаясь деревянной поверхности. Толстая линия получается при более сильном накале иглы и с большим нажимом на фанеру.

Еще одно правило пирографа – работать при открытой форточке. Дым хоть и не стоит коромыслом, но проветривать помещение все равно нужно.

Орнаменты земли Дерсу

Поначалу Татьяна сама выпиливала ножовкой и шлифовала дощечки для будущих обложек, но эта работа требовала определенных физических усилий и времени. Сейчас Татьяна нашла поставщика, у которого приобретает готовые заготовки любых размеров.

Татьяна Серебренникова: «Для блокнотов я использую крафтовую бумагу – по внешнему виду она лучше всего сочетается с деревом. Но внутрь блокнота можно поместить любую бумагу, а разъемные кольца позволяют обновлять исписанные листы. Так однажды на заказ я делала даже не блокнот, а альбом. Удалось выполнить и второе пожелание заказчика – очень хотелось, чтобы внутри находились листы для рисования акварелью. А самим деревянным обложкам сносу нет.

Что касается узоров, то я часто использую орнаменты наших коренных народов. К примеру, делала целую серию блокнотов по мотивам петроглифов Сикачи-Аляна. Многие орнаменты выполнены по мотивам иллюстраций Геннадия Павлишина к книге «Амурские сказки» Дмитрия Нагишкина, которую я просмотрела вдоль и поперек.

Когда я начала участвовать в выставках, возник вопрос: как мне называться? Нужен был бренд. И он появился – «КораДуба». Дуб – священное для многих народов дерево. А кора – это ассоциация с молодежным сленгом, «корки» – что-то смешное, веселое, прикольное».

Однако, по словам Татьяны, когда она писала первые этикетки для своих работ, то сочетание «КораДуба» ей не очень нравилось. Но придумывать другое времени не было – усиленно шла подготовка к городскому фестивалю «Осенний день». Решила подумать над названием позже. Однако когда на фестивале один из организаторов обратился к ней: «Это вы – «КораДуба?», Татьяна поняла: название запомнилось, и менять его уже нет смысла. Теперь в ближайших планах – расширять ассортимент работ, добавив модные нынче деревянные значки и брошки.

Елена Козыряцкая

ПИРОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ

В России выжигание по дереву появилось в конце XIX века. Вначале эту технику использовали для изготовления матрешек. Но процесс выжигания был очень трудоемким, поэтому пирографию на матрешках заменили росписью. А выжигание стали применять для украшения шкатулок, ларцов и других деревянных предметов.

Первые аппараты, предназначенные для пирографии, работали на бензине, который накалял платиновую иглу. Для того чтобы поддерживать постоянную температуру, человек, занимающийся выжиганием, должен был постоянно подкачивать бензин при помощи ножной педали.

Выжигание по дереву стало простым и доступным лишь после того, как был придуман электрический прибор. Теперь его можно использовать не только для дерева, но и для украшения изделий из кожи, костей, бумаги и других материалов.


Читайте также:

Заводим традиции!

Питание по правилам

Закон для одиноких

Семейный кошелек – кому доверим?

От колесницы до кареты


Анонсы событий города
Бесплатные консультации ведущих специалистов г. Хабаровска

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.