http://basdv.ru/

Шелково-шерстяная роскошь

История войлока насчитывает десятки веков. И на протяжении этого времени принципы войлочного валяния оставались неизменными. Однако в прошлом веке была изобретена новая технология войлоковаляния, получившая название нунофелтинг – сочетание шерсти и ткани. Именно этим видом шерстяного творчества в последнее время увлеклась хабаровчанка Галина Мазикина. Она использует нунофелтинг для оригинального декора одежды, изготовления легких и необычайно красивых шалей и шарфов.


Детское творчество

У Галины пятеро детей. Так получилось, что каждый ребенок привносит в ее жизнь новый вид творчества. В разное время она шила креативную одежду, писала терапевтические сказки, создавала народные куклы, участвовала в поэтических вечерах, читая стихи собственного сочинения... Когда Галина ждала появления на свет младшей дочери, то открыла для себя удивительный мир войлоковаляния.

Галина Мазикина: «Валять шерсть я начала случайно. Однажды приехала подруга Аларикка и с порога заявила: «Сейчас мы будем с тобой валять шарфик. Я уже научилась по видеоуроку, сейчас покажу тебе. Шерсть я привезла, доставай ткань, какая у тебя есть». Ткань, как потом оказалось, нашлась совсем не подходящая для нунофелтинга, да и шерсть тоже была не совсем нужного качества. Но мы несколько часов с удовольствием посвятили войлоковалянию. Мне понравилось все: и процесс валяния, и результат. Я считала, что сделала необыкновенно красивый шарф. При каждом удобном случае хвасталась друзьям и знакомым: посмотрите, какая красота! Это я сама сделала. Знакомые неопределенно хмыкали и моего восторга по поводу войлочного нand made почему-то не разделяли.

В чем было дело, я разобралась лишь полгода спустя, когда узнала о валянии больше и взглянула на свой шарфик другими глазами: это был лоскут шторки с приваленной к нему грубой шерстью. Несмотря на то, что шарфик выглядел странно, он стал моей первой «ласточкой». Именно с него началось мое увлечение войлоком».

От варежек до картин

По словам Галины, войлок – универсальный материал. Хотя для нее тоже было открытием, что из шерсти можно сделать практически все: тапочки, шапки, варежки, жилеты, сумки, перчатки-митенки, носки, одеяла, матрасы, подушки, декоративные украшения и даже картины. Главное, чтобы хватило терпения и фантазии.

Галина Мазикина: «Мы с Алариккой учились самостоятельно: искали информацию в Интернете, пробовали, делились опытом друг с другом. Первыми вещами, которые я начала делать, были варежки. Здесь первый блин тоже оказался комом, поскольку я действовала согласно онлайн-мастер-классу. Мне предлагалось сушить варежку в микроволновой печи, обдавать ее то кипятком, то холодной водой. При этом ничего не было сказано о том, какую именно шерсть надо брать. В итоге варежка получилась не того размера, не плотная, а мохнатая, к тому же вообще некрасивая. Зато я поняла, что нельзя всецело полагаться на Интернет, надо нарабатывать свой опыт. Следующие варежки уже получились такие, как надо: и нарядные, и по размеру, а главное - теплые.

Как раз наступила осень, и у меня начался «рукавичный» период – с удовольствием одела всех своих родственников и друзей. Радовало и то, что практически сразу стали поступать не только заказы на изготовление, но и просьбы о проведении мастер-классов, ведь для нашего климата войлочные варежки – просто находка. Они теплые, очень красивые, практичные, легко стираются в стиральной машинке.

Со временем, приобретя опыт работы с шерстью, решила снова попробовать сделать шелково-шерстяной шарфик. Второй раз подошла к этому вопросу достаточно серьезно. Для начала выяснила, что причина моей первой неудачи была в материале. Оказывается, шерсть бывает разная и далеко не каждая подходит для нунофелтинга. Для валяния на шелке нужна очень тонкая шерсть с волокнами 18-16 микрон.

Второй шарфик мы тоже делали вместе с Алариккой у меня дома на полу. Я заранее приготовила нужную шерсть и красивый итальянский шелк. Шарф был выполнен в морской тематике: с водорослями, золотыми рыбками. Он получился очень красивым и нравится мне до сих пор».

С миру по нитке

Правильные материалы имеют большое значение для нунофелтинга, поэтому Галина приложила массу усилий, чтобы «добыть» все необходимое для своего шерстяного творчества.

Галина Мазикина: «Ткань для нунофелтинга должна быть очень тонкой, легкой, желательно натуральной. Для этого я по Интернету выписываю шелк из Италии и Китая, еще пользуюсь маргиланским шелком из Узбекистана. Как правило, заказываю шелк белого цвета, затем крашу его с помощью красок для батика. Это помогает получить любой цвет, нужный для той или иной вещи.

Тонкую мериносовую шерсть выписываю из Германии. Для создания фактуры, объемных рисунков понадобятся различные декоративные волокна. Это могут быть декоративные волокна шелка Тусса, Малбери и Муга, волокна вискозы, бамбука, льна, крапивы и многих других. Их я выписываю из Индии, как и нити сари – это очень интересный декор, который присутствует во многих моих работах. Нити сари получают из отходов ткачества шелка сари: на станке остаются хвосты нитей, бракованной кромки. Их перерабатывают в прочесанное волокно, которое выглядит как шелковые нитки разных цветов, спутанные в комок.

Кроме того, как настоящий мастер по войлоку регулярно посещаю строительные магазины. Для войлоковаляния обязательно нужны виброшлифовальные машины, армированная пленка, еще приобретаются трубы, чтобы заворачивать изделие в рулон. Также понадобится подложка под ламинат, из которой делаются выкройки для цельноваляных вещей. Словом, чтобы заниматься войлоковалянием, нужно много разнообразных материалов.

Шелк придает изделиям легкость и практичность, но, в отличие от шелкового шарфа, нуновойлочный шарф будет еще и очень теплым. Тонкие и воздушные шарфики в технике нунофелтинг отлично подходят как для лета, так и для зимы».


Фелтинг – это валяние шерсти, нуно с японского переводится как «ткань». Технология нунофелтинга заключается в приваливании шерсти к ткани.

Авторами нунофелтинга принято считать Сачико Котако – дизайнера из Японии и Полли Стирлинга – текстильного дизайнера из Австралии. В 1994 году они впервые представили публике эту технологию, быстро ставшую популярной по всему миру.

Техники нунофелтинга

Используя некоторые приемы валяния, можно создавать различные фактуры.

Техника шибори заключается в связывании ткани в нескольких местах, а после приваливания - развязывании. Получаются интересные выпуклые рисунки. Эта техника популярна в изготовлении одежды.

Ламинирование – между тканью и шерстью укладывают прослойку, которая мешает приваливанию. Благодаря прослойке получается выпуклый узор.

Техника витража – соединение нескольких элементов ткани шерстью. Этот метод позволяет формировать ажурные рисунки.


Елена Козыряцкая

Фотографии из архива Галины Мазикиной


Чудо-дерево растет

Восточный ветер маджонга

Растим счастливую женщину

Куклы с частичкой души

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.