№10 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Символ мечты

Этот автомобиль стал легендой, едва сойдя с конвейера – и до него, и после такое мало кому удавалось. Увидев его, жители сша – соотечественники авто – заболевали на всю жизнь. Многие из них отдали бы все, чтобы получить возможность только прокатиться на этой машине. Увы, такого шанса у большинства не было. Стоимость автомобиля оставалась заоблачной – не случайно «кадиллак эльдорадо» считался символом воплощенной американской мечты. На нем ездили президенты и кинозвезды, а простые смертные лишь с завистью смотрели вслед мощному железному «зверю»… первые «эльдорадо» увидели свет в уже далеком 1953 году. Однако до сих пор, 62 года спустя, на дорогах россии крайне редко, но все же попадаются эти сохранившиеся американские легенды.

Венок на короне

Автомобили «Кадиллак» считались статусными на протяжении практически всей своей истории. А ведь их производство началось на оставшемся оборудовании обанкротившейся компании Генри Форда, производителя рядовых «рабочих лошадок». Его «Автомобильная компания Детройта», открытая в 1899 году, в 1902 уже прекратила свое существование. Инвесторы отказались продолжать финансирование, и Форд ушел, организовав новую фирму «Форд мотор». Бывшие партнеры тем временем занялись процедурой банкротства. Они собирались продать имущество «Автомобильной компании Детройта» и для того, чтобы оценить его, обратились к Генри Лиланду, владельцу фирмы «Лиланд и Фолкнер», выпускавшей автомобильные двигатели. Однако ему, инженеру и механику, показалось, что брошенный владельцами завод имеет большие перспективы. Лиланд предложил инвесторам сохранить производство и задействовать в нем собственные наработки. Прежние партнеры Форда согласились. Вопрос не стали откладывать в долгий ящик.
В том же 1902 году Лиланд изменил название вверенного ему завода. Отныне он стал «Автомобильной компанией Кадиллак» – в честь основателя штата Детройт де Ла Мот-Кадильяка, далекого предка Лиланда. У него же потомок позаимствовал и первую эмблему будущих автомобилей – щит и цветочный венок на короне: они значились на гербе Кадильяка. А лозунг – «жизнь, свобода и стремление» – будущим «Кадиллакам» предоставила Декларация независимости США.

Приняв в свои руки производство, Генри Лиланд немедленно занялся разработкой своего первого механического «детища». Работал он быстро, и в октябре 1902 года крошечная машина, больше похожая на конный экипаж, «Кадиллак А» мощностью всего 10 л. с. выехала на улицы Детройта. Несмотря на большое сходство с одноименным «первенцем» Форда, автомобиль получил отличные отзывы критиков, а завод Лиланда – более двух тысяч заказов.

Но, занимаясь их выполнением, Лиланд не оставлял дальнейшие разработки. И, спустя три года, он представил на суд публики новую, гораздо более жизнеспособную модель – «Д». Благодаря деревянному кузову и «спицевым» колесам она все также напоминала конную коляску, однако с помощью нового четырехцилиндрового двигателя ехала уже гораздо более быстро и уверенно.


ТЕХПАСПОРТ

Марка: «Кадиллак Эльдорадо» («Cadillac Eldorado»)
Год выпуска: 1953
Тип кузова: купе, кабриолет
Длина кузова: 560 см
Ширина кузова: 200 см
Двигатель: восьмицилиндровый, карбюраторный
Литраж: 5,4 л
Максимальная мощность: 190 л. с.
Коробка передач: механическая, четырехступенчатая
Привод: задний
Контрольный расход топлива: 25 л на 100 км
Максимальная скорость: 200 км/час


«Летящая Эмили»

В 1909 году многообещающий автоконструктор получил предложение от крупной компании «Дженерал Моторс» о продаже завода «Кадиллак». При этом оговаривалось, что сам Лиланд останется во главе своей фирмы. Подумав, Генри согласился и продал компанию почти за шесть миллионов долларов.

Так что дальнейшие разработки, многие из которых стали без преувеличения революционными, велись уже под эгидой «Дженерал Моторс». Так появилась, к примеру, первая в мире единая электросистема (стартер – зажигание – освещение), изобретенная в 1912 году. Теперь для того, чтобы завести автомобиль, больше не требовалось крутить ручку снаружи. К новинкам, упрощавшим управление машиной, относились и полностью закрытый корпус авто, и синхронизированная бесшумная механическая коробка скоростей. «Кадиллак Тайп 61» стал первым автомобилем, имевшим в стандартной комплектации дворники и зеркало заднего вида.
В конце 1920‑х годов машины Лиланда обзавелись характерной решеткой радиатора, по которой их можно легко узнать и сегодня. Тогда же увидел свет небольшой, но очень быстрый «Ла Салль» – ему предстояло неоднократно принимать участие в гонках, с честью отстаивая доброе имя «Кадиллака».

Расцвет компании и закрепление за ней славы производителя роскошных автомобилей «для избранных» пришелся, как ни парадоксально, на 1930‑е годы – времена Великой депрессии в США, расцвет безработицы и бедности. Понеся убытки в начале десятилетия, завод справился с потерями и сумел не только удержаться на плаву, но и получить прибыль и занять лидерские позиции на автомобильном рынке США.

Не прекращались и инновационные внедрения. В «Кадиллак» впервые в мире установили кондиционер, а вскоре после этого конструкторы приступили к разработке автоматической трансмиссии. Тогда же увидели свет два новых мощных двигателя, машины стали оснащаться независимой подвеской задних колес.
Улучшался и дизайн, над которым трудился целый специальный отдел. На капоте «Кадиллаков» появился узнаваемый символ – девушка с плащом за спиной, «летящая Эмили». На создание ее образа конструкторов вдохновила летчица Эмилия Эрхарт, совершившая кругосветный перелет на аэроплане.

Более серьезно внешний вид округлых «Кадиллаков» изменился в конце 1940‑х годов. Первую половину десятилетия завод, как и многие другие предприятия, помогал военной промышленности, выпуская танки. Но уже в 1948 он полностью вернулся к мирной жизни, явив свету обновленные модели своих прежних автомобилей. К этому времени их венчали «плавники» на задних крыльях, придававшие динамику. Их идею конструкторы подсмотрели у военной авиации. А в следующем году очередное детище «Кадиллака» – купе «Де Виль» – было признано «автомобилем года».

Золотой «конь»

«Эльдорадо» еще только готовился сойти с конвейера, а Америка уже предвкушала рождение новой легенды. По слухам, «Кадиллак» разработал нечто совершенно необычайное, достойное лишь особ королевской крови… Даже само название «Эльдорадо» в переводе с испанского – «золотой» настраивало на определенный лад. И, показавшись миру в 1953 году, первые легендарные «Кадиллаки Эльдорадо» – золотистый, красный, белый и голубой кабриолеты, в общем-то, оправдали ожидания. Мощные и быстрые, достигающие почти 6 метров в длину, они впечатляли и техническими данными, и формами кузова.
Да, внешность «Эльдорадо» тогда произвела настоящий фурор. Новая машина моментально стала законодательницей автомобильной моды – ее черты стали копировать производители во всем мире. Под стать была и цена: вскоре «Эльдорадо» заслужил славу самой дорогой машины в своем классе.

Однако конструкторы считали, что им еще есть к чему стремиться, и продолжили развивать модель. В 1957 году появился ощутимый результат – усовершенствованный «Eldorado Brougham»: комфортный седан с невиданными до сих пор технологиями – сиденьями, «запоминавшими» установки водителя, и пневматической подвеской.

Не прекращалась и работа над дизайном. Сначала внешность «Эльдорадо» дополнили «клыки» на бампере и острые агрессивные «плавники» на задних крыльях, а спустя десятилетие облик автомобиля был еще кардинальнее переработан – капот вновь удлинился, а фары и вовсе «скрылись» в нем.
Однако куда большими стали внутренние изменения. «Эльдорадо» заимел передний привод – технологический прорыв, так как машины тех времен имели либо задний привод, либо в редчайших случаях и на внедорожной технике – полный. Двигатель «легенды» обрел еще большую мощь: объем в 8,2 л и турбокомпрессор позволяли машине разгоняться до 100 км/ч менее чем за девять секунд.

В 1970 году двигатель «Эльдорадо» побил все рекорды по мощности – она составила 400 л. с. А уже через пять лет таким «железным сердцем» стали оснащаться все детища концерна.

Авто для королевы

За четверть века выпуска слава «Эльдорадо», связывающая его с красивой жизнью, лишь упрочилась. В то время многие критики ругали автомобиль за «самодовольство, нелепость и бесцельный перерасход материалов» – от металла до бензина. Однако их слышали лишь те, кто не мог позволить себе «золотой» автомобиль. Другие же шли и покупали, не задумываясь о перерасходах: собственный «Эльдорадо» красноречиво заявлял, что жизнь его владельца удалась. Эффективно подхлестывала такой настрой широкая реклама и, конечно, личный пример власть имущих. Ведь на «Эльдорадо» ездили даже президент США Дуайт Эйзенхауэр и английская королева Елизавета Вторая, вместе с легендарным «Кадиллаком» на публике часто появлялся певец Элвис Пресли…

Успешными стали все первые девять поколений автомобиля, и лишь десятое пошатнуло его прочное положение. Дело в том, что в 1986 году автомобильную легенду затронули принципиальные изменения. «Эльдорадо», габариты которого и в предыдущие годы незначительно уменьшались, теперь «похудел» уже ощутимо. Из величавого гиганта он в одночасье превратился в неказистого малыша, сравнявшись по размерам со средней малолитражкой. Резко потерял «золотой» и в мощности. Ответная реакция покупателей не заставила себя ждать: продажи моментально упали в целых пять раз.

Однако обратно увеличивать «Эльдорадо», да и то незначительно, конструкторы стали лишь в 1992 году. Но вернуться к предыдущим рекордам продаж уже не удалось. Осуществив еще несколько изменений, на одиннадцатом поколении компания «Кадиллак» приняла решение остановить выпуск «Эльдорадо». В 2002 году с конвейера сошла последняя партия – чуть более полутора тысяч – легендарных «золотых» авто. Правда, покрашены они были только в белый и красный цвет, как и самые первые машины этой модели.
На этом блистательная история «Эльдорадо» закончилась. А история «Кадиллака» продолжает двигаться дальше!


Юлия Михалева

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.