Скорость - особенность нашего века. Время становится самым ценным ресурсом. Помните, как у Льюиса Кэрролла: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Ускорение коснулось даже такого, казалось бы, медитативного процесса, как чтение. Журналист «Образа Жизни» Марина Шабалова решила не терять времени зря, и отправилась на урок скорочтения в специализированную школу.


Марина Шабалова, журналист:

Раньше скорочтение у меня ассоциировалось со спринтерским бегом. Главное - скорость. С трудом понимала, как можно научиться читать быстро, и при этом понимать суть. Поэтому и решилась на интригующий эксперимент.


Учиться беглому чтению я отправилась в «Школу скорочтения и развития интеллекта IQ007». Первое впечатление – я ошиблась дверью и попала на урок в детский развивающийся центр. На партах - цветные карандаши и стопка учебных тетрадей с разными надписями: логика, скороговорки, мнемотехника, визуальная память. Нет, не ошиблась.


Группа у нас небольшая, 5-6 учеников, в большинстве женщины – деловые и серьезные. Рядом со мной сидел представительный мужчина в строгом пиджаке, и когда я не успевала открыть нужную страницу, то подсматривала у него, видимо, по старой школьной привычке.


Первый урок – это стресс. Во-первых, все нужно делать очень быстро. Быстро запоминать, считать и читать. Сами задания, на первый взгляд, веселые и несложные: запомнить и зарисовать расположение разноцветных фигур, поочередно двумя руками составить мозаику, придумать рассказ-ассоциацию из веселых картинок, на одном выдохе прочитать как можно больше коротких слов. Получалось не всегда и не сразу, я бы оценила свой успех на твердую тройку. Хорошо, что в этой школе не ставят оценок. Только фиксируют результат в отдельной тетради, думаю, для повышения самооценки ученика.


И вот к концу занятия мы дошли до чтения текстов. Мне сделали контрольный замер - за минуту я вслух прочитала 160 слов. Это неплохой результат, чуть выше среднего. Но и намного ниже, чем у выпускников школы. Как мне сказал преподаватель, читать тысячу слов в минуту для них - норма. Саша, к примеру, в 15 лет прочитал «Властелина колец» (более 800 страниц) за 4 часа.


Но это Саша. А у меня на столе, тем временем, появился «Мюнхгаузен». Поверьте, даже эту детскую книгу совсем непросто читать, одновременно считая вслух до десяти. Нужно еще и суметь пересказать текст. А это уже совсем недетская задача!


На втором занятии я уже включилась в процесс гораздо быстрее. Меньше отвлекалась и расстраивалась из-за того, что не успеваю. Запомнила больше картинок - 20 вместо 15-ти. Четче чеканила скороговорки. Смогла прочитать 175 слов в минуту. Быстрее переключалась с задания на задание. Думаю, эксперимент удался и стоит продолжать «тренировки». Возросшие скорость реакции, гибкость мышления и способность концентрироваться – это те навыки, которые привлекли меня даже больше, чем способность «проглатывать» книги.


Что такое скорочтение?



Многие великие умы умели читать на высоких скоростях. Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн, Оноре де Бальзак, Александр Пушкин, Карл Маркс – далеко не полный список. Теодор Рузвельт каждый день перед завтраком прочитывал по одной книге. Вероятно, они не ходили на курсы скорочтения, но читали очень много книг, за счет чего и развивали скорость.


Роман Ульянов, директор «Школы скорочтения
и развития интеллекта IQ007» (Хабаровск):


«Самое интересное, что у нас нет никакого особого секрета. Скорочтение - это навык, который можно выработать самостоятельно, если много читать. Формально научить читать быстро можно за два занятия. Но качество восприятия информации будет зависеть от возможностей вашего «мозгового центра». Поэтому мы развиваем не только быстроту чтения, но и память, гибкость мышления, расширяем словарный запас – все, что влияет на интеллект».


В среднем, мы воспринимаем печатный текст со скоростью 150-200 слов в минуту. Скорочтение выручает студентов и бухгалтеров, бизнесменов и юристов – всех, через кого проходит большой объем информации. Это не значит, что если научиться читать быстро, то не сможешь получать удовольствие от прочтения художественной литературы. Это дополнительная опция, которая позволяет самостоятельно выбирать скорость.


Роман Ульянов: «Наш мозг нуждается в тренировке и движении так же, как и другие мышцы. Вопрос в том, что кто-то ограничивается привычным ритмом жизни, а кто-то стремится к большему. Курсы скорочтения для взрослых, в основном, посещают те, кто занимается саморазвитием или работает с большим количеством документов. Программа для детей построена по такому же принципу, что и для взрослых, отличается только уровень сложности заданий».


Разработчики методики скорочтения рекомендуют тренироваться регулярно, 2-3 раза в неделю, а лучше каждый день. Если нет возможности пройти полный полугодовой курс, тренируйтесь дома. Если позаниматься месяц и забыть об этом, то скорость и острота реакции быстро вернется к изначальной точке отсчета.


Роман Ульянов: «За 72 занятия мозг адаптируется к нагрузкам, развивается скорость чтения и интеллектуальные способности. Быстрота мышления закрепляется на уровне устойчивого навыка».


Екатерина Плюснина, психолог:

«Наш мозг способен обрабатывать огромное количество новой информации, гораздо больше, чем мы думаем. Его очень сложно перенапрячь. Поэтому развивающие методики, в том числе и скорочтение, это здорово. Тем более что в современном мире идет постоянная борьба за лидерство. Чтобы достигать целей, нужно много знать, а чтобы много знать, нужно много читать. А времени, как всегда, не хватает.


При всех плюсах данной методики, хочу отметить, что если взрослый сам может регулировать процесс, то к ребенку должен быть индивидуальный подход. Не забывайте про четыре типа скорости нервной системы, которые влияют на темперамент (сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики). Не требуйте сразу «сверхскоростей», и не сравнивайте себя и своего ребенка с другими, лучше ведите свой личный дневник достижений. Выбирайте свой ритм, и тогда почувствуете радость и от процесса обучения, и от результата».



Советы от «Школы скорочтения и развития интеллекта IQ007»


1. Следите за текстом
Во время чтения водите по строчкам пальцем, карандашом или линейкой. Это ускоряет процесс и помогает лучше сосредоточиться на каждом слове.


2. Не возвращайтесь к прочитанному
Иногда нам кажется, что мы не запомнили какой-то отрезок текста, но на самом деле информация усвоилась. Лучше читать и оставлять закладки или одновременно помечать на полях те места, к которым следует вернуться потом.


3. Не проговаривайте текст в голове

Когда мы проговариваем текст в голове, то скорость замедляется. Если во время чтения отбивать рукой какой-нибудь ритм, то внутренний голос можно заглушить.


4. Развивайте периферическое зрение
Невозможно научиться читать быстро, не развив периферическое зрение. Попробуйте сосредоточить взгляд на одной точке на стене и стараться рассмотреть всё, что находится вокруг этой точки. Или изучите методику работы по таблицам Шульте. В тексте стремитесь захватить взглядом сразу несколько слов или целый абзац.


5. Полностью сосредоточьтесь на тексте
Старайтесь полностью сконцентрироваться на тексте, осмысливать его сразу в момент прочтения. Чем больше вы отвлекаетесь, тем медленнее читаете и хуже воспринимаете информацию.



Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Екатерина Плюснина, психолог. Роман Ульянов, директор «Школы скорочтения и развития интеллекта IQ007». Марина Шабалова, журналист. Скорочтение