Советская мечта

«У него есть «Волга!» В середине прошлого века эта фраза говорила о многом. Автомобиль ГАЗ‑21, автолегенда СССР считался символом жизненного успеха. Он демонстрировал, что его владелец достиг высокого социального статуса и материального достатка.

Можно было даже не ездить на «Волге», а просто ее иметь: нередко по выходным счастливые обладатели престижной машины вальяжно выкатывали автомобиль из дверей гаража и оставляли греться под лучами солнца. Многие мечтали оказаться на месте водителя. Однако для большинства легенда оставалась недосягаемой.

По следам «Плимута»

В 1953 году конструкторы Горьковского автозавода, расположенного в Нижнем Новгороде, приступили к созданию новой модели автомобиля. Но они даже не помышляли о том, что новый автомобиль сначала станет мерилом успеха советского человека, а потом будет считаться символом ушедшей эпохи. Нет, они просто выполняли свою работу: прежняя модель, вполне успешная «Победа» (ГАЗ‑20), уже начинала отставать от веяний времени, и теперь ей требовался преемник. Желательно – не уступающий по качествам. Общие черты решили подсмотреть у «конкурентов». Для этого ГАЗ приобрел несколько новых «Плимутов», «Фордов» и «Шевроле», которые на заводе разобрали и досконально исследовали, и только потом уже приступили к разработке своей модели. И пусть некоторые черты будущей «Волги» оказались сходными с ее «заморскими» собратьями, сама она стала полноценной собственной разработкой нижегородских конструкторов.

Весной 1955 года три первых образца новой советской машины показались на дорогах, готовясь принять участие в испытательном пробеге по маршруту Москва-Крым-Москва. Еще через год появились три производственных образца, и, наконец, в 1957 году новая советская легенда поступила в серийное производство.

Она выглядела внушительно – длинная и щедро разбавленная хромом. Массивный приземленный кузов «Волги» в передней части покрывал широкий хромированный молдинг в виде трех брусьев, который гармонировал с хромированной отделкой заднего стоп-сигнала и хромированными же дисками.
Внутри машина радовала водителя не меньше, чем снаружи: в мягком комфортном салоне имелись прикуриватель, радиоприемник и даже встроенные фирменные часы с надписью: «Сделано в СССР».
Двигатель объемом 2,5 литра и мощностью 70 л. с. давал автомобилю возможность разогнаться до 130 км/час. При этом потребляла машина от 12 до 15 литров топлива на 100 км. Кузов «Волги» был несущим – шаг вперед в сторону безопасности конструкции. Изначально автомобили этой модели имели две разновидности коробки передач: традиционную для тех лет механическую трехступенчатую и впервые в истории российского серийного производства – автоматическую. Однако очень скоро выяснилось, что эксплуатация в советских условиях губительно влияла на срок службы трансмиссии. Мастеров, способных работать с автоматами, сильно не хватало, а помощь народных умельцев быстро приводила непонятную коробку передач к летальному исходу. Так что уже в 1958 году ГАЗ решил отказаться от установки автоматов.


ТЕХПАСПОРТ

Марка: ГАЗ‑21 «Волга»
Год выпуска: 1957
Тип кузова: седан
Длина кузова: 477 см
Ширина кузова: 188 см
Количество мест: пять
Двигатель: четырехцилиндровый рядный
Коробка передач: механическая трехступенчатая
Литраж: 2,4 л
Максимальная скорость: 130 км/ч
Максимальная мощность: 70 л. с.
Расход топлива: 13 л на 100 км
Привод: задний


Акулья пасть с китовым усом

Капоты первых ГАЗ‑21 имели характерную черту: их венчала металлическая пятиконечная звезда. Из-за нее модель так и прозвали – «Волга со звездой». Этот символ появился благодаря министру обороны Георгию Жукову, который остался недоволен оформлением опытных образцов. Конструкторы решили, что использование элементов символики СССР – беспроигрышный вариант: против него капризный министр не смог бы возразить из идейных соображений. Однако вот незадача: не успели «Волги со звездой» проездить и года, как вне политической игры оказался уже сам Жуков, а вместе с ним и все его проекты. ГАЗ снова получил приказ изменить оформление машины. В итоге с 1958 года «Волги» вместо «звезд» получили «акульи пасти». Так прозвали новую радиаторную решетку, которая имела 16 вертикальных отверстий, напоминающих острые зубы морского хищника. Усовершенствованию подверглись также бамперы и указатели поворота.
Агрессивная «Волга» сразу же отправилась покорять мир. На международной выставке в Бельгии она завоевала Гран-при, что можно считать аналогом современного признания «Автомобилем года». «Рабочая лошадь», «танк на колесах», «танк во фраке» – столь непохожие одна на другую отзывы получала советская легенда, проезжая по странам Европы. Однако одно было совершенно точно – этот автомобиль знали и о нем говорили.

В 1960‑х годах популярность «Волги» на ее родине достигла пика. На массовое желание обладать этим автомобилем влияли и дальнейшие косметические изменения машины. Несмотря на то, что кузов «Волги» остался прежним, автомобили 1950‑х и 1960‑х годов воспринимались едва ли не как разные модели. С бамперов исчезли массивные хромированные клыки, а сами они приобрели внешнюю легкость: хромированной осталась лишь нижняя часть, а верхнюю красили под цвет кузова. Зубастая решетка радиатора стала менее хищной: вместо 16 отверстий стало 36 – теперь ее начали называть «китовым усом». Облегчились и задние фонари – на смену хромированной отделке пришла пластмассовая. К немалому огорчению части поклонников этой машины с ее капота «соскочил» олень. Тяжелая фигурка часто становилась жертвой уличных вандалов, при наезде иногда травмировала пешеходов, так что от нее решили отказаться. Теперь на капот «Волги» устанавливался тот же символ, что и на «Чайку» (ГАЗ‑13), выпускавшуюся с 1959 года – эмблема-накладка с изображением оленя. Впрочем, многие владельцы новых машин с этим не смирились. Они специально разыскивали и устанавливали фигурку с прежних модификаций, считая, что она «Волге» больше к лицу. Спрос сказался и на цене: если в 1961 году легенда стоила 5100 рублей, то в 1965 – уже 6400. Для сравнения: минимальная зарплата в то время составляла 45 рублей в месяц.

Зеленоглазое такси

В 1962 году у элегантной «Волги» появился рабочий брат-близнец – пятиместный универсал ГАЗ‑22, пятая дверь которого для удобства делилась по диагонали. Задний диван складывался, и в салоне можно было разместить до 400 кг габаритного груза. На базе универсала выпускались автомобили скорой помощи.
В 1965 году основная «Волга» в последний раз подверглась улучшениям. Ее конструкция была усилена, управление стало более удобным. Снова изменилась ее внешность: стали выпускаться двухцветные автомобили, которые стоили на 270 рублей дороже базовых. Следующие пять лет ГАЗ‑21 не претерпевал никаких изменений и к 1970 году сошел с конвейера. За 13 лет было выпущено почти 40 тысяч «Волг». Последняя машина черного цвета «уехала» в музей автозавода.

К этому времени народное восхищение «Волгой» пошло на убыль. Модель никогда не затрагивали «глубокие» изменения, и за период своего выпуска она успела довольно сильно конструктивно устареть и отстать от своих иностранных собратьев. То, что изначально вызывало у водителей восторг, теперь становилось причиной негодования. «Низкая настолько, что касается земли бампером. Передачи переключаются с пятой попытки. Хлипкая подвеска. Плохо управляется!» Список жалоб выглядел объемным.
Поэтому ГАЗ‑21 решили поменять на… другую «Волгу».

ГАЗ‑24 увидел свет в 1970 году. Внешне он напоминал американца – крупным кузовом с модными в то время длинными плавниками, отсутствием центральной стойки (хардтоп) и двухцветной окраской. Но у советского гражданина этот автомобиль ассоциировался не с Диким Западом, а скорее, с рабочими буднями. Огромное количество новых «Волг» поступило на службу в такси. Впрочем, с этой целью даже выпускалась отдельная модификация ГАЗ‑24–01 с дефорсированным двигателем мощностью 85 л. с. вместо оригинальных 96 л. с., который к тому же был менее привередлив к качеству топлива. В машины устанавливался встроенный таксометр, но зато отсутствовал радиоприемник.

«Волга»-такси обладала еще одной интересной отличительной особенностью: зеленым огоньком. В верхнем правом углу лобового стекла (там находилось место пассажира) крепилась разновидность лампочки, которая загоралась зеленым светом каждый раз, когда выключался таксометр. Для пешеходов это был знак «Такси свободно». Салон такси отделывался дешевым дерматином. С 1971 года все зеленоглазые такси носили «униформу»: они окрашивались в бледно-салатный цвет.

ГАЗ‑24 выпускались до 1992 года, к которому успели безнадежно устареть. Более чем за двадцатилетний период выпуска автомобиль не подвергался серьезным обновлениям. Казалось, с тех пор «Волга» осталась в прошлом. Однако 18 лет спустя автолюбители снова услышали название, бывшее когда-то легендарным. В 2010 году ГАЗ выпустил седан «Волга Сайбер». Его построили на выкупленной для этого платформе «Крайслер Себринг», который выпускался с 1995 по 2010 год. Внешне «Сайбер» выглядел идентично «Себрингу», но внутренне, по словам многих владельцев, отличался не в лучшую сторону, так как «начинка» оказалась изначально морально устаревшей.

Несмотря на критику, новая «Волга» нашла себе в России поклонников. Однако их оказалось недостаточно – производство оставалось нерентабельным. Всего лишь через год после начала выпуска «Сайбер» покинул конвейер. Поставлена ли на этом последняя точка в истории легендарной модели? Время покажет…


Юлия Михалева

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.