№6 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Стантрайдинг – спорт, а не хулиганство!

Хабаровчане Никита Покусай и Денис Рыбалко - команда «Stunt 4212». Выскочки с Дальнего Востока уже несколько лет занимают призовые места на крупнейших международных соревнованиях по стантрайдингу. Интригуют соперников названием и помогают начинающим заставить мотоцикл ехать на одном колесе. О том, как мотофарс перерос в спорт со смыслом, о дружбе и победах «Образу Жизни» рассказал Никита Покусай.


Четыре года назад эти двое бросили вызов западу. Самоучки из Хабаровска, без лишних грез и звездности, погрузили свои мотоциклы в микроавтобус и отправились своим ходом прямиком на Чемпионат Мира по стантрайдингу в Польшу. Признаются, не ждали ни горячего приема, ни похвалы, хотели только посмотреть, как выступают профессионалы. Первой приняла Москва с комментарием: «Да вы самые мощные в России». Потом была Польша. Первая попытка выйти в люди оказалась удачной.


«Интрига сразу повисла над названием команды. Никто на Западе не может раскусить фишку, что за цифры 4212 в названии команды. Есть разные предположения. Один из участников подошел, говорит: «Я понял, у тебя передняя звезда на мотоцикле на 12 зубьев, а задняя на 42». Мне осталось лишь улыбнуться. На соревнованиях, если просят рассказать про Хабаровск, первым делом показываю видео, как у нас медведь гулял по супермаркету».



Стантрайдинг (прим. - трюки на мотоцикле) - молодой и очень зрелищный спорт. Он официально признан в Европе, где ежегодно проходит множество турниров и соревнований. В России же трюки на мотоциклах приравниваются, скорее, к экстремальным увлечениям. В них есть что-то от BMX (прим. - велотрюки) и много чего из фигурного катания. Казалось бы, где лед, а где мотоциклы. И фигуристы, и мотоциклисты откатывают заготовленные и произвольные программы с той только разницей, что при выступлении на асфальте музыка не звучит. Все элементы катания должны иметь красивые переходы, за выполнение элементов повышенной сложности ставится больший балл, а жюри оценивает технику и артистизм. К тому же на льду, как и на асфальте, катать непросто и весьма опасно. Мотоциклисты усмиряют мощнейшие двухколесные машины, заставляют их становиться на заднее и переднее колесо, дрифтовать, а в процессе выполняют акробатические элементы.


«Несколько лет назад приехал в Москву на международные соревнования и опоздал - не успел оформить заявку и не был допущен к конкурсным заездам. Говорю: «Дайте мне только потренироваться рядом с профессионалами, они ж звезды и столько всего умеют». Вероятно, в рамках России мы хороши, но нам еще расти и расти. Мы учимся, тренируемся в свое удовольствие. Например, атлет RedBull по 4 раза в неделю занимается в спортзале, а после тренируется на площадке - он только этим и живет. Мы тоже фанатики, но не настолько».


Больше 15 лет прошло с первой самостоятельной поездки за рулем большого советского мотоцикла Иж Юпитер-3. Старший брат разрешил прокатиться. Никита и сейчас помнит, как накануне всю ночь повторял одни и те же слова: «Первая передача вниз, сцепление слева - отпустил». Потом были восторг до головокружения и твердое желание иметь свой мотоцикл. И очень быстро у подростка появился мопед «Карпаты». Русский, с переключением передач на руле. Первый выезд на нем закончился фееричным падением.




«У городских были японские пластиковые мопеды, а у меня неубиваемый русский, и я был крут. Когда мопед впервые заглох, что ремонтировать, мы не знали, поэтому ездили как на самокате - забирались на горку и скатывались. Потом все же решили отвезти механику на поселок Горького. Как сейчас помню, звали его Егор, высокий такой мужик, по локоть в мазуте. Полдня мы катили к нему мопед из центра. А он в минуту выкрутил свечу, дунул на нее как следует, поставил на место, и мопед завелся. Я после этого еще года два в любой непонятной ситуации выкручивал свечку и дул на нее (смеется)».


Вместе с мотоциклами осваивалась простейшая механика. Бэушные, они имели свойство буквально рассыпаться на дороге. Впрочем, даже новый отечественный мотоцикл, купленный отцом в подарок, изначально был с дефектами. Все собиралось, разбиралось, дорабатывалось. После механики началось изучение физики.


«Впервые на заднее колесо я поставил еще русский мотоцикл. Мощности не хватало, и я специально сажал назад друга повыше. Он максимально откидывался, и мотоцикл вставал на заднее колесо. Народ в шоке, все девочки сразу же влюблялись. И было ощущение, что я не просто мотоциклист, а круче всех (смеется). По юности мы были эдакие хулиганы, красовались, рисковали. А вот когда начался стантрайдинг, началась новая осознанная эра. Я узнал, что в Америке есть целая культура, мотобанды по 100 человек выезжают на хайвеи и могут километры ехать на одном колесе. Это называется street killing, в переводе - убийство улиц. Смотрел видео с постановками трюков - стал понимать физику и технологию выполнения элементов. Сейчас отличаю профессионала от дилетанта, который едет «в последний путь».



Мотоцикл для стантрайдинга подгоняется под конкретного спортсмена. Под вес, под сложность трюков, которые на нем выполняются. Первые эксперименты были с русским мотоциклом, тем самым, купленным отцом. После обрастать железом стал и японский, литровый, со 120 лошадиными силами. Так, на заграничном красавце появилась - «швабра». Эдакий ограничитель на заднем колесе соорудили из ножек старого школьного стула. Пластик сняли, конструкцию приварили. Стало получаться останавливать мотоцикл на заднем колесе.


«Стантрайдинг не опаснее любого другого вида спорта. Безусловно, есть специальная защита - для ног, рук и головы. Самые современные материалы не сковывают движения во время катания, зато при ударе надежно защищают, становясь твердыми, точно пластик. И я всегда готов к падению. Первое, что делаю при изучении нового трюка - продумываю, как спрыгнуть, чтобы не угодить под мотоцикл. Скорость, высота - травмы могут быть очень сложными. Случалось, мотоциклы после тренировок приходилось увозить по частям».


В стантрайдинге существует 5 категорий трюков: езда на заднем колесе, на переднем колесе, дрифт, флэт трюки (прим. - прыжки) и акробатика. И в каждой категории от 10 до 50 комбинаций трюков, в том числе и повышенной сложности. Чтобы участвовать в соревнованиях, нужно выполнять элементы из каждой категории, за это начисляются баллы. Порой, чтобы разучить один трюк, у хабаровских стантрайдеров уходит едва ли не целый месяц. А бывает, что трюк рождается моментально - здесь и сейчас. В любом случае, спортсменам нужно держать себя в форме, что с затяжной дальневосточной зимой сделать очень сложно.


«Я тренируюсь примерно с середины апреля до конца июня. Потом мотоцикл отправляю в Москву, оттуда идут все передвижения на соревнования. До августа мы стабильно находимся на западе. А возвращаясь, даже успеваем на ежегодный турнир «D1» во Владивостоке. И катаем до октября. А потом зима - межсезонье. Но все равно нам тренироваться проще, чем в той же Москве. По пробкам доехать до гаража за мотоциклом, потом добраться до тренировочной площадки - это нереально долго. Я практически не имею свободы передвижения, и это очень раздражает. Сейчас выжидаю, пока растает снег. А Денису, второму участнику нашей команды, повезло больше - эту зиму он тренируется в Сочи. Сейчас в отличной форме. Буквально в феврале на международном чемпионате в Италии он стал третьим. Наш хабаровчанин потеснил европейцев!»


Для полноценных тренировок стантерам необходимы только два условия: открытая ровная площадка 30 на 70 метров и чтобы не мешали. Что может быть проще? Но по факту получается, что миссия почти невыполнима. Практика тренировок на автопарковках, как это заведено за границей, да и в Москве, здесь не действует. Спортсменов то и дело просят удалиться, пусть даже с пустующих территорий, сдают правоохранительным органам или просто оскорбляют.


«Когда тренируемся, огораживаем территорию дорожными конусами, на всякий случай. С парковки арены «Ерофей» нас частенько выгоняют, сотни метров пустого асфальта, но для некоторых мы как красная тряпка. Одни смотрят и хвалят, другие - вызывают ДПС. Были случаи, что мотоциклы увозили на эвакуаторе. Как-то катались, и к нам подбежали дети. Встали на расстоянии, пооткрывали рты - им любопытно. Я тоже отец и понимаю всю ответственность, сразу сбавил обороты и стал кататься для своих маленьких зрителей. И тут с матами несется их отец: «Ты дурак, ты детей убьешь». Ну что тут скажешь».


Впрочем, трюкачей на мотоциклах приняли возле центра развития хоккея «Амур». Администрация давно знакома с Денисом и Никитой, знают об их успехах. А в один год небольшую площадку, где мотоциклисты отрабатывали трюки, централизованно огородили. Теперь эти двое вполне уверенно могут «месить» асфальт, так спортсмены называют свои тренировки.


Денис Рыбалко и Никита Покусай познакомились еще в 2007 году. Они соперники и друзья, мотивируют друг друга и соревнуются между собой - настоящая команда, пусть только из двух участников. Они выступали и получали награды в Польше, Германии, Санкт-Петербурге, Чехии, Литве и Таиланде. За несколько лет Никита и Денис со своими мотоциклами объездили полмира. Ни за деньги или славу, за счастье делать трюки!


«Мы не хулиганы какие-то, мы спортсмены, и у нас все серьезно!»


Елена Чагина
Фото Алексея Суворова
и ТРК «Приморское кольцо» (PrimRing
)

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.