http://basdv.ru/

Старший, младший, средний…

Растить человека – это работа: ответственная и весьма сложная. Но сложности, с которыми сталкиваются родители единственного сына или дочки и родители многодетной семьи, могут быть разные. О превратностях воспитания, помноженных на количество детей, читателям «Образа Жизни» рассказала психолог, гештальт-терапевт Екатерина Любачевская.


Семья – семь «я»

«Много детей – много хлопот» – с этим согласится любой многодетный родитель. Можно выделить основные трудности, которые присущи семьям, где детей от трех и больше.

Во-первых, это сложность с выкраиванием времени для полноценного общения с каждым ребенком. Здесь имеется в виду индивидуальное внимание к ребенку и его проблемам. Как следствие, у детей теряется самооценка и значимость собственного «я» – ведь они всегда лишь часть коллектива.

Во-вторых, как ни странно, но многодетная семья - более замкнутая система, нежели та, где один или двое детей. Получая достаточно общения с братьями и сестрами, при контакте с чужими детьми ребенок из многодетной семьи может вести себя настороженно. Однако по мере взросления ситуация, как правило, постепенно выравнивается.

В-третьих, детям из многодетных семей сложнее проявлять лидерские качества, они скорее «командные» игроки. В подростковом возрасте это может начать проявляться в гиперкомпенсации – преувеличенном стремлении выделиться внешним видом, успехами, поведением (как хорошим, так и плохим).

Один-единственный

Сегодня многие семьи воспитывают одного ребенка. И для него это достаточно сложное испытание – быть единственным объектом любви родителей, у которых всегда велик соблазн переборщить с количеством заботы и внимания.

Какие же трудности возникают у таких семей?

Во-первых, «культ ребенка», или так называемый «педоцентризм», когда малыш становится центром и практически главой семьи. Иногда весь ритм жизни родителей подстроен под потребности сына или дочери, то есть растится подобие «маленького лорда»: от него практически ничего не требуется, ему все разрешено и дается только самое лучшее. Отсюда и основными чертами характера ребенка могут стать эгоистичность, несамостоятельность и зависимость. Понятно, что они вряд ли помогут ему во взрослой жизни.

Во-вторых, одиночество единственного ребенка. Так как в наше время детей все реже отпускают гулять на улице одних, то у ребенка часто просто не остается возможности обзавестись друзьями. Особенно если родители не доверяют детским садам, и с единственным ребенком сидит или неработающая мама, или бабушка.

В-третьих, повышенное внимание родителей к успехам единственного чада может стать причиной его перфекционизма (стремления к совершенству) и страха совершить ошибку и разочаровать окружающих. В результате дети стараются отличаться в учебе, достигать только лучшего и сильнее переживают неудачи, особенно когда не получается преуспеть во всем сразу.

Два сапога пара

Привычный мир, состоящий из ребенка и родителей, рушится, когда в нем появляется новый член семьи – брат или сестра.

Есть общие психологические сложности, с которыми сталкивается почти каждая семья при появлении второго сына или дочери.

Бывает, что родители начинают видеть в старшем не ребенка со своими желаниями и потребностями, а в первую очередь помощника. Перед ним начинают ставить непосильные задачи, предъявлять повышенные требования или вменять родительские обязанности – уход за младшим, прогулки с ним, уборку после него и так далее. Одновременно младший начинает пользоваться всеми привилегиями статуса «маленький» – ему достается лучшее и весь мир крутится вокруг него. Если не восстановить справедливость, то старший обзаведется комплексами, а младший может вырасти избалованным и эгоистичным.

Нередко старший ребенок начинает страдать от нехватки личного пространства и внимания. Младший пришел в мир, где он уже «второй», а «первому» еще придется привыкнуть и приспособиться к тому, что его жизнь поменялась. Его личные вещи, комната и даже время могут быть отданы брату или сестре – «дай ему поиграть, он же маленький», «теперь эта ваша комната», «ты идешь с друзьями погулять, возьми маленького», «он же маленький, требует больше внимания, поговорим позже». Поступая так, родители совершают большую ошибку. Не забывайте, что именно старший, а не малыш, требует в этой ситуации наибольшего внимания и заботы – ему сейчас сложнее.

Проблемы у старших и младших детей возникают и между собой. Старшие дети не всегда понимают младших, их способности и поведение. Например, им не всегда ясно, что что-то делается не нарочно, а в силу возраста (поломанная вещь, непослушание). Старшему скучно с малышом, и он искренне не разделяет радости окружающих. Младший в ответ проявляет неуважение к брату или сестре – опять же в силу возраста или же допущенных взрослыми ошибок (старший всегда виноват, а младшему все прощается; младший берет без спроса вещи старшего, а родители никак не реагируют). Терпимости и уважению стоит обучать всех детей, а особенно с большой разницей в возрасте.

Старший, средний, младший

Отношения в семье – это фундамент будущего характера взрослого человека. Психологами даже выделены специфические черты характера старших, младших и единственных детей.

Старшие обычно ответственны, честолюбивы, стремятся многого достичь, но одновременно с тем очень боятся потерять любовь родителей или не оправдать их ожидания. Из-за этой тревоги старшие дети часто остаются вместе с родителями или позже начинают строить собственные семьи.

Положение среднего – самое сложное, специалисты даже выделили спе-цифическое обозначение «синдром среднего ребенка». Старший имеет положение главного. Младший купается в любви. А средний... демонстративно проявляет непокорность, непослушание, иногда – болезненность, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание.

Основная проблема среднего ребенка – в самоидентификации. Он не может определить свое место и свою значимость, поэтому тревоги о своей нужности – его частый спутник.

Нередко такие дети чувствуют несправедливость жизни, ведь они лишены статуса старшего ребенка и привилегий младшего. Но несомненный плюс «срединного» положения – способность во взрослом возрасте находить общий язык с любым человеком.

Младшие более независимы, оптимистичны, иногда даже легкомысленны. По сравнению со старшими они более адаптивны. Если вспомнить историю, то обычно старшему в наследство доставалось нажитое родителями, а младший уходил странствовать и искать счастья в чужие края. Поэтому старший ребенок – это продолжатель рода и дела, а младший – исследователь и бунтарь.

Единственные дети обладают одновременно чертами как старшего, там и младшего ребенка. Они отлично умеют получать желаемое, но обычно им требуется публичная оценка их достижений и признание значимости.

На самом деле не так важно, сколько в семье детей – один или пять. Главное, чтобы каждый из них был любимым!


Если вы воспитываете...

Единственного ребенка,

… вам понадобится большой арсенал педагогических знаний. В семьях, где детей несколько, многие жизненные ситуации (конкуренция, защита своих вещей и себя) возникают естественным путем. Вам же придется создавать их, чтобы научить малыша жизни. И не забывайте, что адекватная строгость больше соответствует любви, нежели попустительство и вседозволенность. Ведь основная цель родителя – подготовить ребенка к самостоятельности.

Двоих детей с ощутимой разницей в возрасте,

… помогите старшему приспособиться к новому миру, изменившемуся для него после появления брата или сестры. И тогда он сам, по своей воле, станет вам лучшим помощником. Помните, что не только старший ребенок может научить младшего, но и младший может преподать важные жизненные уроки.

Нескольких детей (от трех и больше),

… старайтесь не забывать о важности отношений с каждым членом семьи. Найдите время и место для того, чтобы уделять внимание всем детям. У многодетных родителей – самое большое сердце, там хватит места для всех и даже немного останется, и пусть ваши дети никогда в этом не сомневаются.

Записала Юлия Михалева


Имена не как у всех

Легко ли быть начальником?

Сонные рецепты

Мифы о груди

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.