http://basdv.ru/

Столетние девочки

Есть что-то мистическое в куклах, переживших столетие. Наивный взгляд детских глаз гипнотизирует, не позволяя отвести собственный. Каждая из старинных красавиц – особенная, с неповторимой внешностью, оригинальным нарядом. Мастера ХIХ века не делали близнецов. Но как удалось хрупким фарфоровым куклам уцелеть в вихре времен?! Антикварам-реставраторам под силу вернуть жизнь своим загадочным подопечным, буквально воссоздав их из кучи осколков. Людей, владеющих подобным мастерством, можно во всем мире пересчитать по пальцам. Кукольный мастер Галина Хайнце живет и работает в Германии. Накануне волшебных праздников она согласилась открыть «Образу Жизни» некоторые секреты своих вечно молодых красавиц.

Кукольный доктор

– Меня всегда интересовали старинные куклы. Они вызывают щемящее чувство быстротечности времени. Несмотря на их хрупкую прелесть и беззащитность, они, верные хранители детских тайн и соратники игр, пережили уже не одно поколение детей. Да и немногих взрослых они оставляют равнодушными: ведь детство не уходит, а только прячется в душе каждого человека. В Германии у меня много знакомых коллекционеров, которые обращаются с просьбой о реставрации своих кукол.

Сегодня мой интерес к антикварным девушкам уже трудно назвать простым увлечением. Это моя работа. У нас семейная фирма по продаже старинных интерьерных вещей – антикварный салон, но преимущественно мы продаем кукол. Я их «лечу», а с решением технических вопросов помогают сын и дочь. Но, кроме реставрации, я занимаюсь серьезным, но очень увлекательным изучением немецкой кукольной промышленности ХVIII – ХХ веков. А привели меня к старинным красавицам авторские художественные куклы. Я делала их из скульптурных масс, не требующих обжига. В результате появились и определенные навыки, и понимание того, в чем мое призвание.

В Германии моя профессия так и называется – «puppendoktor» – кукольный доктор. Но ни в одном учебном заведении ей не обучают. Научиться грамотно реставрировать антикварные игрушки можно только у старых кукольных докторов, а собственные мастерство и профессионализм приходят с опытом.
Ремесло это существует тут очень давно, оно возникло одновременно с появлением игрушек. В прежние времена почти в каждом городе имелись даже кукольные «клиники», где фарфоровые красавицы обретали новую жизнь. Особенно многолюдно становилось в них в преддверии Рождества. Ведь кукла, без сомнения, всегда была лучшим и самым желанным подарком для любой девочки. Но не всегда у родителей хватало денег на покупку очередной дорогой игрушки. А кукольный доктор за гораздо меньшую плату превращал старую куклу в новую. Ему можно было заказать изменение цвета глаз, волос, платья.
Впрочем, если серьезные вмешательства в облик фарфоровой девочки не планировались, нередко обходились и своими силами. Одним из непременных предрождественских дел в семьях было изготовление нового наряда для каждой куклы. В прежние времена девочки очень рано обучались шитью, вязанию, разным видам рукоделия. Совсем маленьким, конечно, помогали мамы или старшие сестры. Для кукол даже шили рождественские костюмы, чтобы они украсили детский праздник.

Фарфоровая мода

– За годы работы через мои руки прошла не одна сотня антикварных девочек с фарфоровыми головами, как немецких, так и французских. Это куклы таких известных производителей, как Жюмо, Готье, Денамур, Кестнер, Зимон и Хальбиг, Марсель, Бэр и Прешильд и многих других. Была необычная малышка фабрики Кестнера с прорезями для настоящих меховых бровей. Встречались и редкие ранние куклы периода 1820–1850 годов, сделанные из папье-маше или воска.
Профессия кукольного доктора в чем-то схожа с профессией настоящего врача, поскольку главным в работе остается принцип «не навреди». Старая кукла, даже очень потрепанная временем и, как мы говорим, залюбленная детьми, не должна выглядеть как новая. Ведь сегодня она – уже не детская игрушка, а предмет коллекционирования, имеющий историческую ценность.

В своей работе я использую старые техники, как и старые или аутентичные им материалы. Как у каждого кукольного доктора, у меня есть много своих наработок и маленьких секретов. Работа реставратора достаточно сложная и кропотливая. Над одной куклой приходится трудиться в течение недели, а иногда и дольше. Но, когда процесс нравится, трудно выделить, что сложно, а что просто.

Чем обычно страдают мои «пациентки»? Самые частые «болезни» – потерянные пальчики, разбитые глаза, продавленные тела, провисшие старые резинки, которыми стягиваются тела и конечности. Случаются и другие «травмы». Кукле может понадобиться восстановление красочного покрытия, установка глазного рокера, новые зубы или парик.

В прошлом веке прически этих красавиц делались из мохера или натуральных волос – они часто хорошо сохраняются. Это удача: старый парик ценен сам по себе, и такая кукла стоит дороже, чем обладательница новых кос. Но если паричок совсем пришел в негодность, я делаю ему замену.

Часто требуется и изготовление нового наряда. Кукольная одежда, к сожалению, имеет более короткий срок жизни, чем ее владелица. Однако, если кукла постоянно «жила» в доме, не подвергалась перепадам температуры, не попадала под дождь, то ее старинный наряд может и уцелеть. Особенно если он был сделан из хлопка или бархата. Шелковые ткани более подвержены разрушению. Еще реже, чем в антикварных одеждах, но тем не менее встречаются куклы и в оригинальных коробках.

Кукольные платья я шью по старинным выкройкам и из старых тканей. Материалы для изготовления костюмов ищу повсюду. Старые ткани, кружева, обрезки мягкой кожи для туфелек, антикварные пуговицы и цветы покупаю на европейских блошиных рынках. На аукционах приобретаю старинные шляпки, старые брошки и еще множество всего, что может понадобиться в работе.

Дамы с прошлым

– Каждая из старинных девочек имеет свою историю, и люди часто интересуются прежней судьбой своей новой куклы. Но узнать о ней не всегда возможно. Если мы приобретаем кукол на частных аукционах, то не спрашиваем, кто был их владельцем. Таковы правила этикета. Так что прошлое старинной барышни становится известно только при покупке напрямую у хозяйки. Таким образом я выяснила, например, историю черноволосой синеглазой красавицы, сделанной на фабрике братьев Кюнленц. Она родилась в Германии, побывала на русской земле, а потом вернулась назад. Эта кукла принадлежала маленькой девочке по имени Берта. Когда началась Вторая мировая война, ее отец работал инженером на химическом заводе под Магдебургом, где производилось керосиновое топливо для самолетов. После окончания войны оборудование предприятия и рабочих вместе с семьями вывезли в Советский Союз, в Свердловскую область, для восстановления разрушенного завода. Берте, которой было пять лет, разрешили взять с собой в СССР любимую куклу. Девочка пошла в русскую школу, проучилась в ней два года. Об этом времени спустя много лет вспоминала: жили в бараке, зимы стояли холодные, но немецкие дети вместе с русскими весело катались с горы на санках. В начале 1950‑х годов семья возвратилась в Германию вместе с игрушкой. Всю жизнь Берта не разлучалась с этой куклой, даже внукам не разрешала с ней играть – настолько дорожила.

Есть у меня девочка, которая мне особенно дорога. Это русская кукла фабрики Журавлева и Кочешкова – пусть и не такая красивая, как французские или немецкие, но зато очень теплая и душевная. Она – огромная редкость, таких сохранилось очень мало.

Я всегда покупаю тех кукол, которые нравятся мне самой. И на период работы над ними каждая становится самой любимой.

Обычно я не спешу выставлять кукол на продажу после реставрации. Часто они живут у меня подолгу, прежде чем я решаюсь с какой-то из них расстаться и выставить на продажу. Но и после этого мне не безразлична их судьба. Мне важно знать, в какие условия попадет моя девочка. Для этого мы на нашем сайте www.antik-sachsen.ru даже создали рубрику «Галерея проданных кукол». Там новые владельцы размещают свежие фотографии своих старинных красавиц и рассказывают о том, как им теперь живется в их доме.

Ведь антикварная кукла – это не просто кукла, а нечто совершенно особенное!

Записала Юлия Михалева
Фотографии из личного архива Галины Хайнце


Встреча с гостьей из прошлого

Решили купить антикварную куклу?
Прислушайтесь к советам Галины Хайнце:

- Если вы покупаете куклу у надежных и профессиональных продавцов, то она, как правило, приезжает к вам целой и невредимой, не нуждается в дополнительной чистке или дезинфекции. Она сразу готова к установке в витрину, для которой в доме нужно найти безопасное место, куда не доберутся детские ручки или лапы домашних животных.
- Если же вы не уверены в профессионализме продавца, а кукле предстоит почтовая пересылка, обязательно попросите его о правильной упаковке. Часто удивительная редкость и красота гибнет как раз в процессе перевозки.
- Картонный затылок (пейт) и парик должны быть сняты, а голова изнутри аккуратно набита мягкой папиросной бумагой, чтобы от тряски не повредился глазной рокер. Самый лучший упаковочный материал для головы – это детские памперсы и пузырчатая пленка.
- Если кукла приедет испачканной, ее нужно очистить. Фарфоровую голову можно аккуратно протереть ватным диском, смоченным спиртом, водкой, мыльным раствором. Только нужно следить, чтобы спирт не попал на тело куклы, покрытое шеллачным лаком: лак растворяется под его действием.
- Тело можно протереть влажной косметической салфеткой.
- Парик лучше не смачивать водой, а аккуратно протереть спиртом.
- Если же имеется необходимость в реставрации, лучше сразу обратиться к специалисту. Неграмотный ремонт наносит ценной антикварной кукле непоправимый вред.

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.